SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Системно - деятельностный подход в воспитании патриотизма и гражданственности у учащихся гимназии средствами му

SAM_2385

Введение
« В чувстве патриотизма присутствуют различные составляющие: это и любовь к своей стране, к своему народу… Но любовь не просто как восторг чувств, а как желание и готовность приносить объекту любви конкретное благо»
М. Демурин, РИА Новости

Современный музей - это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающихся и педагогов в понятных комфортных для него формах музейной коммуникации. Сегодня сложились принципиально новые условия и новые возможности взаимодействия музея со школьниками. Появляются новые функции и полномочия музея как социального института.
«В воспитании личности учащегося принципиально важно
отказаться от прямого воздействия, а делать это через воспитывающую среду и эволюционное развитие…»1 Современный школьный музей призван развивать и формировать глубинные нравственные качества личности, приобщать подрастающее поколение к героическому прошлому страны, способствовать складыванию активной жизненной позиции учащихся, становлению патриотизма на поведенческом уровне. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, общественно-полезной деятельности, поисковые экспедиции. Подобная организация работы музея откроет возможности для заинтересованного выбора учащимися любого вида деятельности.

Актуальность проекта

Девальвация духовных ценностей, происходившая в постсоветский период, оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
Проблема духовного, нравственно-патриотического воспитания звучит сегодня особенно актуально, в условиях становления патриотизма в качестве национальной идеи нашего общества. « У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил президент России В.В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров», прошедшего в феврале 2016 г. « А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как национальной идее, нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» - заявил он. На наш взгляд, о патриотизме недостаточно говорить « на всех уровнях». Надо учить детей быть патриотами. Патриотизм должен быть сформирован на поведенческом уровне. Ведь если говорить ребенку, что надо уступать место пожилым людям в транспорте, но при этом самому так не поступать, разве мы получим желаемый результат? Так же и с патриотизмом. Патриотическое воспитание стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы государственные законы, программы и другие нормативно-правовые акты.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» выдвинуты такие принципы образовательной политики, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,Родине, семье. В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Патриотическое воспитание сегодня – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Еще совсем недавно патриотизм не был в должной степени объединяющей основой общества. Подъем патриотических настроений наметился после недавних внешнеполитических успехов России, спортивных побед на олимпиаде. Многие считают эти факторы определяющими в формировании патриотизма. Мы считаем, что на школьном этапе жизни учащихся, определяющее влияние на формирование патриотизма оказывает включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек патриотического поведения, что грамотно построенная система патриотического воспитания, в частности работа школьного музея, дает возможность получения такого опыта патриотической деятельности, патриотического поведения.
При написании данного проекта были изучены нормативно –правовые акты федерального и регионального уровней, использованы учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы деятельности музея, явились «Анализ деятельности музея «Прикосновение к судьбе»», «Концепция развития музея «Прикосновение к судьбе» » МАОУ «Гимназия № 139»». В данных работах подробно рассмотрены направления, формы деятельности музея, место музея в системе патриотического воспитания гимназии и т.д.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Цель: Разработка системы гражданско-патриотического воспитания на базе школьного музея, направленной на формирование патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся
2.2 Задачи проекта:
1) Изучить нормативно-правовую базу федерального и регионального уровней, относящуюся к теме гражданско-патриотического воспитания
2)разработать направления, формы музейной деятельности, создающие условия для обеспечения успеха воспитательной работы с учащимися
3)организовать и внедрить в практику работы мероприятий, направленных на формирование значимых компетенций у обучающихся.
4) реализовать систему гражданско – патриотического воспитания обучающихся на практике, обеспечить ее непрерывность
5) оценить эффективность системно- деятельностного подхода в формировании патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся
3.3 Целевая группа проекта: Обучающиеся 1-11 классов ( включение по отдельным направлениям , формам работы музея учащихся начальной школы)
1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Тема патриотического воспитания достаточно хорошо изучена, но новизна нашего проекта - в обобщении собственного опыта патриотической деятельности, в использовании новых форм работы по духовному, нравственно-патриотическому воспитанию учащихся. Например, на этапе формирования, сплочения коллектива (тимбилдинга), использование новой формы мероприятия «Ночь в музее». В 2016г. запущен проект, по которому каждый класс делится на 4 группы, по количеству музеев в гимназии. Каждая группа закреплена за конкретным музеем. Из детей уже существующей музейной лекторской группы назначается куратор. Затем такие группы рассказывают лекции своему классу, родителям и переходят работать в следующий музей. Таким образом, предполагается 100% охват детей в качестве лекторов, развитие лекторских навыков, умения держаться перед аудиторией, развитие социально-активных, разносторонне-развитых личностей.
Направления деятельности и формы работы музея:
1. Агитационно-массовая работа.
- создание музыкально-литературных композиции по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, очевидцев событий;
- выступления перед учащимися, студентами, ветеранами ВОВ РФ и РТ, гостями гимназии;
- «Школа лекторов»
- составление лекций по истории ВОВ, написание рефератов, организация фотовыставок;
- сотрудничество с печатными изданиями, публикации статей в периодической печати.
- участие в Республиканских Маршах Памяти;
- участие в Фестивалях поисковых отрядов.
2. Поисковая работа.
Увековечение памяти воинов, погибших в годы ВОВ:
- участие во Всероссийских, межрегиональных Вахтах Памяти по поиску и увековечению солдат и офицеров, погибших во время Великой Отечественной войны;
- поиск родственников солдат, чьи медальоны были найдены на местах боев;
- работа с архивами, интернет-базами МО РФ;
- работа с заявками от родственников солдат, пропавших без вести;
- «Школа юного поисковика»
- пополнение экспонатами школьного музея «Прикосновение к судьбе».
3. Благотворительная деятельность.
- сбор благотворительной помощи для детей детских домов и интернатов г. Казани и Республики Татарстан, выступления с концертами, проведение мастер-классов для ребят;
- привлечение к поисковой работе.
4. Краеведческое.
Историко-краеведческие экскурсии по району и республике. Внесение практического вклада в музейное дело.
5.Военно-спортивное.
- участие в городских военно-спортивных соревнованиях « Равнение на Победу»
- участие в биатлонах на Республиканских Фестивалях поисковых отрядов
- спортивное ориентирование
- спортивные игры, ОФП
- Приобретение навыков по разборке-сборке АКМ
- Развитие навыков, приобретенных на уроках ОБЖ в течение учебного года.
6. Сотрудничество с поисковыми отрядами Республики Татарстан и Российской Федерации
- участие в работе городского клуба Воинской Славы
- обмен информацией;
- участие в межрегиональных фестивалях, конференциях и сборах;
- помощь в поиске родственников солдат, чьи медальоны были найдены в поисковых экспедициях, создание межрегиональных отрядов.

Уделяется большое внимание социальному партнерству, что способствует успешной социализации учащихся. Наши партнеры:
1. Министерство по делам молодежи спорта РТ.
2. Министерство Образования и Науки РТ.
3. Министерство обороны РФ.
4. Межрегиональное общественное обьединение поисковых отрядов г. Санкт-Петербург
5. Региональная Общественная Молодежная Организация «Объединение «Отечество»
6. Администрация МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани
7. Родители обучающихся
8. Поисковые отряды РФ и РТ.
9. Музей мемориал В.О. войны в Казанском Кремле и др. музеи РФ, РТ
10. СМИ, телеканалы KZN «Звезда», ТНВ и др.
11. Архивы РФ

5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Проект строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь- май). Цикличность его построения предусматривает проведение традиционных мероприятий, ежегодно учащиеся переходят к решению более сложных задач.
5.1 Сроки реализации проекта: 1 год
5.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь)
2. Основной (октябрь-апрель)
3. заключительный (май-сентябрь)
1 этап – сентябрь. Планирование. Проведение пробных занятий, мероприятий, диспутов. Составляется план по реализации проекта со сроками проведения мероприятий, назначаются ответственные.
- вводные занятия:
знакомство с историей и традициями музейного, поискового движения РТ и РФ;
- определение целей и задач предстоящей работы;
- мероприятие по тимбилдингу «Ночь в музее»
- сотрудничество с поисковыми отрядами города, республики, страны, знакомство с деятельностью отрядов;
- экскурсии в музеи Великой Отечественной войны в Казанском Кремле
- уроки на базе музея, уроки с использованием музейных экспонатов
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- вечера-общения, встречи с выпускниками поисковых отрядов;
- тренинги. Участие в Республиканских Слетах поисковых отрядов.
2 этап - Октябрь – апрель
Основной этап деятельности:
- поисковая группа (систематизация и занесение информации о новых экспонатах, найденных за летний период в журнал поступлений основного и вспомогательного фондов; сбор документов, работа с исторической литературой, разработка маршрутов поисковых экспедиций, выбор и подготовка снаряжения, встречи с ветеранами, поисковые экспедиции, сотрудничество с редакцией «Книги Памяти», государственными общественными организациями, Республиканские Марш Памяти, Республиканские и городские Фестивали поисковых отрядов);
- группа «Письмо» (переписка с поисковыми отрядами РТ и РФ, ветеранами, музеями, архивами РТ и РФ);
- музейная практика (работа с экспонатами, оформление и подготовка экспозиций);
- лекторская группа (составление лекций по истории Великой Отечественной войны, организация и проведение лекций для учащихся и гостей школы, выездные экспозиции);
- творческая группа (работа школьной телестудии на базе музее, видео-фото съемка, написание статей для СМИ и школьной газеты «Наследие», составление тематических музыкально-литературных композиций);
- архивная группа (сотрудничество с архивами РТ и РФ).
Участие в реализации программы гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Подготовка и участие в Республиканском Марше Памяти (ноябрь-апрель)
Проведение деловых игр, фестивалей, культурно-массовых
мероприятий.
Проведение практических занятий, написание научно-исследовательских работ

3 этап – май– сентябрь. Поисково-полевой. Участие во Всероссийских Вахтах Памяти, поисковых экспедициях, походах по местам Боевой Славы. Увековечение памяти советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Поиск родственников.
Подведение итогов работы. Анализ деятельности по реализации проекта. Оценка эффективности, успешности программы.
( социологические опросы и анкетирование)
- участие в Республиканском Фестивале поисковых отрядов, закрытии Вахты Памяти РТ.
- проведение школьной конференции по итогам поискового сезона отряда. Отчет по всем направлениям.
- вручение удостоверений, благодарственных писем и почетных грамот.
- итоговые выступления в СМИ.
- работа в архивах по материалам поисковых экспедиций.
5.3 Программа проектных мероприятий

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный
Этап 1
Принимать участие в постоянно действующих Республиканских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. В течение года Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Организация традиционных встреч:
- ветеранов с учащимися школ, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.
- блокадниками;
-руководителями поискового движения
- с творческими людьми; ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Проведение уроков мужества
- уроки на базе музея, уроки с использованием музейных экспонатов Руководитель школьного музея
Классные руководители
Ночь в музее ежегодно Руководитель школьного музея
вводные занятия:
знакомство с историей и традициями музейного, поискового движения РТ и РФ;
- определение целей и задач предстоящей работы ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог -организатор
- экскурсии в музеи Великой Отечественной войны в Казанском Кремле
ежегодно Руководитель школьного музея
Классные руководители
Участие в Республиканских Слетах поисковых отрядов. ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог -организатор

Этап 2
Работа «Школы лекторов», «Школы юного поисковика» ежегодно Руководитель школьного музея
Министр школьного парламента по музейному направлению
Ученики- руководители групп
Педагог –организатор
Учителя -предметники
Составление и показ новых агитбригад ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог –организатор
Учащиеся
Родители учащихся
Работа с электронными базами МО РФ ежегодно Руководитель школьного музея
Министр школьного парламента по музейному направлению
Марши Памяти по РТ ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог -организатор
работа школьной телестудии на базе музея, видео-фото съемка, написание статей для СМИ и школьной газеты «Наследие» ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог –организатор
Министр школьного парламента по музейному направлению
Тематические линейки по истории России, символике России ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Министр школьного парламента по музейному направлению
Проведение общешкольного мероприятия «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека,
Дню матери ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Проведение уроков мужества ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог-организатор
Классные руководители
Издание книги «Орден в твоем доме» ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Работа студии Ретро-танца ежегодно Педагог-организатор
Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов на базе музея ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Проведение памятных дней:
- День призывника
- День Победы
-День вывода войск из Афганистана
- День защитников Отечества ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог- Классные руководители
Этап 3
Акция «Бессмертный полк» ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Участие в акции «Вахта Памяти»:
-встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории;
-общешкольная линейка, посвященная Великой Победе ежегодно Руководитель школьного музея
Зам. директора
по ВР
Педагог-организатор
Классные руководители
Участие в Городской спартакиаде школьников
«Равнение на Победу» ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог-организатор
Подведение итогов работы
( социологические опросы и анкетирование)
- участие в закрытии Вахты Памяти РТ.
Отчет по всем направлениям.
- вручение удостоверений, благодарственных писем и почетных грамот.
- итоговые выступления в СМИ.
- работа в архивах по материалам поисковых экспедиций. ежегодно Руководитель школьного музея
Педагог-организатор
Министр школьного парламента по музейному направлению

6. Ресурсное обеспечение проекта
Административный ресурс
Материально-технические ресурсы:
Снаряжение для экспедиций.
Фотоаппараты, компьютер (для фото отчетов, презентаций)
Электронные базы данных МО РФ
Архивы РФ
Человеческие ресурсы:
Учащиеся МАОУ «Гимназия № 139», члены музейной группы, поискового отряда «Снежный десант» МАОУ «Гимназия № 139», родители бойцов поискового отряда, учителя.
Информационные ресурсы. http://otechestvo@ipian/kazan.ru

8. Ожидаемые результаты реализации проекта
- участвуя в разнообразных формах работы музея, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;
-обучающиеся проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, к семье, проникаются желанием вносить свой посильный вклад в общее дело;
- участие в различных делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, являются гражданскими поступками.
- вся работа по реализации программы выстраивается в целенаправленную систему гражданско-патриотического воспитания, приобретает комплексный характер.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 2 3
Риски Условия возникновения Пути преодоления
Мотивационные Проект трудозатратный. Нежелание учителя тратить личное время, особенно летом, в каникулы на воспитательную работу с детьми Данными проектами должны заниматься только учителя с высокой личной мотивацией, сами являющиеся настоящими патриотами и людьми с активной гражданской позицией. Иначе проект будет не эффективен
Организационные Несогласованность в действиях курирующих поисковое движение организаций. Бюрократическая волокита. Заранее оформлять, согласовывать выездные документы, разрешения на проведение поисковых работ
Финансовые Нехватка денег в малообеспеченных семьях Возможно, искать спонсоров

10. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1 2 3
Критерий эффективности Единица измерения Измеритель
В образовательном учреждении музей является центром гражданско – патриотического воспитания обучающихся

Призовые места

Отсутствие детей с девиантным поведением

участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике

количество и результативность поисковых экспедиций

Деятельность выпускников (повышение престижа службы в армии; продолжение участия в поисковых экспедициях; создание поисковых отрядов в вузах; выбор профессий связанных со службой Отечеству)

Деятельность агитбригады

Имена земляков , считавшихся без вести пропавшими, уставленные нами в ходе работы с электронными базами данных МО РФ

внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы

Количественные показатели, занимающихся патриотической работой Вся работа по реализации программы выстроена в целенаправленную систему гражданско-патриотического воспитания, приобрела комплексный характер

Музейная группа неоднократно получала грамоты республиканского уровня за лучшую организацию системы гражданско- патриотического воспитания учащихся

Ни один ребенок гимназии не состоит на учете в детской комнате милиции

Все учащиеся гимназии принимают участие в общешкольных мероприятиях гражданско-патриотической направленности

География экспедиций достаточно широка- это Новгородская, Ленинградская области, Краснодарский край, Белоруссия, Мурманск. В общей сложности было совершено более 50 поисковых экспедиций. За это время нами было найдено около 40 солдат, установлено около 15 имён. В экспедиции 2015 г. на Невский пятачок были найдены 19 медальонов , 14 из которых- учениками нашей гимназии. За каждой этой цифрой стоят конкретные люди, истории целых семей и незабываемые эмоции, которые «оставляют» ребят в поисковом движении на всю жизнь.

Нельзя ни отметить, что ребята, пройдя через различные формы патриотической деятельности, уходят служить в армию в поисковые батальоны. В 2012 г.нам даже удалось с тремя из них поработать вместе на Невском Пятачке. После службы в армии наши ребята выбрали достойные мужские профессии, связанные со службой Отчизне. Так, Ахметзянов Антон является сотрудником ФСБ, Фатыхов Айрат работает в Республиканском Объединении «Отечество», которое курирует деятельность всех поисковых отрядов Республики Татарстан. Выпускники, активно участвовавшие в поисковой работе создали поисковые отряды в своих вузах (КГУ, Институт экономики и социальных технологий)
Выпускники продолжают ежегодно выезжать с нами в поисковые экспедиции Никифоров Д., Девельтов Н., Блохин Р. и др.

Агитбригада постоянно выступает перед учащимися, гостями школы, района, города, республики, РФ; неоднократно занимала призовые места на мероприятиях различного уровня.

По отчету руководителя музея- мемориала В.О. войны в Казанском Кремле Черепанова М.В.- за 2011-2015 гг. сводным городским клубом Воинской Славы установлены имена около 10 000 наших земляков, вручены 2 500 извещений родственникам этих солдат.

Мероприятие «Ночь в музее» позволяет сформировать сильную, работоспособную, мотивированную команду

Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50 %.

Заключение
Воспитать патриотизм, за короткий срок нельзя. За годы педагогической деятельности накоплен определенный опыт, позволяющий выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Используя наш опыт, сотрудничая с нами можно в любой школе, где есть заинтересованные люди создать подобную систему.
Работа нашего музея помогает воспитывать в детях любовь к Отечеству. Дети, которые вместо того, чтобы лишний раз поиграть за компьютером, едут летом в экспедицию, а во время учебного года в свободное от занятий время, занимаются в музее, работают с архивами МО РФ - это уже граждане с активной гражданской позицией. Такой опыт никогда не даст им забыть о героическом прошлом нашей страны. Они не только сами становятся патриотами, но смогут передать опыт патриотического поведения своим детям.
Каждая группа музея (лекторская, поисковая, творческая, др.) выполняют свою конкретную задачу и вместе с тем они совместно движутся к достижению общих целей. С новичками проводится учеба - «курс молодого бойца», в ходе которого ребята знакомятся с военной историей, правилами проведения лекций, основами музееведения и т.д. В результате ребята получают теоретические и практические навыки различных форм деятельности, могут определиться с тем направлением, которое ближе им.
Итак, у каждого складывается свой маршрут становления поисковиком, патриотом, социально-активной личностью. Нельзя не отметить, что патриотизм сформирован у тех кто прошел через музейно- поисковую работу на поведенческом, практическом уровне. Такая практика дает человеку ориентиры, формирует мировоззрение. Для нас патриотизм- это прежде всего ценностное отношение к Отечеству, уважение к его историческому прошлому, к народной памяти, это значимые дела на благо общества, которые можно и нужно делать. Без этой важнейшей составляющей нашей национальной идеи – конкретных справедливых дел- патриотизм не укрепить.

Использованные источники и литература
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон РФ-273 "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы
5. Закон РФ «Об увековечении победы советского народа в ВОВ 1941-45 гг.» (19.05.95.)
6. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"
7. Государственная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020 годы».
8. Программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан»
9. Закон Республики Татарстан № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан»
10. www/putin-today.ru
11. cтатья «Проект Путина: русская идея-2012» «Независимая газета» 17.12.2012
12.Героико- патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность/авт.-сост.Т.А. Орешкина.-Волгоград: Учитель, 2007.-122с.
13.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович.-Волгоград: Учитель, 2006.-169с.
14.Анализ деятельности музея «Прикосновение к судьбе», Блохина Л.Н., 2015г.
15.Концепция развития школьного музея «Прикосновение к судьбе» МАОУ «Гимназия № 139», Блохина Л.Н. , 2015г.
16.Анкеты поисковиков, 2014 г., 2015г.
17.Марш Памяти, Нагимуллина Д. ;Крылья, 2013г.
18.Мы победим! Блохина Л.Н. Крылья, 2010г.
19.Никто не забыт? Ничто не забыто? Тимирханова Д., Блохина Л.Н., Крылья , 2013г.
20.Репортажи о поисковой экспедиции на Невский пятачок, журнал «Гимназия №139», Круглова А., Исхакова С.