KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Блог пользователя Боброва Галина Геннадьевна

Приемы педагогической техники: "Завершение занятия"

DSCN6581

Наверное, каждый учитель замечал, что часто занятие "пролетает" на одном дыхании, а порой длится "целую вечность". Рано или поздно занятие закончится и сделать это нужно во время! Формула: педагог завершает урок четко, традиционным словом или действием. Вообще, ученики ценят умение завершить занятие точно со звонком, не затягивая его на дополнительное время. И все же последнее слово за педагогом, а не звонком. Это может быть простая фраза: "занятие закончено, успехов вам!" Или: "занятие завершено, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!"
В своей практике я использую, например, при работе с младшими школьниками фразу: "Пришло время отдохнуть нашим компьютерам. Занятие завершено. Встретимся на следующем занятии с хорошо отдохнувшим компьютерами и вам желаю хорошо отдохнуть!"

Приемы педагогической техники: "Минутка отдыха"

DSCN7536

Хорошее начало занятия задает "настроение" практически на все занятие. Если сразу задан активный темп,то поддерживать его постоянно не только сложно, но и порой невозможно. Всегда надо помнить, что должны быть паузы для отдыха. Действительно, кроме начала и конца занятие имеет и "экватор" - середину. Формула: педагог использует традиционную игру-отдых на занятии. Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию.

Приемы педагогической техники: "Вход в занятие"

DSC02636

Начало урока - это один из важнейших элементов занятия! "Как занятие начнешь, так его и проведешь" - так сказала бы я о важности начала занятия.
Спортсмен, придя на тренировку, не начинает сложных упражнений без разминки. Всегда необходим настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в занятие (урок). Естественно, непосредственно сама процедура может быть разной. Она зависит от возраста контингента, направления объединения и других условий. В школе являлся и до сих является распространенным входом в урок такой вариант: после звонка все встали около своих рабочих мест, замерли, посмотрели в глаза учителю, после слов приветствия и разрешения сесть, сели. Такой вход традиционен в условиях школы, а многое в систему дополнительного образования, автоматически переносится и в ДО. Это и не хорошо и, в тоже время, и не плохо. Единственное, как подчеркивают, мэтры педагогики, "что он не единственный и недостаточный". Формула: учитель начинает урок "с настройки".

Правила жизненного "движения"

DSC02652

Продолжая тему полезных советов для педагогов, еще несколько. Кто-то сказал, что человеческая жизнь - это долгая поездка. А любая дорога требует соблюдения определенных правил для безопасного и комфортного движения. И чтобы дорога была счастливой нужно просто соблюдать правила "жизненного" движения:
1. Любите жизнь, доверяйте интуиции, рискуйте, теряйте и находите свое счастье!
2. Смейтесь, живите в каждый момент жизни и не забывайте наслаждаться тем, что имеете в данный момент.
3. Никогда не меняйтесь для того, чтобы произвести впечатление на кого-то. Меняйтесь, для СЕБЯ! Меняйтесь, если это делает Вас лучше и ведёт к более яркому будущему.
4. У Вас только одна жизнь, поэтому делайте то, что делает Вас счастливыми, и будьте с тем, кто заставляет Вас улыбаться.
5. Признавайте, когда Вы будете неправы и извлекайте уроки из этой ситуации.
6. Всегда оглядывайтесь назад и смотрите, чего Вы добились, и…ГОРДИТЕСЬ СОБОЙ!
7. Делайте больше!
8. Пишите рассказы, стихи! Пойте! Рисуйте! Делайте фотографии! Делайте то, что делает лично Вас счастливым!
9. Продолжайте расти!
10. Продолжайте двигаться!

Принципы педагогической техники: Принцип идеальности

DSCN0083

Принцип идеальности называют также принципом высокого КПД. Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Идеал – педагог не устает, не вырабатывает эффективность своего труда! Наверное такой идеал педагога, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно. Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Принципы педагогической техники: Принцип обратной связи

_IGP7105

Одним из принципов педагогической техники является принцип обратной связи. Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет просто невозможен. Для организации успешного занятия обратная связь необходима. Только педагог в уроке отслеживает совершенно другие параметры: настроение своих учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Не существует «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у всегда набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Принципы педагогической техники: Принцип деятельности

DSCN0141

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».
Доказательства? Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Увы, но пока проверкой знаний считается ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, работа образовательной организации процентов на девяносто в холостом режиме.

Источник: Гин А.А. "Приемы педагогической техники": http://www.studmed.ru/view/gin-aa-priemy-pedagogicheskoy-tehniki_f8c1464...

Полезные советы педагогам

gif

Педагог - это не просто очень занятый человек! Каждый день он выполняет множество дел и решает разные задачи. Дома продолжает опять работать, жертвуя сном, а порой и собственной семьей. И не удивительно, что такая жизнь приводит к эмоциональному выгоранию... Как помочь себе?! Вот несколько действенных советов.
Первое и, наверное, самое главное
1. Высыпайтесь!
Психолог Бенджамин Харди говорит о преимуществах сна. Нормальный ночной сон:
• Увеличивает память.
• Сохраняет продолжительность работоспособности.
• Снижает переутомления.
• Увеличивает способность к творчеству.
• Повышает внимание.
• Снижает вес.
• Повышает стрессоустойчивость.
• Снижает зависимости от стимуляторов, таких как кофеин.
• Снижает риск несчастных случаев.
• Снижает риск депрессии.
Так что спать нужно обязательно так, чтобы высыпаться! И помним,что «Утро вечера мудренее»
2. Исключите принятие утренних решений

Принципы педагогической техники: Принцип открытости

DSCN6572

Это публикация рассматривает второй принцип педагогической техники "Принцип открытости". Один очень мудрый грек произнес следующую фразу:«Я знаю, что я ничего не знаю». «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей! Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию.