SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Целесообразно ли изучение в школе последних достижений науки?

den_nauki

Научные открытия, достижения, талант ученых-исследователей – залог успеха в развитии наук в России сегодня и в будущем. Поэтому при изучении естественных дисциплин в школе целесообразно отмечать последние достижения науки. Это открывает перспективы для будущих ученых – исследователей, которые пока еще сидят на школьной скамье. Раскрытие учащимся современных достижений науки – важный стимул, связанный с содержанием обучения в школе. Однако, опыт показывает, что ознакомление школьников с современными достижениями науки проблематично по ряду причин: во-первых, из-за недоступности для учителя соответствующей литературы; во-вторых, отсутствие у педагога мотивации к саморазвитию в области науки и собственного познавательного интереса; в-третьих, часто современные разработки в области наук достаточно узкоспециализированы и не понятны учащимся и учителям. В результате этих причин педагоги редко использую на уроках этот стимул, хотя его роль в повышении познавательного интереса школьников достаточно хорошо осознают. Эта необходимость связана еще и с тем, что в последнее время широкое распространение в средствах массовой информации получили антинаучные и лженаучные теории (каждый может привести пример подобных программ по телевидению, их показывают ежедневно). А, как нам известно, принцип научности для отбора учебного материала школьного предмета имеет важнейшее методологическое значение.
Уважаемые коллеги, считаете ли вы целесообразным изучение в школе последних достижений науки? Где вы черпаете необходимую информацию? В каком виде предоставляете ее учащимся? Какого результата при этом достигаете?
Фото с сайта http://eco.tversu.ru

Комментарии

Коллеги, предлагаю дайджест сайтов, где можно ознакомиться с последними достижениями в области естественных наук. Надеюсь, список будет дополняться нашими совместными усилиями.

e-science.ru/ Портал естественных наук.
На страницах портала Вы найдёте материалы по математике, физике, химии, а также биологии. Сможете подготовиться к вступительным экзаменам и сдаче ЕГЭ. Кроме того, здесь собрана информация о выдающихся умах прошлого и современности. Также имеются некоторые программные продукты, которые могут облегчить труд педагога в этой области. Также постепенно развивается и пополняется электронная библиотека.

documentalfilms.ucoz.ru Мир документальных фильмов он-лайн.
Большая коллекция документальных фильмов, доступных для просмотра он-лайн без регистрации и бесплатно. Имеется раздел «Наука, научные достижения, открытия», где собрано более 350 фильмов, которые могут быть полезными педагогам при подготовки к урокам химии, биологии, физики, географии, естествознания.

elementy.ru Элементы- популярный сайт о фундаментальной науке
Научные новости. Природа науки: интересные статьи по физике, математике, биологии, химии и пр. Библиотека публикаций. Календарь научных конференций и симпозиумов.

Мнение со стороны
Большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителя имеет ознакомление с достижениями науки, техники искусства, духовной жизни общества. Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем большим авторитетом и доверием пользуется он среди учащихся и родителей, тем больше к нему, как к источнику знаний тянутся дети. Чем больше знает учитель, тем чаще и удачнее приоткрывает он перед учениками горизонты науки, тем больше пытливости и любознательности проявляют ученики, тем больше у них вопросов, неясностей, тем умнее, интереснее и труднее ставят они вопросы. Эти вопросы побуждают учителей думать, читать.
Педагог вызвал бы у детей только отвращение к повседневному усвоению определенных "порций" знаний, если бы он ограничивался учебником и не раздвигал бы перед учениками горизонтов науки, не показывал бы того, что ещё не изучено, что ожидает вмешательства их пытливого ума и трудолюбивых рук. А чтобы всё это открыть и показать, учителю надо знать значительно больше, чем требует программа.
Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в неё, знающий её горизонты, новейшие открытия, исследования, достижения.
Гордостью школы становится учитель, который в дополнение к сказанному, сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьётся его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него – лишь азбука науки. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки – всё это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель.