SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Социализация личности младшего школьника

Различные модели обучения как средства социализации личности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Арсланова Рахима Минвалиевна – методист
ИМО ГМЦ по Советскому району
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Это требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентноспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Для образования становится приоритетным формирование личности, чувствующей многомерность человеческого пространства.
Социализация личности начинается с младшего школьного возраста. Поэтому, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. А ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. По этому поводу свои мнения высказывали и великие мыслители как Дистервег и Фахреддин. Если Дистервег утверждал: «Учи как можно меньше, всякая метода плоха, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности и хороша, если возбуждает самодеятельность» . Татарский просветитель Р.Фахреддин писал : « Самое ценное и дорогое в деятельности педагога – это, возможно, не дать готовые знания, а заложить поисковое зерно, научить ребенка находить то, что ищет, показать пути их поиска ». Отсюда становится ясным, что учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели ,содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий. В современной школе ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
В общеобразовательных учреждениях Советского района деятельность учителей по социализации личности младшего школьного возраста в начальной школе осуществляется на основе различных моделей обучения, которые по своей сути имеют
общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Это традиционные и развивающие программы обучения. Традиционные программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
По традиционной программе «Школа России» (под ред. А. Плешакова), основная цель которой заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах» успешно работают общеобразовательные учреждения №№ 72,11,169,86,171,175. « Эта программа,- утверждает учитель высшей квалификационной категории школы №86 Шихранова Л.Д., - позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе»
В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика. Опытом своей работы по УМК « Школа России» могут поделиться такие педагоги как Шихранова Л.Д ( шк.№86), Ярцева С.Г.( шк.№ 72) Малышева Т.Н. и Марьина Л.Ш.( шк.№22) и другие
Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (Математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (Русский язык), О.В. Кубасова (Литературное чтение), О.Т. Поглазова (Окружающий мир), Н.М. Конышева (Трудовое обучение) с успехом практикуется в начальных классах МОУ №144, 47, 167. Кстати, учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истомина удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год. Как отмечают учителя, основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности, которые соответствуют основным требованиям ФГОС второго поколения. Педагоги, работающие по УМК «Гармония» уделяют большое внимание созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом. Они отмечают, что материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Плюсы: во-первых, идет опережающее обучение. Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой и родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но, вместе с тем учителя начальных классов отмечают и некоторые недостатки этого УМК: по математике (автор Истомина Н.Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. Поэтому от учителя требуется внимательность, серьезный подход и профессионализм. Заслуживают внимания многолетний опыт работы по УМК « Гармония» учителей начальных классов: Соколовой Э.М.( шк.№144), Ганатовской С.В., Нуреевой З.Г. ( шк.№47), Хайрутдиновой Р.К.(шк.№167) и др.
Главное преимущество учебно-методических комплектов «Школа -2000» « Школа - 2100» ,по которой успешно работают г. .№8,140,20 л.№121, 159, школы № 141,167 , заключается в том, что все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этих образовательных программ является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эти программы направлены на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти и способствуют социализации личности младшего школьника. Нужно отметить результативную работу, на основе системно - деятельностного подхода учителей начальных классов шк.№141- Сулеймановой З.С., Габидуллиной А.М., Серегиной Н.А., л.№159- Соколовой О.Н., Вафиной Г.И.,шк.№167 – Сульчаковой Е.Ю. и др., учащиеся которых принимают активное участие и показывают хорошие результаты на различных конкурсах, научно- практических конференциях не только районного, но и городского и Всероссийского уровней.
Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой), который направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни успешно реализуется в школах №№ 15,174,167.
Материал, входящий в содержание УМК рассчитан на сильных, эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, во многом зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Это является и основным требованием Стандарта: формирование универсальных учебных действий. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»). Опытом работы по УМК «Начальная школа ХХI века» могут поделиться такие учителя как Плетнева И.Ш.( шк.№167),Королева Л.В.( шк.№174) и т.д.
Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт, как утверждают специалисты – это «Планета знаний». Уже несколько лет этот УМК успешно реализуется в л.№121, 149, школах №174,175. «Программа интересная, – комментирует учитель начальных классов высшей квалификационной категории л. №121 Хафизова Раиса Рафаэловна, предусматривающая исследовательскую, проектную деятельность учащихся. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Я, чтобы заинтересовать учащихся, использую и различные формы поощрения, а не только отметки. «Планета знаний» не перегружает учащихся.. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие.» И по мнению специалистов, в этой программе может быть только один недостаток – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе.
Развивающую систему Л.В. Занкова, которая направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, успешно реализуют 12 общеобразовательных учреждений: г. №№ 8,90,93,125, л.№149, школы №15,108,110,124,167,175 . Задача системы обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность. Эта система направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую. Обучающиеся по этой системе принимают активное участие во Всероссийском марафоне учеников-занковцев. В 2009-2010 учебном году по итогам регионального этапа VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев среди начальных классов, к сожалению командных мест не было. Но имеются индивидуальные результаты. В номинации « Математика» Гран-при завоевала ученица 4 класса МОУ « СОШ №15» Епишева Ксения ( Учитель - Коршунова С. Г.) Лучшими в номинациях признаны: « Литературное чтение» - Саховский Андрей. г.№93 ( учитель- Гильфанова С.В.), «Окружающий мир»- Калимуллин А.,л.№149 ( учитель - Хуснуллина С.С.) ( Приказ МО и Н РТ № 366/10 от 1.02.2010 года). В региональном этапе VIII Всероссийского интеллектуального марафона среди учащихся 5-х классов победителем признана команда учащихся Советского района ( 2 ученика из.г.№125, 1 ученик г.№93) Это результат плодотворной работы учителей начальных классов, реализующих систему развивающего обучения Л.В.Занкова: Ясавеевой Динары Масгутовны - учителя высшей кв. категории МОУ «Гимназия №125»; Гильфановой Светланы Васильевны- учителя высшей кв. категории МОУ «Гимназия №93»; Бригадновой Ольги Владимировны- учителя первой кв. категории МОУ Гимназия №93»; Епишевой Людмилы Александровны- учителя высшей кв. категории МОУ «СОШ №15»;Коршуновой Светланы Геннадьевны- учителя первой кв. категории МОУ «СОШ №15»; Хуснуллиной Сании Сангалуловны - учителя высшей кв. категории МОУ «Лицей №149» ;Багавеевой Диляры Зуфаровны - учителя высшей кв. категории МОУ «СОШ №124», Буткиной Ирины Юрьевны – учителя первой кв. категории МОУ « Гимназия №8»
Единственный педагог, который работает по развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в нашем районе – это учитель высшей квалификационной категории гимназии №8 Сучкова Людмила Владимировна. « Особое место в программе, - говорит она, уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина- Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Мне, учащимся и родителям эта система очень нравится, я ее люблю и не собираюсь от нее отказываться»
Системы А.Яхина и А.Рахимова успешно реализуются в гимназии №20 под руководством ее директора Замалетдиновой З.И., которая и сама является автором учебников и дидактических материалов для начальной школы.
В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения , которые предъявляют большие требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал
А. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким- то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Поэтому учителя начальных классов постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства. Среди высказываниях Дистервега есть такие слова : « Как никто не может дать другому того ,что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». Процесс воспитания творческих и других способностей личности только тогда достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется и процесс саморазвития личности. А для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность прежде всего самой личности.

Комментарии

Уважаемая Рахими Минвалеевна! Большая просьба размещать материалы в блоге правильно. Нужно текст напечатать в ворде и сделать прикрепление файла.

С уважением, Марина Борисовна