SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель в моей жизни!"

books-stock

«Литература – учитель жизни».
© Александр Солженицын.
Мир Литературы - мой главный учитель, и мне повезло с проводниками в этот мир! Вместе с Дёмкой, героем «Ракового корпуса», мечтающим получить высшее образование, об этом «гудеть» буду и я. Вот мой учитель, открывающий глаза на этот мир - Литература… Большая, Классическая, Школьная и не только. Со всей строгостью форм и идей, заключенная в библиотечных страницах и стремящаяся вырваться наружу. Со всей своей свободой форм и авторской мысли, проникающая в сердце и заставляющая задуматься… Не хватит и тысячи страниц, чтобы описать все прочитанное и так или иначе повлиявшее на мое становление как учителя, так и человека, но я могу вспомнить тех, кто открывал для меня дверь в таинственный и манящий мир слова.
Первой была мама, Болгарская Елена Константиновна. Помню, как читала она мне сказки, детские рассказы, приносила из библиотек новые сокровища. Да и наши книжные шкафы пополнялись регулярно. «На книгах не сэкономишь» - говаривала она.
В четыре года мама научила меня читать. Азбукой стал «Конек-Горбунок» Петра Ершова. Позже мы начали вслух обмениваться с ней отрывками из книг. Она знакомила меня с мудростью писателей, которые в тот момент были мне совсем не по возрасту. Как сейчас помню роман «Мастер и Маргарита», освоенный таким образом в 5 лет. (Там был «котик прикольный, как у Александра, который Сергеевич»). Читая вслух «Хрупа» А.Л.Ященко, «Властелина колец» Дж.Р.Р.Толкина или «Динку» В.А.Осеевой, мы сменяли друг друга, и за это я ей благодарен… Этой зимой она открыла миры Винни-Пуха и Незнайки моему сыну, и складывается ощущение, что никуда не делись те десятки лет, что, казалось бы, канули в вечность…
Школьные годы ознаменовались тем, что я «книги глотал, пьянея от строк». Много, зачастую без разбора, одновременно сразу несколько: детективы, фантастика, традиционный летний список. Но здесь я встретил свою судьбу – Ганину Лидию Степановну, настоящего учителя на всю мою жизнь. С пятого класса и до сегодняшнего дня она стала для меня примером того, как нужно подходить к тексту, с какой силой любить литературу и дарить свою любовь другим. «Основанная задача Литературы – получать удовольствие от чтения», - повторяла она нам на уроках. Не все ученики понимали эту прописную истину, не могли найти прекрасное в сложной лиро-эпической оде или в романе на пятьсот и более страниц. Лидия Степановна заложила фундамент, крепкую и правильную систему взглядов на литературу в целом. Еще неокрепшие умы не ценили того, с какой болью на уроках она выкраивала час-другой для рассказов Виктора Пелевина, для «Братьев Карамазовых», для эпоса народов мира, не всегда умещавшихся в рамках школьной программы. Она умудрялась показывать, что писатель – это не «еще одна глава в школьном учебнике», а личность, носитель вечной мудрости.
А эти литературные вечера? Набоковские бабочки, пушкинские тетради, атмосфера салонов девятнадцатого века со свечами, камином, накрытыми бархатом столами. Или скатерти теперь, по прошествии лет, кажутся бархатными? Именно на таких мероприятиях царило слово и она… Литература. Именно она и сейчас заставляет сопереживать, учит тому, что хорошо, что плохо. Именно с ее помощью постепенно развивается вкус к художественному слову.
С годами круг чтения становился серьезнее. Многие программные произведения, даже «Война и мир», прочитывались по второму, третьему кругу. Для «отдохновения души» - легкая литература, современная. Элитарная ли, массовая ли, все шло в дело. Бывало, отключившись от жизни, погружаешься на пару часов в вымышленный мир, спустя какое-то мгновенье, закрываешь книгу на последней странице и ставишь на полку, а за окном уже новое утро.
Мне посчастливилось поступить в Казанский Государственный Университет (тогда еще он не был федеральным). Наряду с общими дисциплинами, словесностью и историей литературы я обнаружил единомышленников. Таких же увлеченных сокурсников и преподавателей, которые тоже произносили слово «Литература» с большой буквы, для которых она стала главным учителем. Или же сейчас я их идеализирую? Там же я встретил еще одного проводника - на этот раз в мир современной литературы – Прохорову Татьяну Геннадьевну. Со всей строгостью и академичностью она обращала внимание на вопросы современного литературного процесса. И ее тоже можно назвать моим учителем, профессором даже.
Теперь и мне выпала честь открывать двери Литературы для нового поколения, поколения интернета. Радуешься каждой прочитанной школьником книге вне школьной программы. Теперь они – мой проводник в книжный мир. У них другие вкусы, почти всегда не совпадающие с моими. Наверное, так и должно быть. Но когда ты видишь интерес в глазах учеников, понимаешь, что «нужные книги в детстве читал» и что советы твои не пропадут даром, а, может, для кого-то из них сам станешь проводником, о котором они будут вспоминать через годы. И еще лелеешь надежду, что и они благодаря Литературе обретут свой жизненный путь и научатся познавать счастье через дар слова, как познал его и я.

Комментарии

Ребятам очень повезло, что есть такой учитель, который расширяет границы школьной программы, всегда в курсе книжных новинок, у него всегда масса идей, интересных увлечений, которыми он заражает своих учеников. Я уверена, что и через много лет ребята будут вспоминать совместные походы на фестивали, участие в играх, неформальное общение с ним. А мне, как библиотекарю, повезло, что есть такой коллега, который поддерживает в наших библиотечных затеях и является настоящим кладезем новых идей. Спасибо ему! и удачи! Он достоин победы!

Людмила Кучина

Константин Георгиевич-замечательный, талантливый педагог,который умеет привить у своих учеников любовь к чтению, к литературе. Он умело разглядел способности моего сына-Ахметшина Рамиля,выпускника ITлицея КФУ. Благодаря кропотливой совместной работе учителя и ученика сын стал призером олимпиады по русскому языку. Желаем Константину Георгиевичу успехов и победы в конкурсе!

Лилия Ахметшина

Конечно, лишь увлеченный человек способен увлечь! Счастье - встретить такого человека на своем жизненном пути!