SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе современного воспитателя». Опыт работы.

chelovek55 (1)

1. Пояснительная записка.
В данной работе представлен мой опыт применения информационно-коммуникационных технологий, от оформления работ в текстовых редакторах, до создания собственного сайта.

2. Автор работы.
Хусаинова Зинира Глимхановна. Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

3. Цель.
Познакомить педагогов детских садов с опытом работы по применению информационно-коммуникационных технологий.

4. Задачи.
Повысить уровень ИКТ компетенции педагогов детских садов.
Показать возможности использования современных технологий в работе
с родителями и детьми.
Мотивировать педагогов к использованию компьютерных технологий
в своей работе.

«Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана». ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ. Характеристики проблемы, на решение которой направлена Программа.

Наступил 2016 год и многое кардинально изменилось. Всем образовательным учреждениям подключен Интернет, создана электронная система образования, педагоги снабжены ноутбуками и проекторами, интерактивными досками. За довольно короткий период времени большое количество нововведений в области информационных технологий не просто влились в образ жизни современного человека, но и стали обыденным для каждого педагога, родителя и даже ребенка дошкольника. Сегодня дошкольнику, имеющему дома несколько компьютеров, игровых приставок, собственный телефон и прочие гаджеты, странно видеть бесцветные картинки на пожелтевшем картоне.
В силу своего профессионального любопытства, заглядывая на сайты ДОО нашего города, замечаю, насколько разнятся содержание и периоды обновления. Есть активные, "живые" сайты и детские сады, к которым относишься с уважением, здесь налицо опытный специалист, нацеленный на повышение имиджа своего учреждения.
Посещая открытые мероприятия педагогов, также можно отметить высокий уровень компетентности в использовании компьютерных программ.
Еще одна важная проблема, с которой приходится сталкиваться на практике, это когда молодые, образованные педагоги не могут понять, что строить образовательную работу по-старому неэффективно, а порой даже безнравственно. Приходит на память цитата педагога и философа Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Фраза "не умею, нет времени" уже устарела. Сегодня нужно просто иметь желание работать в новой информационной среде, с новыми IT-технологиями. Важны также эффективные механизмы стимулирования и поощрения активных педагогов.
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс строится на создании тематических проектов. Как, например, показать детям превращения маленького зернышка в пышный каравай, рассказать об истории и достопримечательностях родного края, удивительные подробности из жизни животного мира и растений, показать шедевры мирового искусства и многое другое. Насколько мы обкрадываем наших детей, не предоставляя яркую и доступную их возрасту информацию, которой предостаточно на просторах Интернета. Не так сложно скачать фильм, обрезать лишнее, подготовить текст и наш замысел реализован.
Говорить о том, что дети и так много времени проводят дома за компьютером, тоже неверно. Ведь там, в силу занятости родителей или других причин, ребенок волен в выборе информации, а в детском саду её предоставляет опытный воспитатель. Часто мы слышим такие слова от родителей, что ребенок не хочет с ним заниматься, не слушает его наставлений. А профессиональный педагог умеет мотивировать детей, да и пример сверстников действует положительно.
Не надо перегружать детей бесполезной информацией, она должна быть понятна и необходима ребёнку. Воспитатель должен продумать время и место для использования информационно-коммуникационнных технологий, важно выбрать то, что не навредит детскому опыту и психике.
При подготовке к занятиям по математике, достаточно создать несколько тематических шаблонов презентаций, а затем дополнить и изменить их в зависимости от темы и сложности занятия. С большим удовольствием дети решают «подвижные» арифметические задачи, выполняют задания представленные на экране в виде ярких картинок.
На занятиях по изобразительной деятельности, мы развиваем творчество, но это не значит, что дети предоставлены сами себе. Мы должны показать множество вариантов изображения предметов и явлений. Познакомить с работами художников различных жанров. А этапы рисования? Ведь не секрет многие педагоги затрудняются в реализации этой задачи, хотя этого материала достаточно в Интернет, остается только скачать, или сделать презентацию.
А как же занятия по физической культуре, физминутки? Их тоже предостаточно по тематике и возрасту. Музыкальные руководители активно используют сайты для скачивания музыки, ресурсы You Tube; выкладывают свои фильмы, утренники.
Стоит отметить, что большинство педагогов имеют положительный опыт при оформлении портфолио, обобщении опыта, выступлений на педагогических советах, методических объединениях и родительских собраниях с использованием компьютерных программ. У некоторых воспитателей есть странички и сайты в социальных сетях. Хорошие сайты логопедов, психологов, реже старших воспитателей. А деятельность руководителя, теперь невозможно представить вне компьютера и Интернета.

И так, что для меня информационно- коммуникативные технологии.
Во-первых, средство для получения новой информации и восполнения пробелов в моих знаниях.
Во-вторых, средство коммуникации.
В-третьих, средство для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Компьютерные технологии быстро меняются, совершенствуются, поэтому для меня это еще средство для дальнейшего развития, чувства сопричастности к опыту накопленному мировым сообществом.
Современный воспитатель, являясь добрым, внимательным другом для детей, не должен отставать от развития информационного пространства и оставаться в роли наблюдателя. Ему необходимы навыки владения компьютерными программами, активное внедрение их в свою работу по-воспитанию и образованию подрастающего поколения, обобщению своего опыта и пр. Детский сад первичное звено в цепочке образования, кому, как ни воспитателю прививать информационную культуру и общечеловеческие ценности?

Мой опыт работы с компьютером пять лет, процесс образования невозможно остановить, ведь правильно говорят: «Сколько живешь, столько и учишься», меняются компьютерные программы и технологии, меняются и возможности. При оформлении документации, презентации опыта работы своего ДОУ, меня, в качестве старшего воспитателя не устраивали простые документы Word, и доклады с листа. Вспомните 2009 год, тогда средствами мультимедиа были обеспечены в основном только школы. Первый опыт в графических редакторах - мной были созданы на конкурс Портфолио ДОУ
и Буклет ДОУ, и презентация для общего родительского собрания «Отчет о работе ДОУ за 2009-2010 год». Эти работы были для меня очень сложными, возможно, поэтому в дальнейшем, мне было легко работать в различных программах. Получилось, что процесс прошел не эволюционно,
а революционно.

Вернемся к текстовым и графическим редакторам. В своей работе я использую редакторы из стандартного пакета Microsoft (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Picture Manager, Paint),
а так же программы Домашняя фотостудия, Picasa.

Программа Microsoft Office Word используется как текстовый редактор для написания наших планов, конспектов, при творческом подходе можно красиво оформить текст, вставить картинки, таблицы, рамки, фоны, гиперссылки, анимацию и пр. Обычно в Microsoft Office Word я готовлю анкеты и пригласительные, простые письменные задания для детей по математике. Вот пример дневника для «оценок». Приложение 1,
Приложение 2 (здесь на занятии вычеркиваются кружочки за правильные ответы).
Microsoft Office Picture Manager простая программа, которая позволит обрезать и сжать, повернуть и отразить рисунок, осветлить или затемнить, увеличить контраст, использовать как просмотрщик и отправить на печать.
Пример работы в данной программе. Поменяв оттенок и повернув по вертикали, получили 3 разных рисунка, осталось распечатать на цветном принтере, вырезать и убрать бантики в программе Paint, и маски 3 поросят готовы.

Paint - программа для работы с графическими изображениями.
Я использую её для подготовки необходимых для меня изображений, а так же для удаления с них ненужных надписей или элементов. Сразу вставляю нужный мне текст, выделяю нужные области и закрываю ими ненужные. Иногда для вырезания рисунка с фона, использую инструмент - лассо.
На этом возможности программы не исчерпаны, это можно изучить самостоятельно, просмотрев обучающие видео, впрочем, про любые другие программы тоже.
Microsoft Office Power Point незаменима для наглядного и эффективного представления информации, создания тестов. Возможности программы велики и возрастают от выпуска к выпуску, добавляются эффекты для картинок, текстов, переходы, анимации программа достаточно легка для усвоения. Используя все возможности, создаются красочные, информативные слайды, с возможностью перехода на любой сайт, включения видео и аудио файлов, через гиперссылку, когда компьютер подключен к Интернету.
Пример презентации «Решение арифметических задач. Первый пяток».
В презентации созданы сюжеты с использованием разных видов транспорта и техники. Таким образом, расширяется словарный запас и кругозор детей. Это поможет им в школе, поскольку иногда первоклассники не могут решить задачу лишь потому, что не понимают смысла слов, обозначающих то или иное действие. Эту презентацию я создала с учетом интересов моих мальчиков. Добавлю так же, что она универсальна. Для решения задач в пределах десяти надо просто скопировать и вставить объекты.
При создании таких презентаций я пишу рекомендации к просмотру.
Вот один из таких примеров. Рекомендации к просмотру.
Семь простых задач в одно действие, на нахождение суммы и остатка.
Рекомендации к работе.
1. Просмотрите с детьми слайды и обсудите содержание, не решая задачи,
с целью знакомства с новыми словами, употребленными в текстах.
2. Предложите детям самостоятельно придумать задачи по слайдам.
3. Выберите с детьми самые полные и чёткие варианты задач.
4. Закрепите знания структуры задачи.
5. Закрепите арифметические знаки.
6. Запишите действия в тетради и на доске.
7. Предложите зарисовать понравившуюся задачу.
Пример презентации использованной на итоговом занятии по математике в подготовительной группе за 1 квартал 2013г.

Ссылка (Для перехода от слайда к слайду прокручиваем колёсико «мышки»).
Такая презентация мотивирует детей, строится на одном сюжете; жители Шишкиной школы предлагают свои задания. Занятие становится динамичным, эмоциональным по содержанию. Даёт возможность демонстрировать маленькие объекты, например символы блоков Дьенеша, крупно, понятно. Что является более удобным, если бы, например, использовался иллюстративный материал.
Хочу поделиться опытом по созданию презентаций для утренников. Первая была для выпускного бала - 2014 г.

Они должны быть живыми, отражать сюжет происходящего, дополнять его. В презентации использованы фотографии детей-выпускников. Вставляя снимки, придерживалась сюжета праздника. Внесла музыку, анимацию. На празднике была необходима «карусель», что трудно реализовать в зале, сюжет строился на путешествии. Видеофайл «Карусель» из сборника мультфильмов оказался весьма кстати. Описание можно посмотреть в моём блоге http://www.maam.ru/
Еще одна презентация на Осенний праздник. Сценарий был построен по сюжету басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Для выхода каждого персонажа нарезала характерный музыкальный файл, внесла анимацию, звуковые эффекты - шум ветра, гром, фонограмму с записью песни Осени, которую исполняла девочка, музыку, тексты песен. Гости на празднике, тоже их исполняли. Слова ведущего тоже записала и вставила в слайды. Ну и конечно разные подсказки, какие атрибуты приготовить, каким персонажам готовиться к выступлению. Процесс подготовки такой презентации трудоёмкий, но это того стоит, нет «заглядывания» в сценарий, пропусков и прочих ошибок. Праздник необычный, дети чувствуют себя артистами. Презентацию можно посмотреть здесь. (Для прослушивания звуковых файлов щелкаем по значку, для перехода на следующий слайд прокручиваем «мышку»).

Простая в использовании программа Домашняя фотостудия - графический редактор. Её можно использовать для создания календарей, ярких коллажей с надписями. В основном для работы с фотографиями. Необходимо заметить, что «под рукой» воспитателя всегда должен быть цифровой фотоаппарат с функцией видеосъёмки.
Picasa- бесплатная и очень удобная программа от Google для работы с рисунками и видео, поможет сортировать рисунки на компьютере, удалить лишние, создать коллажи, применить различные эффекты к фотографиям, создать слайд-шоу, сохранить кадр с видео и многое другое. Примеры моих работ с фотографией и рисунком в этой программе.

Picasa- программа, в которой я работаю чаще всего. В ней я создаю задания для детей, которые придумываю сама. Примеры таких работ по теме «Дроби».

Представлю программы-редакторы видео и звуковых файлов, которые использую в своей работе; Pinnacle Studio, Ulead Video Studio, Видео мастер, Windows Movie Maker, Ashampoo Burning Studio Free.
Pinnacle Studio, Ulead Video Studio-это любительские программы видеомонтажа, у них разный набор эффектов, переходов, шаблонов. В процессе работы надо следовать ненавязчиво возникающим подсказкам и направлению и получится небольшой любительский фильм.
Видео мастер - самая простая программа, в ней я изменяю, форматы видео, обычно wma конвертирую во флеш-ролики, которые мне необходимы для сайта.
Windows Movie Maker — программа для создания и редактирования видео. Включается в состав клиентских версий Microsoft Windows, хотя бы раз каждый использовал её для создания фильма.
Ashampoo Burning Studio Free позволяет работать с музыкальными файлами, CD дисками, создавать mp3 и WMA. Программа запишет ваше голосовое сообщение, поможет нарезать и склеить файл, сохранит в нужном для вас формате. При создании собственных, оригинальных презентаций и фильмов вам понадобятся короткие, музыкальные файлы. Программа очень точно вырезает, там, где необходимо. Примеры файлов для презентаций сделанных в этой программе. Бластер, Молодец, Нежная.

Для чего нужны видео-редакторы в моей работе? Я снимаю на видео утренники http://www.youtube.com/watch?v=laIHbR_ESgo?v=laIHbR_ESgo, занятия http://www.youtube.com/watch?v=18-RQ6gN5yU.
Создаю из них фильмы и выкладываю на сайте нашей группы. Дети и родители с удовольствием смотрят эти фильмы. Иногда не получается сделать качественную видеосъёмку. В этом случае родители делятся своим видео; отправляют мне на почту.
Ещё делаю фильмы для дальнейшего использования на занятиях.
Для примера фильм «Как рубашка в поле выросла» по произведению
К.Д. Ушинского. Фильм озвучен мной при помощи программы Ashampoo Burning Studio Free, сделан в видеоредакторе Ulead Video Studio. В этот фильм вложен личный видеофайл с летним сюжетом, снятым в уголках нашей родной природы.
Видео «Два жадных медвежонка», создано для изучения темы «Дроби. Деление целого на две равные части». Рассказ сказочника Н. Литвинова и картинки взяты в Интернете, добавлены титры, эффекты.
Фильм по индийской сказке «Раджа и лодочник» создан для использования на занятии по математике.
Индийская сказка "Раджа и лодочник", ненавязчиво показывает значение человека независимо от его социального статуса. С одной стороны, простой лодочник, который работает и зарабатывает только на скудное пропитание своей семье. С другой, богатый раджа с его свитой, стражей, мудрецами. Лодочник легко решает казалось бы трудную задачу, опираясь на свой житейский опыт, чем вызывает уважение и восхищение.
Почему я решила сделать ролик из этой сказки? Мне понравилась идея с погружением слона в лодку, в качестве эксперимента на занятии. Рекомендации к просмотру.
В процессе просмотра фильма, останавливаем ролик на нужном месте; "Как же ты это сделаешь? " спросил обрадованный раджа. Здесь проводим беседу с детьми. Рассуждаем, стараемся получить максимальное количество ответов. Затем проводим практический опыт, делим детей на две подгруппы, или же вы проводите эксперимент, а дети предваряют каждое ваше последующее действие рассуждениями.
Примерное оборудование. Две ёмкости из пластмассы, разного диаметра (очень хорошо подходит посуда из Икеа, они вкладываются друг в друга и полупрозрачные), маркер, кирпичик, детальки Лего или монеты, вода в кувшине или другой емкости, хорошо, если вы её подкрасите гуашью или акварелью, поднос с бортиками, полотенце.
Примерный ход эксперимента.
Воспитатель. Дети, пусть каждый из вас представит, что он лодочник.
Что есть у лодочника?
Дети. Лодка. Весла.
Воспитатель. Да, у него есть лодка. А где у него лодка?
Дети. На реке. В реке. У реки, берега. И т. д.
Воспитатель. Правильно. Давайте мы сами смоделируем эту ситуацию.
Что нам нужно для этого?
Дети. Золото, слон.
Воспитатель. Правильно, золото, слон, а ещё?
Дети. Лодка, вода, лодочник и т. д.
Воспитатель спрашивает детей, зачем нужен стражник и другие, добивается того, чтобы исключить из эксперимента всех лишних "участников" и атрибуты. Приходим к соглашению, что нам нужно для эксперимента: лодочник, река, лодка, слон, золото. Про маркер не говорим.
Воспитатель. Теперь представим, что вы лодочники. Предлагайте, где мы устроим реку, у нас это будет пруд.
Путем рассуждений выбираем большую емкость. Таким же образом, лодку, а в качестве эквивалентов слона -деревянный кирпичик, золота -детальки Лего или монеты.
Далее рассуждаем так.
Воспитатель. Дети, подумайте и подскажите, сколько воды наливаем в "пруд"? Почему?
Дети. Нальем полный. Не будем наливать полным. Нальем наполовину.
И т. п.
Воспитатель. Давайте, чтобы решить правильно, поэкспериментируем.
Манипулируя с большей емкостью и малой, приходим к выводу, что воды нальем половину или чуть меньше половины.
Затем подбираем эквиваленты под слона и золото. Это будут кубик или кирпичик деревянный и монеты.
Теперь создаем собственно, сцену действия. Слона ставим в центр "лодочки". "Лодочка" немного погружается в воду, а голубая окраска воды оставит следы на внешней стенке.
Воспитатель. Посмотрите дети, что вы видите на стенках "лодочки"? Что же мы будем делать дальше?
Дети. Надо запомнить, где осталась краска.
Воспитатель. Как это можно сделать?
Дети. Подчеркнуть маркером.
Далее продолжаем и доводим эксперимент до логического конца.
Включаем проектор и досматриваем фильм. Предполагается предварительная работа с детьми по обучению измерению жидких и сыпучих веществ, знакомство и работа с различными весами.
Этот фильм выполнен при помощи программы Pinnacle Studio, «озвучка» моя, картинки и музыка взяты с Интернет-ресурсов.
Вот кратко о программах и некоторых моих работах в них.
Теперь расскажу о моем сайте http://doshcolnic.jimdo.com

Желание создать сайт у меня впервые зародилось, когда я начала работу в должности старшего воспитателя, в 2010 году. Хотелось показать родителям и коллегам других ДОУ города, результаты деятельности нашего учреждения, его достижения, планы. Инициатива была поддержана моим руководителем. В то время я только начала осваивать компьютер, была новичком в этом деле. Тем не менее, достаточно быстро научилась работать в бесплатном конструкторе сайтов ru.jimdo.com. Затем сайт образовательного учреждения стал необходимостью, а мне осталось только добавить в него документы, согласно требованиям законодательства.
21.04.2012. начала создавать свой персональный сайт в этом же конструкторе. Для чего мне нужен сайт. Изначально он был задуман, как копилочка моего педагогического опыта, подборка стихов, загадок для детей дошкольного возраста. Но всё требует дальнейшего развития, я не могла позиционировать сайт, только с этой стороны. Теперь на сайте материалы о жизни нашей группы. Страничка называется Новости группы, она содержит рисунки детей, фотографии в различных видах деятельности, видео, небольшие сообщения. Таким образом сайт стал моим помощником в работе с детьми и родителями, средством общения. Как организовать такое общение? В начале учебного года, на родительском собрании я рассказала о сайте. Затем в сентябре, при заполнении сведений о детях и родителях, добавила в анкету дополнительную строку - электронный адрес. В своём почтовом ящике создала папку, куда занесла все адреса. Теперь одно сообщение можно отправить всем. С согласия родителей, а для этого провела анкетирование, отправляю им сообщения на почтовый ящик. Для размещения на сайте фотографий и видеоматериалов с участием детей, получила разрешение. На сайте располагаю интересные моменты из нашей жизни, фотоотчеты, новости, сценарии утренников. Дети тоже заходят на сайт, смотрят видео, играют в добрые игры, рассматривают фотографии. Очень им нравится, когда мы просматриваем в группе ролики с их участием. На сайте делюсь своим опытом с другими педагогами, все мои разработки в Методической копилке в свободном доступе.
Сайт стал для меня визитной карточкой. Найти его очень легко, в поисковике набираем текст - Зинира Хусаинова Казань. И первая строка выдает ссылку на сайт. Педагоги интересуются, трудно ли освоить этот конструктор? Нет не трудно, он бесплатный, нет навязчивой рекламы. Много современных шаблонов, стилей. Конструктор загружает все файлы; тексты, презентации, видео, музыку, картинки. Все сайты на Jimdo состоят из пяти основных частей: шапка сайта, навигационное меню, область основного контента (содержания), сайдбар (боковая панель) и футер (подвал сайта). Выбранный шаблон сайта будет определять то, как выглядит та или иная область, а с помощью модулей конструктора области можно наполнять информацией. Управлять сайтом не сложно, есть возможность заняться творчеством.
Главное не переусердствовать с цветом, шрифтами и картинками. Текст должен быть «читабельным», не очень ярким и крупным.
На сайте использую два цвета; синий для обычного текста и красный для выделения важного. Заголовки прописаны в цвете фона сайта, это создает гармонию. Не добавляю календарей, опросников, различных скриптов-украшений. Только в особые праздники на главную страницу вставляю флеш-ролики , которые создаю сама.
Навигационное меню небольшое, понятное. Есть Гостевая книга для отзывов, Личная страничка, где моё портфолио, резюме и моё увлечение, лепка из полимерной глины. Для детей страничка - Добрые игры. Там можно покормить и поиграть с собачкой, кошкой, мартышкой. Причесать лошадку погладить пингвина, хомячка, белку и других животных.

Самая яркая страница сайта – Поздравляю. Выделяются по оформлению новогодние и другие праздничные странички; они наполнены анимационными картинками, чтобы детям было интересно «путешествовать».

Такие страницы, как Стихи и загадки, Читаем детям, содержат рисунки по содержанию текстов. Например, загадки о лисе. Здесь есть рисованная картинка лисы, фото взрослой лисы, маленьких лисят на природе. Тщательно подбираю картинки, чтобы дети видели мир во всём многообразии. Некоторые страницы снабжаю формой обратной связи.
Планирую создать новую страницу с музыкальными файлами и текстами песен, которые мы исполняем на утренниках. Родители поют вместе с нами на праздниках. Обычно перед праздником, распечатываю приглашение с текстами наших песен. Оставляю место для рисунка или аппликации детей, приглашение готово. В этом году планирую создать форум, чтобы у родителей была возможность общаться друг с другом, задавать вопросы, делиться мнениями.
Родители еще недостаточно заинтересованы в активном участии в воспитательно-образовательном процессе детей. Необходимо использовать разные формы взаимодействия, не удивлюсь, если в недалёком будущем, мы будем общаться с родителями oнлайн. Успех взаимодействия во многом зависит от нас педагогов, чем больше знает и умеет педагог, тем выше его авторитет среди родителей коллег и детей. Чтобы работать педагогом, нужно постоянно заниматься своим развитием, самообразованием. Современный педагог должен использовать информационно-коммуникационные технологии для работы с детьми, создания условий активного взаимодействия с семьёй и педагогическим сообществом.
Надеюсь, мой опыт окажется полезным для педагогов нашего города, хочу закончить его словами, приписываемыми древнегреческому философу Сократу. «Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». Успехов всем!