SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Профессиональное самоопределение: профориентационные игры для младших школьников

DSCN7771

При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Именно игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка, деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции маленьких учеников. Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Предлагаю игры, в которые охотно играют ученики начальной школы.
№ 1 Профориентационная игра «Холодно или горячо?»
Правила: Участники игры отгадывают и разгадывают профессии.
Организация: Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая и педагога) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии. Например,
 Строит дома?
 Водит автомобиль?
 Работает с вычислительной техникой (компьютером, ноутбуком)?
 Лечит животных и т.п.
Загадавший отвечает как в известной игре: «Холодно... Очень холодно... Тепло... Теплее... Горячо... Опять холодно...»
Если сначала участники будут загадывать самые популярные профессии, то со временем, когда у отгадывающих сложится определенная собственная схема расспросов, диапазон загадываемых профессий значительно расширится. Чтобы у участников появился азарт, необходимо определенное время и поэтому на игру желательно отвести достаточное время.
№ 2 Профориентационная игра «Забавные профессии»
Эта игра направлена на то, чтобы приучить школьников анализировать, вдумываться в характер профессиональной деятельности, а не судить о профессии лишь поверхностно.
Педагог должен хорошо разбираться в мире профессий, чтобы при необходимости проконсультировать участников о характере деятельности тех или иных профессионалов.
Правила: Каждый участник самостоятельно придумывает какую-то новую профессию. Организация: Берутся две уже существующие профессии (например, «учитель» и «космонавт») и объединяет их в одну новую (например, «космонавт-учитель» или «учитель-космонавт»). Задача автора идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы «новых специалистов». Например, «космонавт-учитель» это может быть учитель, который отправился в космос, чтобы потом преподавать астрономию.
Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать «новый профессионал».
В конце проводится обсуждение:
– чья профессия вам показалась наиболее интересной или даже забавной?
– будет ли какая-либо из профессий востребованной или останется только в фантазиях?
– почему таких профессий до сих пор нет?
–какую профессию вы бы выбрали из предложенных сегодня?
В заключении необходимо отметить, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности расширяет общий кругозор, открывает возможности раннего проявления и конкретизации интересов и склонностей ребенка.

http://azps.ru/ - А.Я.Психология