SMI.KAZANOBR.RU Доска почета

Сочинение-рассуждение «Дорогу осилит идущий»

Дорогу осилит идущий…

Древнеславянское слово «дорога» происходит от глагола «дёргать», «рвать», то есть расчищать себе путь через первозданные дебри, куда еще и не хаживала нога человека.
На самом деле, дороги ведь не появляются сами по себе. Всегда были первые, решившие, что идти нужно именно здесь и положившие немало сил, чтобы это сделать. Поэтому дорога – это своеобразный символ человеческой воли, не ведающей преград и препятствий.

Однако дорога – еще и символ веры. Те самые первопроходцы, они ведь не могли знать, куда торят путь и имеет ли это конечный смысл, это была именно вера, без которой и воли-то человеческой быть не может. Не случайно классический образ религиозного верующего – «пилигрим», идущий и идущий по своей дороге.

Помните, у Бродского:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.

Дорога – и мой любимый образ, символ вечного приключения, неисчезающей надежды, постоянного обновления и увлекательного поиска нового. На самом деле, если говорить о метафорическом отображении сути профессии учителя, то бесконечная дорога отвечает ей ничуть не хуже готового к самопожертвованию ради собственных детей пеликана.

Есть ли дороги, ведущие никуда? Если да, то знает ли кто-нибудь, как они выглядят и где пролегают? Интересно.

Какая она, моя педагогическая философия? Тоже хороший, правильный и очень сложный вопрос, над которым можно долго думать, подбирая нужные слова и не менее хорошие, правильные и сложные мысли. Но ведь иногда так бывает, что ответ скрыт в самом вопросе. Посмотрите: «педагогика» – «веду ребенка», «философия» – «стремление к мудрости». Все-таки древние греки были великими мыслителями, умевшими вместить в двух словах опыт поколений.

«Вести ребенка стремиться к мудрости», – это ли не подлинная цель любого учителя? Тогда получается, что педагогическая философия учителя – это то, по какому пути он ведет своего ученика к этому стремлению. Роль учителя как проводника трудно переоценить. Выступая в роли эдакого многожильного шерпа мы безропотно тянем ребенка на вершину самой высокой горы мира, надеясь, что он – сможет, он – дойдет, и потом его навсегда будут считать покорителем этой высоты, как считают покорителем Эвереста блестящего Эдмунда Хиллари, лишь изредка вспоминая скромного Норгэя Тенцига. Да мы и не против, от души радуемся успехам наших учеников, давно уже оценив их куда выше собственных.

Из века в век роль учителя не меняется. Но меняются его функции. Раньше – простой передатчик знаний, «транслятор» информации сверху вниз. Теперь, когда ученик становится равноправным, внутренне активным субъектом обучения, – тренер, тьютор, партнер. Сейчас требуется не только дать знания, но и помочь разобраться, апробировать, применить.

Конечно, мы все стремимся в первую очередь научить, – это вечная ценность нашей школы, ее, вне всякого сомнения, сильнейшая сторона. Но времена меняются, при современном темпе развития информационно-коммуникативных технологий обладание определенным набором фактов не является залогом успешности в жизни. Мобильный интернет – объективная реальность, уравнивающая многих в плане эрудиции. Теперь не нужен шерп, просто знающий дорогу на вершину. Желающий взойти на Эверест легко посмотрит дорогу на Яндекс-картах.
Сейчас необходим шерп, который сам ходил на Эверест, своими руками и ногами изучил каждый камешек на этом маршруте. Сейчас необходим шерп, который на собственной шкуре знает, где можно, а где нельзя громко говорить, где лучше остановиться на ночлег, не теоретик, но прекрасный обучающий практик.

Л. Н. Толстой заметил: «У кого много ума, надо столько же ума, чтобы пользоваться им». Именно научить пользоваться имеющимися знаниями, извлекать из них что-то принципиально новое – и является одной из моих основных задач, именно в этом заключен мой путь, по которому я веду своих учеников стремиться к мудрости. Путь, делающих их сильнее и конкурентоспособнее.

Так есть ли дороги, которые ведут никуда? Думаю, да. Учитель – это человек, который должен их знать. Он может быть научен горьким опытом хождения по ним, а может быть успешен и везуч. Это не так важно. Мое педагогическое кредо: «Учитель способен научить ребенка отличать хорошее от плохого», девиз, под которым я выступаю на конкурсе: «Вдохнови других и поверь в себя». И это то, что имеет значение. Я убежден, что человек по своей натуре создание необыкновенно сильно и невероятно волевое. Каждый из нас способен пройти через тернии, но вот к звездам ли?

В Республике Татарстан есть прекрасная традиция – посвящение в учителя, где происходит торжественное принесение клятвы молодого учителя. Это замечательный текст, но лично для меня такой клятвой или заповедью учителя служит другой текст – посвящение сыну, автором которого является Редъярд Киплинг:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

На мой взгляд, действительно хороший учитель обязательно покажет именно ту самую дорогу и тогда ученик, идущий по ней, непременно её осилит. Осилит, уверен, чтобы не только вдохновить идущих за ним, но и начать «дёргать», «рвать», расчищать путь для следующей дороги.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы.doc66 кб