SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Профессиональное развитие молодого педагога: взгляд изнутри

P1011036

Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. При этом ключевой фигурой системы образования был, есть и остается учитель. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом.
Соответствовать высочайшим требованиям, предъявляемым сегодня педагогу, по силам лишь тем учителям, которые способны не только передавать знания учащимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности. Все это - не простая задача даже для достаточно опытных и квалифицированных педагогов, не говоря уже о молодых учителях, только начинающих свою педагогическую деятельность.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что наличие педагогического образования далеко не гарантирует успех начинающему учителю.
Уважаемые коллеги, молодые педагоги! Предлагаю Вам поговорить о проблемах, возникающих у Вас в профессиональной и личностной сфере. С какими трудностями Вам уже пришлось столкнуться? Как Вы пытаетесь их решить? В какой профессиональной информации и помощи Вы нуждаетесь особенно остро? Напишите в комментариях.
А для более продуктивной работы, заполните, пожалуйста, анкету, перейдя по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1EUKAPFjoOay39BxNoYZN51NtAOHvRLHrg_xJfQI...

Прикрепленный файлРазмер
Зенина Профессиональное становление молодого педагога.doc38 кб
Памятка наставнику.doc21 кб
0003-003-Problemy-molodogo-uchitelja.jpg44.88 кб
1anketa_dlja_molod.spec_..doc35 кб

Комментарии

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Общаясь с молодыми специалистами пришла к выводы, что у меня стандартные проблемы: дисциплина, небольшой багаж практических навыков и умений, к кому обратиться с вопросами. Уже первая неделя работы показала, что педагогическая деятельность требует постоянного саморазвития и упорной работы. На одной конференции, в который мне посчастливилось участвовать, в своём выступлении опытный преподаватель задал аудитории вопрос: "Можно ли говорить о профессиональности педагога, если урок пошёл не по плану, но учитель не растерялся и смог найти выход из ситуации?" Я, как и все остальные, согласилась с этим положением. Но оказалось это ни так. И знаете почему? Если учитель не может провести урок согласна плану, значит он не профессионал своего дела. Раздумья над этим вопросом долго не давали мне покоя. "Как так? Ведь всего не предугадаешь: не знаешь какая атмосфера в классе сегодня, на сколько знаком и близок материал урока ребятам и др." Может тогда, будучи студенткой, мне сложно было смириться с этой мыслью, но на сегодня, позади только месяц работы, я прихожу к согласию с этим положением. Действительно, я не могу знать заранее в каком составе придет класс (возможно более смышлёные ребята, на которых полагалась, не придут на занятие и останутся только те, что устраивают "бунт на корабле"), какая атмосфера будет на уроке. В любом случае руководит учитель. Он ведет учащихся по определенному курсу. И от того насколько педагог может справиться с поставленными задачами зависит уровень профессиональности учителя. Нет вины учащихся в том, что учитель не смог "зажечь" их новым материалом и тема ни стала близка для них. И уж тем более в том, что дети мыслят не в соответствии с планом.
Некоторые согласятся со мной, другие нет. Но в моей практике есть классы, идя на уроки к которым, я не знаю на сколько это дети дадут мне выдержать план урока и достигнуть поставленные цели. И чтобы с твердой уверенностью идти на урок мне необходимо изучить как методическую литературу и перенять умения и навыки опытных педагогов, так и психологию, интересы каждого учащегося. И не забывать, что на сегодня много современных достижений исследований, открытий. И нужно рассказывать о них ребятам. А чтобы делиться знаниями, нужно их получать. Именно в этом заключается для меня развитие в сфере своей профессиональной деятельности.

Ташева Н.В.

Надежда Владимировна, спасибо за отклик! Несомненно план урока-это важная составляющая нашей деятельности. Но в школьной жизни не всегда все идёт по плану, бывают такие ситуации, что и не предугадаешь! Поэтому, импровизацию никто не отменял. В свое время настоящим открытием для меня стали приемы, о которых писал великий педагог Ш.Амонашвили. В одной из книг рассказывается о том, как во время урока за окном повалил снег (а это было в Тбилиси, где снег идет далеко не каждый день). И учитель, увидев это, воскликнул: «Дети! Идемте посмотрим!», и весь класс столпился у окна полюбоваться на снег. А затем все вместе с учителем отправились на улицу играть в снежки посреди урока. В этой истории меня восхитило это искреннее удивление, готовность нарушить установленный порядок. Бывает и так! Но для такой импровизации, наверное, действительно нужно быть великим!

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Для педагога очень важно саморазвитие,идти в ногу со временем,постоянно повышать свой методический уровень. Необходимо стараться не просто дать ребятам знания, а научить их УЧИТЬСЯ.
Главная проблема, с которой я столкнулась, буду предельно откровенна - это дисциплина. Пока не всегда получается организовать деятельность учащихся на уроке (могу увлечься и очень много рассказывать сама).
Очень важно завоевать уважение детей, "повести их за собой".
В книге педагога А. Гина я нашла интересную методику. Ее - название "Резюме". Формула: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, предмету, учителю. Хочу попробовать в ближайшее время. Может это мне поможет понять в каком направлении двигаться дальше?

Анастасия Владимировна

Анастасия Владимировна, спасибо за комментарий! По поводу саморазвития, Вы абсолютно правы, но, к большому сожалению, многие учителя понимают, что саморазвитие и самообразование необходимо, но не всегда точно знают, с чего начать, например, и в каком направлении двигаться.
Дисциплина действительно страдает в первую очередь у многих (и не только начинающих) учителей. Возможно я не права, но мне показалось, что Вы сами ответили на свой вопрос -"могу увлечься, и много рассказывать сама". Часто нам кажется, что чем больше мы расскажем, тем лучше, и забываем учитывать психологические, возрастные и другие особенности учащихся. Если нет смены видов деятельности, даже самый усидчивый ученик рано или поздно заскучает, начнет отвлекаться, отвлекать других, будет шум, другие присоединятся и т.д. Поэтому, очень важно организовать урок так, чтобы ребята были все время заняты деятельностью, были активны во время урока. Это не просто, но мы будем стараться.
По поводу приема "Резюме" - да, конечно стоит попробовать! Вы смелый человек, и если Вы задумываетесь над тем, как можете совершентвоваться в этом направлении, то Вы уже на правильном пути! Буду очень рада, если потом поделитесь своим опытом по применению этого приема с коллегами.

Кстати, уважаемые коллеги, книгу Анатолия Гина "Приемы педагогической техники" рекомендую к прочтению абсолютно всем. Это методический бестселлер!

Ирина Ивановна, согласна с Вами насчет затруднения, проблем из-за отсутствия необходимого опыта. Я тоже считаю что, приобретённые в университете теоретические знания, не гарантирует успех начинающему учителю, особенно в преподавании таких предметов, как химия и биология.(Я сама в этом году закончила и недавно только устроилась на работу). Поэтому я предложила бы увеличить срок педагогических практик. Так же мне кажется, что студенты с первого курса должны общаться с учениками, например, можно провести классные часы или организовать небольшие мероприятия, можно в виде игр и др.

Нугуманова Гульгена

Гульгена Фаридовна, согласна с Вами в том, что практики не хватает. В свое время, мне как начинающему учителю, труднее всего давалась именно организация практических и лабораторных работ по химии и биологии, тем более, что в школе не было лаборанта. В некотором смысле тогда пришлось освоить вторую профессию.

В работе педагога важен не только первый урок, но и дальнейшая работа, поэтому нужно всегда быть в строю и не давать слабины. Естественно важна подготовка к каждому уроку и для каждого предмета (если у педагога не один преподаваемый предмет), "тяп-ляп" в нашей работе просто не приемлемо.

Мария Андреевна, здорово, что Вы это понимаете. Подготовка к урокам очень важна. Я считаю, что даже опытные учителя не могут позволить себе расслабляться, и думать примерно так: да что там готовиться,я этих уроков сотни уже дала, и все и так знаю. Урок -это всегда новая ситуация, ведь дети абсолютно непредсказуемы. Поэтому важно иметь свой план, а действовать уже по ситуации.

Действительно, становление педагога происходит сложнее, чем становление представителей иных профессий. Когда я вспоминаю свой первый урок, то понимаю, что не помню, о чем я говорила и что делала. Настолько меня захлестнули мои эмоции. Никто не готовит учителя к первому уроку, после звонка остаешься один на один с классом. Конечно, фразы ты отточил еще дома, план и цели - все есть. Но, что ты скажешь на практике, и, какое впечатление оставишь у своих первых учеников?
Каждый урок индивидуален, каждый раз ты импровизируешь, ведь на репетиции нет времени, да и нельзя подобрать одно "лекало" для такой необычной публики. Очень важно здесь найти поддержку у наставника, коллектива и понимать, что все мы - ученики и учителя - люди, следовательно, можем ошибаться. Как совет - больше общаться в коллективе, задавать вопросы по ведению уроков, посещать уроки других учителей.