SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

У меня небольшой педагогический стаж. Но я уже понял: мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужный час. Я как раз угадал и время, и час. Начало моей работы пришлось на 2014 год, к тому времени когда новый образовательный стандарт ФГОС только начал вводить в систему образования.

В частности в начале своей работы, мне приглянулась идея интерактивного образования. Нынешний мир активно меняется, задача смещается к тому чтоб подготовить не только к готового с сегодняшнему дню ученика, но более создать в нем задатки для интеграции в быстро растущий и развивающийся мир. Более того, сама программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические и политические процессы общественной жизни, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия.

Современный школьник имеет широкие интересы, свои суждения. Именно поэтому учителю требуется владение основными способами формирования у обучаемых взаимодействия с миром и с самим собой. Эта проблема меня заинтересовала. Мне видится, что быстро и качественно сформировать эти компетентности можно при активном взаимодействии. И здесь могут помочь интерактивные методы обучения. Поэтому я выбрал темой своего самообразования « Использования интерактивных методов на уроках географии с целью формирования компетенций современного школьника». Т. к. данная тема достаточно обширна, я планирую в рамках самообразования работать над ней не один год

С введением ФГОС в образовании основной целью обучения становиться формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Интерактивные методы обучения не допускают преобладание одного мнения над другим, а предполагают равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. Использование в дальнейшей жизни приёмы: исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия в совокупности с приобретёнными во время школьного образования знаниями, умениями и навыками составят компетентность современного ученика.

Работая в школе всего второй год, и поставив перед собой цель: использовать интерактивных методов обучения с целью формирования компетенций современного ученика я наметил задачи, которые помогут мне достигнуть этой цели.

активизировать умственную самостоятельность учащихся;
стимулировать исследовательскую деятельность;
развивать коммуникативные умения, умения наблюдать, находить причинно – следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
формировать культуру самоорганизации на уроках географии, умение работать с различными видами информации, организовать собственную информационную деятельность; интеллектуальные умения, необходимые для познания в реальной действительности.
Начиная разработку темы я определил для себя следующие этапы:

2015-2016 - Изучение теоретического материала: интерактивные методы в обучении Изучение приемов и методов активизации деятельности учащихся на уроках. Диагностика качества знаний учащихся

2016-2017 - Изучение, подбор, апробация на уроках и во внеурочное время активных форм обучения.

2017-2018 - Использование на уроках приемов и методов активизации деятельности учащихся на уроках через метод проектов, научно-исследовательская деятельность учащихся.

2018-2019 - Использование на уроках приемов и методов активизации деятельности учащихся на уроках через технологию модульного обучения.

2020-2021 - Обобщение изученного материала, мониторинг полученных результатов.