SMI.KAZANOBR.RU Август–2018

Участники конкурса "Учитель года города Казани - 2018"

"Учитель года города Казани - 2018"

IMG_0374

В гимназии №52 Приволжского района состоялось торжественное мероприятие, посвященное закрытию конкурса «Учитель года города Казани – 2018». Управление образования, партнеры и спонсоры конкурса вручили цветы и подарки всем участникам городского этапа.
Я хотел бы выразить слова благодарности и признательность за оказанную поддержку, помощь коллегам нашей школы №33.
В этом году городской этап конкурса проходил с 15 по 31 января 2018г. Соревновались 91 педагог в разных номинациях.
В своей номинации «Педагог – организатор» я занял 3 место.
Поздравил педагогов в Казанской ратуше Мэр Казани Ильсур Метшин.

Приемы педагогической техники: "Завершение занятия"

DSCN6581

Наверное, каждый учитель замечал, что часто занятие "пролетает" на одном дыхании, а порой длится "целую вечность". Рано или поздно занятие закончится и сделать это нужно во время! Формула: педагог завершает урок четко, традиционным словом или действием. Вообще, ученики ценят умение завершить занятие точно со звонком, не затягивая его на дополнительное время. И все же последнее слово за педагогом, а не звонком. Это может быть простая фраза: "занятие закончено, успехов вам!" Или: "занятие завершено, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!"
В своей практике я использую, например, при работе с младшими школьниками фразу: "Пришло время отдохнуть нашим компьютерам. Занятие завершено. Встретимся на следующем занятии с хорошо отдохнувшим компьютерами и вам желаю хорошо отдохнуть!"

Приемы педагогической техники: "Минутка отдыха"

DSCN7536

Хорошее начало занятия задает "настроение" практически на все занятие. Если сразу задан активный темп,то поддерживать его постоянно не только сложно, но и порой невозможно. Всегда надо помнить, что должны быть паузы для отдыха. Действительно, кроме начала и конца занятие имеет и "экватор" - середину. Формула: педагог использует традиционную игру-отдых на занятии. Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию.

Приемы педагогической техники: "Вход в занятие"

DSC02636

Начало урока - это один из важнейших элементов занятия! "Как занятие начнешь, так его и проведешь" - так сказала бы я о важности начала занятия.
Спортсмен, придя на тренировку, не начинает сложных упражнений без разминки. Всегда необходим настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в занятие (урок). Естественно, непосредственно сама процедура может быть разной. Она зависит от возраста контингента, направления объединения и других условий. В школе являлся и до сих является распространенным входом в урок такой вариант: после звонка все встали около своих рабочих мест, замерли, посмотрели в глаза учителю, после слов приветствия и разрешения сесть, сели. Такой вход традиционен в условиях школы, а многое в систему дополнительного образования, автоматически переносится и в ДО. Это и не хорошо и, в тоже время, и не плохо. Единственное, как подчеркивают, мэтры педагогики, "что он не единственный и недостаточный". Формула: учитель начинает урок "с настройки".

Правила жизненного "движения"

DSC02652

Продолжая тему полезных советов для педагогов, еще несколько. Кто-то сказал, что человеческая жизнь - это долгая поездка. А любая дорога требует соблюдения определенных правил для безопасного и комфортного движения. И чтобы дорога была счастливой нужно просто соблюдать правила "жизненного" движения:
1. Любите жизнь, доверяйте интуиции, рискуйте, теряйте и находите свое счастье!
2. Смейтесь, живите в каждый момент жизни и не забывайте наслаждаться тем, что имеете в данный момент.
3. Никогда не меняйтесь для того, чтобы произвести впечатление на кого-то. Меняйтесь, для СЕБЯ! Меняйтесь, если это делает Вас лучше и ведёт к более яркому будущему.
4. У Вас только одна жизнь, поэтому делайте то, что делает Вас счастливыми, и будьте с тем, кто заставляет Вас улыбаться.
5. Признавайте, когда Вы будете неправы и извлекайте уроки из этой ситуации.
6. Всегда оглядывайтесь назад и смотрите, чего Вы добились, и…ГОРДИТЕСЬ СОБОЙ!
7. Делайте больше!
8. Пишите рассказы, стихи! Пойте! Рисуйте! Делайте фотографии! Делайте то, что делает лично Вас счастливым!
9. Продолжайте расти!
10. Продолжайте двигаться!

Принципы педагогической техники: Принцип идеальности

DSCN0083

Принцип идеальности называют также принципом высокого КПД. Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Идеал – педагог не устает, не вырабатывает эффективность своего труда! Наверное такой идеал педагога, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно. Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Принципы педагогической техники: Принцип обратной связи

_IGP7105

Одним из принципов педагогической техники является принцип обратной связи. Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет просто невозможен. Для организации успешного занятия обратная связь необходима. Только педагог в уроке отслеживает совершенно другие параметры: настроение своих учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Не существует «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у всегда набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Принципы педагогической техники: Принцип деятельности

DSCN0141

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».
Доказательства? Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Увы, но пока проверкой знаний считается ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, работа образовательной организации процентов на девяносто в холостом режиме.

Источник: Гин А.А. "Приемы педагогической техники": http://www.studmed.ru/view/gin-aa-priemy-pedagogicheskoy-tehniki_f8c1464...

Полезные советы педагогам

gif

Педагог - это не просто очень занятый человек! Каждый день он выполняет множество дел и решает разные задачи. Дома продолжает опять работать, жертвуя сном, а порой и собственной семьей. И не удивительно, что такая жизнь приводит к эмоциональному выгоранию... Как помочь себе?! Вот несколько действенных советов.
Первое и, наверное, самое главное
1. Высыпайтесь!
Психолог Бенджамин Харди говорит о преимуществах сна. Нормальный ночной сон:
• Увеличивает память.
• Сохраняет продолжительность работоспособности.
• Снижает переутомления.
• Увеличивает способность к творчеству.
• Повышает внимание.
• Снижает вес.
• Повышает стрессоустойчивость.
• Снижает зависимости от стимуляторов, таких как кофеин.
• Снижает риск несчастных случаев.
• Снижает риск депрессии.
Так что спать нужно обязательно так, чтобы высыпаться! И помним,что «Утро вечера мудренее»
2. Исключите принятие утренних решений

Принципы педагогической техники: Принцип открытости

DSCN6572

Это публикация рассматривает второй принцип педагогической техники "Принцип открытости". Один очень мудрый грек произнес следующую фразу:«Я знаю, что я ничего не знаю». «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей! Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию.

Принципы педагогической техники: Свобода выбора

WP_20161207_15_03_07_Pro

Принципы педагогической техники являются фундаментом, на котором созидается вся педагогическая практика. Сами же приемы педагогической техники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованное занятие». В этой публикации познакомимся с одним из пяти основных принципов педагогики по А.Гину. Это принцип "Свобода выбора".
В мире существует огромное количество ценностей. Для каждого они свои, можно сказать, индивидуальные. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди ценностей есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека. Это - свобода! Никто не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. А дети особенно! Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

"Приемы педагогической техники"

hello_html_m2fa76e04

Если прочитав заголовок, вы вдруг почувствовали что-то знакомое, значит, вам знаком автор книги-бестселлера "Приемы педагогической техники" Анатолий Александрович Гин. Человек, который после окончания университета по зову сердца остался работать в школе, где преподавал физику по углубленной программе. И самое главное, постоянно работал над совершенствованием методики преподавания, самостоятельно разрабатывал новые методики. И неудивительно, что каждый год среди его учеников были победители олимпиад – от районных до Всесоюзных...
Об этом удивительном человеке и его приемах педагогических технологий хочу поделиться на страницах моего блога.

Профессиональное самоопределение: профориентационные игры для младших школьников

DSCN7771

При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Именно игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка, деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции маленьких учеников. Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Предлагаю игры, в которые охотно играют ученики начальной школы.
№ 1 Профориентационная игра «Холодно или горячо?»
Правила: Участники игры отгадывают и разгадывают профессии.
Организация: Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая и педагога) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии. Например,
 Строит дома?
 Водит автомобиль?
 Работает с вычислительной техникой (компьютером, ноутбуком)?
 Лечит животных и т.п.
Загадавший отвечает как в известной игре: «Холодно... Очень холодно... Тепло... Теплее... Горячо... Опять холодно...»

Профессиональное самоопределение: профориентационные игровые упражнения

DSC03271

Продолжая тему интеграции профориентации и системы дополнительного образования, необходимо отметить, что в настоящее время у педагогов (психологи не исключение) вызывает возрастающий интерес использование игровых методов - профориентационных игр, которые направлены на активизацию подростков в профессиональном самоопределении.
Для учащихся младшего звена работу в профессиональном самоопределении лучше начинать с профориентационных игровых упражнений, позволяющих легко организовать обратную связь с учениками. Профориентационные игровые упражнения более просты и динамичны по сравнению с играми, позволяют создать непринужденную, доброжелательную и естественную атмосферу. Несмотря на кажущуюся простоту, при организации профориентационных упражнений важно соблюдать ряд условий:
 динамичность,
 добровольность участия (полное отсутствие принуждения),
 акцент только на положительные действия и правильные ответы,
 «проигрывание» не более 5 раз (закончить до потери интереса),
 максимум высказываний со стороны участников и минимум со стороны организатора,
 подведение итогов игровых упражнений участниками (в первую очередь).

Современная профориентация: интеграция с ДО

DSCN0083

В конце 2017 года Российская газета опубликовала следующую статистику «Высшее и среднее профессиональное образование сейчас переживает нелегкие времена. По данным ВНИИ Труда Минтруда России, в среднем 30% выпускников в России работают не по профессии. Среди молодых выпускников техникумов и колледжей это количество составляет 40%».
Объяснение этому факту дается следующее «Во многом это происходит из-за того, что у выпускников школы нет полной информации о том, какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда к моменту завершения ими учебы. Их предпочтения при выборе специальности формируются в отрыве от реальности, и зачастую выбор происходит скорее на интуитивном уровне. Высшее образование в данном случае воспринимается как продолжение школы, как способ получения еще одного аттестата об образовании…».

«Учитель года города Казани – 2018»...

 сайт

Вот и подошел к концу конкурс «Учитель года города Казани – 2018», который запомнится нам, участникам, как школа профессионального мастерства, создающая условия для развития и обновления содержания дополнительного образования, процесса внедрения новых педагогических технологий, что, в свою очередь, обеспечивает достижение жизненной успешности, осознанности выбора профессии, развитию психологической культуры и социализации личности ребенка. Говоря иначе, самая большая радость для педагогов – это знания учеников, их воспитанность, человечность друг к другу, к окружающим. Ведь настоящий педагог — это тот, кто нашел ключ к сердцу ребенка, связал свою душу с душой ученика!
Если спросят меня о профессии,
То от всей души я скажу:
Мне бывает и сложно и весело,
Развиваюсь, учусь и тружусь.
Развиваюсь, ведь каждый день несет
Новый смысл, новый путь, новый взгляд.
И учусь на примере коллег своих
И поступков и мнений ребят.
Кто-то создан строить дома,
Для кого-то лечить призвание.
А я не знаю лучшей профессии,
Чем педагог дополнительного образования!
(О. Пинягина)

Заочная школа "Инноватор Навигатора"

_IGP7155

Закончила работу заочная школа "Инноватор Навигатора" для обучающихся образовательных организаций, занимающихся проектной деятельностью, организованная на базе оздоровительно-образовательного лагеря "Байтик".
Организаторами сезонной школы являются Министерство образования и науки Республики Татарстан, Республиканский центр внешкольной работы. Цель заочной школы - помочь участникам коммерциализировать свои проекты и дать навигацию для создания и развития стартапов по различным направлениям. В работе школы приняли участие 40 обучающихся из 5 муниципальных районов Республики Татарстан (Высокогорский, Зеленодольский, Кайбицкий, Нурлатский муниципальные районы, г. Казань (Авиастроительный и Ново-Савиновский район). Пять моих учеников объединения "IT-технологии" обучались в школе "Инноватор Навигатор": Прянишников Дима, Сотников Никита, Климова Катя, Рощина Ирина и Давлетшина Карина. Я, в свою очередь, провела серию мастер-классов и провела теоретические занятия по темам "Визуализация данных с использованием видео-технологий" и "Электронный альбом как средство сбора, анализа и визуализации информации".

Сетевые соревнования JuniorSkills (Компетенция Интернет Вещей)

 названия

В Республике Татарстан стартовали сетевые отборочные соревнования по стандартам JuniorSkills по 14 компетенциям, среди школьников 10 – 17 лет.
Победители и призеры примут участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по стандартам JuniorSkills Республики Татарстан, которые будут проходить с 27 по 29 ноября 2017 г.
Обучающиеся МАОУ «Лицей – инженерный центр» Советского района города Казани соревновались в профессиональном мастерстве по трем компетенциям: «Электроника», «Прототипирование» и «Интернет вещей».
Первое место по компетенции «Электроника» присудили команде в возрастной подгруппе 10+ Газизуллину Дамиру и Иванову Никите.
Третье место по компетенции «Интернет вещей» заняла команда в составе Насыбуллина Тимура и Камалетдинова Райяна в возрастной подгруппе 10+, и команда в составе Егорова Глеба и Суменко Алисы в возрастной подгруппе 14+ заняла также Третье место.
По итогам сетевых соревнований все три команды примут участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по стандартам JuniorSkills Республики Татарстан.

Описание опыта работы

IMG_9868

В этой жизни мне несказанно повезло! Мое некогда детское увлечение стало моей профессией. На танцы меня привели родители в возрасте 6 лет в день моего рождения — 4 сентября. Считаю, что это очень символично. В 13 лет решила, что буду хореографом. Не знаю, что мной двигало, но чувствовала, что это — МОЕ!

Галина Боброва: "Фотогалерея"

_IGP7223a

Фотограф смотрит в объектив, в единый кадр мир вместив.
Момент истории для нас он в кадре сохранит сейчас. (Ольга Повещенко)
Фотография занимает всего лишь мгновение, но в ней соединилось всё и время и место и прошлое и настоящее.
Представляю свои фотографии.