KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

"Модульные технологии"

Особенности организации модульного обучения в школе
Статья для публикации.
Автор: учитель физической культуры высшей квалификационной категории Черепанова В.В.
Передовой опыт практической деятельности учителей многих учебных заведений подтверждает их стремление к активному поиску и использованию педагогических технологий в работе с современными учащимися.
Модульное обучение применяется в общеобразовательных учреждениях, сочетании с лекционно-семинарской системой, в дистанционном обучении учащихся.
Дистанционный курс составлен из модулей содержания и рассчитан на самостоятельную работу обучающегося, который должен уметь распределять время и работать с информацией. Работа с информацией требует:
• умения извлекать информацию, представленную в форме текстового материала или результата, проектов, видеосюжета, проблемной ситуации;
• анализировать информацию, выделять главное, сравнивать данные, обобщать и систематизировать материал, представлять результат в виде реферата, творческого проекта, соревновательной, конкурсной деятельности и т.д.
Поэтому вопрос применения технологии модульного обучения приобретает актуальность в работе с учащимися выпускных классов. Именно технология, а не отдельно взятые из этой технологии методики, позволяющие учителю оживить комбинированный урок.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и приводящая к намеченным результатам.
Каждая педагогическая технология включает в себя:
• целевую направленность;
• научные идеи, на которые опирается;
• системы действий преподавателя и учащегося;
• критерии оценки результата;
• ограничения в использовании.
Технология модульного обучения характеризуется
• опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями,
• алгоритмизацией учебной деятельности,
• завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности,
• по уровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для учителя и учащихся.
Данная технология обеспечит учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. Этот темп может определить для себя учащийся, понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно. Учитель имеет возможность оказания индивидуальной помощи учащимся. Но в данном случае помощь учителя дозирована и оказывается в тех случаях:
• если учащийся, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;
• долго выполняет учебный элемент, не умея работать с учебником, картой, выполнить эксперимент;
• не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.
На всех этапах процесса обучения учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения и взаимодействия учащихся. Учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, планируя время на выполнение задания с учетом психологических особенностей учащихся, темпов работы, учебных возможностей, умений работать самостоятельно.
Технология модульного обучения гарантирует каждому учащемуся освоение выбранного им образовательного уровня и продвижение на более высокий уровень обучения. Уровень определяет сам учащийся, будучи честным с собой и проведя рефлексию своей работы:
• выполнив задание, оценил себя с помощью предложенных учителем критериев;
• проанализировал качество выполнения с позиции: если выполнил правильно, то благодаря чему, а если неправильно, то почему;
• спланировал свои дальнейшие действия, исходя из полученного результата.
А это сложная и незнакомая для многих учащихся оценочная и рефлексивная деятельность.
Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся полностью самостоятельно или с некоторой помощью учителя достигает конкретных целей собственной познавательной учебной деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями в процессе работы с модулем.
Ведущими принципами технологии модульного обучения являются:
• принцип модульности,
• структуризации содержания обучения на обособленные элементы,
• динамичности,
• деятельности,
• гибкости,
• осознанной перспективы,
разносторонности методического консультирования и паритетности.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов – в дальнейшем УЭ. Из блоков-модулей, как из элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей, которые должны быть поняты и приняты учащимися, иначе нарушится целостность цикла учебной деятельности, состоящего из следующих элементов:
• принятие цели учащимся;
• подготовка к восприятию нового материала;
• практическая учебная деятельность; анализ содержания;
• построение доказательств;
• подведение итогов учения;
• постановка новых целей.
Конструирование ряда целей – особенность технологии модульного обучения. Важнейшая из целей самой технологии является создание комфортного темпа работы для каждого учащегося. Каждый учащийся получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем. Применение принципа планирования совместной деятельности учителя и учащегося имеет большое воспитательное значение. Научить учащихся выполнять задание вовремя, значит научить их учиться ответственно. Идея структурирования реализуется на уровне целей обучения и на уровне содержания учебного материала модульных программ, модулей и учебных элементов. Каждый учебный курс уже содержит учебные модули (темы), состоящие из блоков - модулей содержания теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков, которые содержатся в каждой учебной программе.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модуль - законченный блок информации, обеспечивающий достижение каждым обучающимся определенных дидактических целей. Модуль - это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Конструирование модулей по типу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы, позволяет выделить его в качестве единицы процесса обучения. Состав, структура, функционирование модуля, посредством которого взаимодействуют подсистемы преподавания и учения, полностью характеризуют особенности процесса обучения на модульной основе. Это еще одна особенность, которую должен взять на вооружение учитель при разработке модуля: модульная программа должна работать как система обучения и взаимодействия.
Образовательная технология позволяет оптимизировать учебный процесс, обеспечив его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся. Цель технологии модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных учебных возможностей. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Оптимальным, доступным, разно уровневым должно быть содержание, представленное не текстом учебного пособия, а в сжатой форме, с применением средств обучения, в комфортном для работы учащихся виде. Технология модульного обучения позволяет учителю использовать достаточно широкий набор испытанных современных методов и методик. Подготовительный этап в технологии модульного обучения требует больших усилий, если учитель первый раз использует эту технологию, поэтому профессиональная культура учителя в процессе дальнейшей работы закономерно выходит на высокий технологический уровень.
Система - это совокупность взаимодействующих элементов. Дидактическая система должна содержать: целевой компонент, деятельность учителя и учащихся, содержание, формы, методы, средства обучения, образовательный результат. Педагогическая система в технологии модульного обучения выступает в качестве мотивированной, обладающей определенной целью системы, направленной на конкретный объект либо субъект, осуществляемой с помощью совокупности определенных способов (методов), средств и воздействий деятельности учителя, приводящей к запланированному результату. Технология модульного обучения прекрасно сочетается с классно-урочной системой, технологиями интерактивного взаимодействия.
Целевые ориентации технологии модульного обучения включают в себя:
• освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей;
• создание условий для совместного выбора учителем и учащимися оптимального пути обучения;
• формирование умений самостоятельного учения и самообразования; развитие рефлексивных способностей учащихся;
• формирование критического мышления;
• создание адаптивного развивающего образовательного пространства для учащихся.
Модульная система организации учебного процесса построена на основе психологически корректных режимов функционирования памяти, внимания, мышления, гуманизации содержания и педагогических взаимодействий. Педагогический процесс обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующейся самостоятельной работой учащихся. В ходе модульного образовательного процесса каждый учащийся включается в активное восприятие учебного материала и в активное его усвоение. Переход от одного уровня к другому осуществляется через контроль путем диагностики всего объема знаний, умений и навыков, предусмотренной программой на данном уровне. Модульный урок не предполагает молчаливую скучную работу каждого учащегося над своим заданием. Опытный учитель, владеющий методикой сочетания таких форм организации познавательной деятельности как индивидуальная, групповая и коллективная, сделает урок по-настоящему продуктивным и современным. Учитель выполняет функции тьютора, а не постороннего наблюдателя, поэтому конструируя модульный урок, будет использовать методы активного и интерактивного взаимодействия, не забывая об индивидуальной траектории учащихся. Методы обучения и воспитания должны быть вплетены в структуру модуля, поэтому учитель должен хорошо владеть методикой их организации. К ним относятся:
• блочный метод, куда входят информация, проверка, коррекция, решение проблемного вопроса, проверка - входной, выходной контроль;
• метод мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, который реализуется путем создания проблемной ситуации, новизны, опоры на жизненный опыт;
• методы словесной и наглядной передачи учебной информации, т.е. объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения;
• репродуктивный метод, включающий различные виды разбора, списывания с заданиями;
• продуктивный метод, направленный на составление таблиц, подбор собственных примеров, группировку материала, творческие работы.
Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности учителя и учащегося, условия применения. Задача учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах. В структуре технологии модульного обучения предполагается и некоторое разделение деятельности учителя и учащихся.
Деятельность учащихся:
• проходит в зоне его ближайшего развития;
• ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;
• формирует навыки общения;
• дает возможность работать в индивидуальном темпе;
• учит рационально распределять свое время;
• реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Деятельность учителя включает в себя:
• разработку модульной программы и ученического модуля;
• мотивацию, организацию, координацию, консультацию, контроль;
• осуществление мотивационно-рефлексивного управления обучением.
В качестве конечных результатов образовательного процесса в технологии модульного обучения предполагается развитие познавательных, социальных, коммуникативных способностей личности, сформированность у каждого учащегося обще учебных умений и навыков. При модульном обучении достигается комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов. Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний. Очень важно строить процесс обучения в согласии с процессом усвоения. Этим модульные уроки отличаются от обычных уроков. Они представляют собой полный цикл процесса познания - описание - объяснение - проектирование. Модульная технология в начале каждого этапа деятельности предполагает мотивацию, помогающую учащемуся, понять какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают путь от знаний к умениям, а многократно повторяющаяся учебная деятельность – от умений к навыкам. В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса. Постановка целей выступает как процесс модульного проектирования управления по формированию и развитию личности воспитуемого и обучаемого на основе социального заказа.
Планирование и прогнозирование в технологии модульного обучения заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития ученика, учителя, коллектива класса в целом в определенных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа.
Организация исполнения связана с реализацией модульных образовательных планов, программ и собственных педагогических решений через коммуникации в управлении обучением и воспитанием всех участников педагогического процесса:
1. Первичное конструирование, т.е. умение выделить оптимальную модель обучения, представление учебного курса как системы, наглядное представление по всему курсу, теме, уроку.
2. Проектирование – это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности учебного процесса.
3. Определение комплексной дидактической цели модуля, которая формируется на уровнях знаний, умений и навыков и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.
4. Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций. Учитель создает развивающее поле на определенное количество уроков зависимости от поставленных целей. Задания (групповые, дифференцированные, парные) направлены на формирование системного мышления, т.к. вводятся фундаментальные понятия, раскрывается использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях.
5. Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала. Уровни планируемого результата определяются в соответствии с требованиями системы оценивания.

Комментарии

Данную статью я рекомендую к использованию для работы в старших классах общеобразовательных учреждений. По своему новаторскому методологическому содержанию данная технология будет долго востребована в педагогическом процессе. Технология модульного обучения и конструирования образовательного процесса необходима в работе с применением дистанционного обучения учащихся.