SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы классного руководителя Блохиной Л.Н. «Гражданско- патриотическое воспитание учащихся: системно-деятельнос

SAM_2275

« В чувстве патриотизма присутствуют различные составляющие: это и любовь к своей стране, к своему народу…Но любовь не просто как восторг чувств, а как желание и готовность приносить объекту любви конкретное благо»
М. Демурин, РИА Новости

Проблема духовного, нравственно-патриотического воспитания звучит сегодня особенно актуально, в условиях становления патриотизма в качестве национальной идеи нашего общества. « У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил президент России В.В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров», прошедшего в феврале 2016 г. « А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как национальной идее, нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» - заявил он. На наш взгляд, о патриотизме недостаточно говорить « на всех уровнях». Надо учить детей быть патриотами. Патриотизм должен быть сформирован на поведенческом уровне. Ведь если говорить ребенку, что надо уступать место пожилым людям в транспорте, но при этом самому так не поступать, разве мы получим желаемый результат? И конечно во всем важен личный пример педагога. Потому в своей работе мы придерживаемся правила, сформулированного еще древнеримским политиком М. Катоном: « Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом».
Еще совсем недавно патриотизм не был в должной степени объединяющей основой общества. Подъем патриотических настроений наметился после недавних внешнеполитических успехов России, спортивных побед на олимпиаде. Многие считают эти факторы определяющими в формировании патриотизма. Мы считаем, что на школьном этапе жизни учащихся, определяющее влияние на формирование патриотизма оказывает включение школьников в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек патриотического поведения, что использование системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании учащихся дает возможность получения такого опыта патриотической деятельности, патриотического поведения. Системно-деятельностный подход- метод при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса и результатом использования такого метода должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи, совершать социально значимые дела, отвечать за результат своих действий, является настоящим патриотом. Моя цель - воспитать из своих учеников успешных, высоконравственных, творческих, компетентных социально активных граждан и патриотов своей страны. Чтобы достичь этой цели, я опираюсь на принципы сотрудничества, деятельности, системности, психологического комфорта, творчества и ставлю перед собой следующие задачи:
1) Используя активные методы обучения, музейную педагогику воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, активной гражданской позиции
2) Расширять взаимодействие с различными социальными группами общества, вырабатывая навыки конструктивного взаимодействия, адаптационные, коммуникативные умения, способствующие вхождению в ближайшее и широкое социальное окружение
3) Способствовать расширению знаний учащихся об истории, традициях, культуре народов нашей страны, привлечь их внимание к вопросам межкультурного диалога, способствовать формированию толерантного сознания
4) Содействовать творческому подходу учащихся в решении задач
Огромную помощь в реализации целей гражданско-патриотического воспитания учащихся оказывает музейная педагогика. В нашей гимназии существует 4 музея: музей Науки, музей В. Аксенова, музей народов Поволжья, военно-исторический музей « Прикосновение к судьбе», руководителем которого я являюсь. Поэтому учащиеся моего класса оказываются вовлеченными во все формы музейной работы, а они очень разнообразны, так что каждый может найти себе занятие по интересам или участвовать в нескольких направлениях деятельности.
В 2003 г. мы организовали в гимназии музей «Прикосновение к судьбе», где ребята изучают историю страны через судьбы бабушек, дедушек, очевидцев исторических событий. В музее 740 единиц основного фонда. Все экспонаты - привезены нами с мест боев Великой Отечественной войны или являются предметами семейного наследия учащихся, учителей гимназии. Это позволяет воспитывать в детях ценностное отношение к семейному наследию, музейному предмету. Воспитание уважения к семейному наследию мы считаем одним из самых важных направлений своей деятельности. Ведь духовность человека берет свое начало в любви, сопереживании, психоэмоциональной, информационной взаимосвязи всех членов семьи. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Многие «яркие примеры» мы черпаем благодаря встречам с ветеранами В.О. войны.
Музей помогает мне и на этапе формирования коллектива класса. Этот вопрос актуален не только для 5кл., но и для 8-10кл., когда идет формирование предпрофильных и профильных классов и меняется их состав.
Одна из самых важных задач, стоящих перед классным руководителем – классбилдинг (объединение класса). Классбилдинг (классообразование) тимбилдинг (командообразование)- широкий диапазон действий для создания и повышения сплоченности команды, обеспечивающий полноценное развитие класса. Каждый год на базе нашего музея, при поддержке Министерства Молодежи и Спорта Республики Татарстан и активной помощи моих выпускников, работающих в компании «ТeamSoft», я провожу мероприятие «Ночь в музее»(родители забирают детей около 10 часов вечера).Ребята разбивают палатки в рекреации перед музеем, раскладывают пенки вокруг импровизированного костра, где после всех тренингов, мероприятий с элементами квеста, проводится рефлексия и звучат песни под гитару. Такие условия создают атмосферу летнего похода в лес и делают обстановку благоприятной для общения. После общего построения, дети делятся на команды, получают путеводные листы, и каждая команда по собственному маршруту проходит все этапы
( военно-исторический «Мы шли дорогами войны», творческий, практический, психологические тренинги). Учащиеся активно проводят время, проходя различные психологические тренинги на сплочение в игровой форме, предполагающие сотрудничество учащихся в группах. Достигнуть успеха группа может, лишь взаимодействуя друг с другом. Ребята высказывают свои мысли, идеи, учатся аргументировать свои высказывания, учатся смотреть на поставленную проблему с другого угла зрения, работать с другими точками зрения.
Основные критерии успешности данной формы классбилдинга:
1. Позитивная зависимость. Успех каждого учащегося зависит от добросовестности других учащихся. Учащиеся учатся взаимной ответственности и работе в команде.
2. Прямая поддержка. Учащиеся поддерживают друг друга непосредственно. Они обмениваются мнениями, идеями, дают оценку проделанной работе друг друга с целью получения совместного результата работы.
3. Ответственность. Каждый учащийся участвует в работе группы и вносит свой вклад в работу над заданной проблемой. Каждый участник несет ответственность за результат групповой деятельности.
4. Социальная компетентность. Учащиеся учатся взаимному доверию и уважению. Учатся четко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие противоречия и конфликты.
5. Собственная оценка. Рефлексия. Учащиеся учатся оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать совместную работу группы, выделять причины неудач.
При проведении мероприятия используется дидактический метод «Я-Ты-Мы», разработанный швейцарскими педагогами Петером Галлином и Урсом Рафом. Я формулирую проблему так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к ее решению. Она должна носить открытый характер и не должна своей чрезмерной сложностью отталкивать учащихся от размышлений. Фаза «Я» - учащийся самостоятельно размышляет над проблемой. Идет первый сбор идей, мыслей, возможных вопросов к поставленной проблеме. Ученики могут ошибаться, строить предположения. На данном этапе учащиеся отмечают непонятные для себя моменты в проблеме, требующие дальнейшего пояснения. Фаза - «Ты»- учащийся сравнивает свои результаты с результатами партнера. Данные внутри группы обобщаются, группа приходит к общему мнению, общему решению. Каждый член группы обогащает свое понимание вопроса путем рассмотрения решений других членов группы. Учащиеся учатся также размышлять над чужим решением. Фаза – «Мы»- группы дискутируют между собой, и класс приходит к обобщенному решению проблемы. Немаловажным является также восприятие полученного решения как общего продукта, что способствует сплочению класса. Галлин и Руф обобщают эти три фазы в три краткие формулы, понятные учащимся:
- Так это делаю я.
-А как ты это делаешь?
-Мы будем это делать так!
Дидактический принцип «Я-Ты-Мы» более всего подходит для следующих ситуаций:
-Проблема имеет несколько решений
-Проблему можно разрешить различными способами( при одном правильном ответе).
Ребята проходят и другие этапы игры:
- военно-исторический « Мы шли дорогами войны». Он включает в себя множество испытаний. Подъем команды по лестницам, когда им задаются вопросы, на знание военной истории страны называется «Взятие высоты». Спуск с лестницы – десантирование. Ген.штаб находится в музее, там проходит игра « Что? Где? Когда?». Все конкурсы этого этапа ( «Танковый биатлон», «Дешифровка», «Бомба», «Разминирование» и т.д.) способствуют развитию интеллекта и смекалки учащихся.
- практический этап предполагает развитие у ребят навыков, которые могут пригодиться в жизни ( оказание первой мед. помощи, переноска раненого, разборка-сборка автомата и т.д.)
- развитию творческих способностей учащихся способствует этап «Привал»(творческий) , где ученики поют частушки, песни, танцуют, но непременно всей командой.
И наконец, после рефлексии, песен у «костра», чаепития, мы в музее (есть интерактивная доска) просматриваем и обсуждаем фильмы о войне ( например, фильм « Мы из будущего», « А зори здесь тихие» т.д.)
На наш взгляд, подобные мероприятия развивают коммуникативные способности учащихся, способствуют вхождению ребят в ближайшее социальное окружение и решают главную задачу - сплочение класса.
Мероприятие «Ночь в музее» продолжает совершенствоваться. В этом году мы планируем параллельно с игрой для детей, провести мероприятие для родителей (возможно совместное с детьми прохождение квеста, выступление психолога).
Со сплоченной дружной командой можно свернуть горы. И действительно, мои классы занимают исключительно первые места на всех школьных мероприятиях, отдают много времени реализации социально-значимых проектов.
В своей воспитательной работе я использую личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, в реализации которых важную роль играет музейная педагогика.
Работа по гражданско –патриотическому воспитанию ведется по разным направлениям. Одно из самых интересных для детей направлений – участие во Всероссийских Вахтах Памяти, поисковых экспедициях на места боев В.О. войны. Даже заканчивая школу, вуз, выпускники моего класса продолжают выезжать со мной в поисковые экспедиции. География экспедиций достаточно широка - это Новгородская, Ленинградская области, Краснодарский край, Белоруссия, Мурманск. В общей сложности было совершено более 50 поисковых экспедиций. За это время нами было установлено около 15 имён. В экспедиции 2015 г. на Невский пятачок были найдены 19 медальонов , 14 из которых - моими учениками. Вроде бы эти числа и небольшие, но за каждой этой цифрой стоят конкретные люди, истории целых семей. Эта форма работы является одним из самых ярких показателей осознанной социально-значимой деятельности ребят. Находка солдатского медальона, поиски родственников, вручение им медальона считавшегося пропавшим без вести бойца – это самые трогательные, эмоционально - накаленные события, которые являются «точками невозврата» в становлении ребенка настоящим патриотом. Из отзыва ученицы Исхаковой Сабины « Я не представляю свою жизнь без раскопок… Спасибо, что выбрали нас… Спасибо за наши искренние слезы…» Экспедиции позволяют также познакомиться поисковикам из разных регионов России, развивать коммуникативные качества ребят. Нельзя ни отметить, что ребята, пройдя через различные формы патриотической деятельности, уходят служить в армию в поисковые батальоны. Нам даже удалось поработать вместе с ними в 2012 г.на Невском Пятачке. После службы в армии наши ребята выбрали достойные мужские профессии, связанные со службой Отчизне. Так, Ахметзянов Антон является сотрудником ФСБ, Фатыхов Айрат работает в Республиканском Объединении «Отечество», которое курирует деятельность всех поисковых отрядов Республики Татарстан. Выпускники, активно участвовавшие в поисковой работе создали поисковые отряды в своих вузах (КГУ, Институт экономики и социальных технологий)
На базе музея действует «Школа юного поисковика», где новички обучаются основам поисковой деятельности. Обучение проводят мои выпускники, ребята, побывавшие в поисковых экспедициях (осуществляется преемственность поколений). В результате ребята получают теоретические и практические навыки различных форм деятельности, могут определиться с тем направлением, которое ближе им. В этом вопросе мы сотрудничаем с Республиканским объединении «Отечество», где ребята также проходят обучение (социальное партнерство). Важным направлением деятельности является лекторская работа, позволяющая учащимся повысить свою самооценку, развивать свою речь, научиться уверенно держаться перед аудиторией, совершенствовать знание иностранных языков, развивать свой интеллект, при составлении лекций. На базе музея действует «Школа лекторов». Лекции ведутся на 4 языках, с элементами игры «Что? Где? Когда?». Есть экспозиция, посвященная немецкой армии, т.к. в ходе раскопок мы находим личные вещи, экипировку солдат Вермахта. Эта лекция ведется на нем. языке. Большое внимание уделяется воспитанию толерантности. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.
Ученики моего класса ведут работу с младшими школьниками. Она представляет собой проведение бесед, игр на тему Великой Отечественной войны. Лекторская группа не только составляет и проводит лекции, но и учит заинтересовавшихся этой работой малышей. Малышам дается возможность самостоятельно проводить выступления не только для своих сверстников, но и для гостей школы. Ученики начальной школы задействованы в агитбригадах. Шефская работа позволяет не только обеспечить преемственность поколений, но развить в ребятах навыки педагогической деятельности. Девочки идут в педагогику. Галеева Дина, активно выступавшая в агитбригадах, вернулась после педагогического института к нам в школу.
Творческие способности учеников могут раскрыться посредством участия в агитбригадах. Агитбригада - это группа ребят, которые готовят выступления на одну из тем, связанных с историей В.О. войны, составленную по впечатлениям встреч с ветеранами, очевидцами исторических событий и показывают их перед различной аудиторией. Нами составлены такие агитки как: "Огненный выпуск 41-го ", "Вальс на плоскости", «Дети - труженики тыла», "Осколки детства» и др. Тексты агиток ребята составляют самостоятельно и в группах. Важно дать им возможность получения опыта собственной творческой деятельности. Гордостью является агитка
«Казань - земля милосердия» , посвященная казанским госпиталям, в которой участвовали не только учителя гимназии, учащиеся, но также их родители. Цель этих агиток – не только рассказать о событиях Великой Отечественной войны, но и пробудить в душах чувство гордости за героическое прошлое нашей страны. Дети, готовясь к выступлению, не просто учат текст, а как бы проживают эти события, судьбы, пропуская их через себя. Именно поэтому наши выступления являются настолько искренними, что не оставляют никого равнодушным. Выступление нашей агитбригады «Осколки детства» не оставило равнодушными воспитанников Раифского СПУ №1. Ребята, узнав о нашей деятельности, вдохновились и создали свой поисковый отряд, который успешно функционирует на сегодняшний день. Мы очень гордимся ими, ведь, несмотря на свою трудную судьбу, они выбрали для себя правильные жизненные ориентиры.
Мой класс ежегодно участвует в республиканских слетах поисковых отрядов, городском конкурсе «Равнение на Победу», активно участвует в спортивных мероприятиях, которые формируют морально-боевой дух моих учеников. Занятия спортом делают ребят сильнее и в физическом, и в духовном плане. Ведь занимаясь спортом, они тренируют силу воли, заставляя себя идти дальше, несмотря на боль и усталость.
Начиная с 2014 года, успешно функционирует проект «танцевальная перемена». Во время больших перемен, в рекреации перед музеем, ребята танцуют танцы военных лет, например, вальс, рио-рита, танго, полонез. Отрадно, что этим проектом заинтересовались не только старшеклассники, но и дети из младших классов. На базе музея функционирует телестудия « Прикосновение к судьбе». Ее ведут мои ученики, снимая сюжеты о ветеранах В.О. войны, об итогах гражданско-патриотической работы за четверть. Сюжеты демонстрируются по школьному телевидению. На базе музея, проходила акция "Стихи, рожденные войной…". Все желающие могли выучить и рассказать на камеру стихи о войне. Некоторые читали стихотворения собственного сочинения. Позже отснятый материал был выложен на сайт школы. Эта акция позволила не только познакомить ребят поближе с поэзией, посвященной ВОВ, но и напомнить им о том, какой ценой досталась победа нашему народу. На базе музейных фондов пишутся интересные исследовательские работы, занимающие призовые места на всерос.уровне.
Один из наших последних проектов, которым мы очень гордимся- это книга "Орден в твоем доме". В ней собраны сочинения учащихся нашей гимназии ( в том числе и моих учеников) об их прадедах, внесших свой вклад в победу в В.О.войне. Обязательным условием было использование информации с сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа». Выпуск данной книги – это наш маленький вклад в сохранение памяти о героическом прошлом нашей страны. Увидев на страницах издания описание подвигов своих предков, в каждом пробудится чувство долга, ответственности и гордости за них и за страну.
Мои ученики активно сотрудничают с музеем – мемориалом ВОВ в Казанском кремле. Мы являемся членами городского клуба Воинской Славы, в составе которого в период осенних, зимних и весенних каникул выезжаем в Марши Памяти по Республике Татарстан. Выступаем с одной из агиток в местных школах, институтах или музеях. После выступления начинается главная часть наших мероприятий – передача извещений родственникам погибших солдат, считавшихся пропавшими без вести. Одной из главных целей приезда является операция «Звонок». Ее суть заключается в том, что ребята обзванивают проживающих в данном населенном пункте и близлежащих деревнях людей и узнают, есть ли у них родственники, без вести пропавшие на войне. Если есть, то сразу же начинается тщательный поиск по электронным базам данных сайта Министерства Обороны РФ «ОБД Мемориал», «Подвиг Народа». Если подтвердится, что солдат, ранее считавшийся без вести пропавшим, на сегодняшний день имеет конкретные данные о месте и причине гибели, то мы немедленно звоним, сообщаем родственникам об этом и выдаем им извещения. В некоторых случаях удается даже найти точное место захоронение бойца. Таким образом, мои ученики помогли многим семьям найти информацию об их предках. Так, по данным руководителя музея В.О. войны в Казанском Кремле М.В. Черепанова, за период с 2010-2015 гг. нами было установлено около 10 000 имен земляков, считавшихся пропавшими без вести, и вручено более 2 500 извещений их родственникам.
Мы принимали участие в открытии электронной книги Памяти Республики Татарстан в парке Победы и активно участвуем в его работе, помогая всем желающим посетителям найти сведения об их без вести пропавших на войне родственниках. Эта работа была оценена президентом РТ Миннихановым Р. Н. и полномочным представителем президента РФ в Поволжском федеральном округе Бабичем М. В.
Мы совершенствуем формы социального партнерства в пропаганде патриотизма, стремясь активно сотрудничать со СМИ. Результаты всех экспедиций, Маршей Памяти, субботников на Арском кладбище освещают такие телекомпании как ТНВ и KZN Звезда. Об опыте нашей работы неоднократно писали в газетах “Ватаным” и “Казанские ведомости”, мы участвовали в одной из передач радиоканала “Болгар FM”. Также при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан был снят фильм с нашим участием “Долг Памяти”, автором которого является режиссер В.Ерхов. Фильм демонстрировался в Казанских кинотеатрах.
Активное включение музейной педагогики в систему гражданско-патриотического воспитания учащихся помогает воспитывать в детях любовь к Отечеству. Дети, которые вместо того, чтобы лишний раз поиграть за компьютером, едут летом в экспедицию, а во время учебного года в свободное от занятий время, занимаются в музее, работают с архивами МО РФ - это уже люди с активной гражданской позицией. Такой опыт никогда не даст им забыть о героическом прошлом нашей страны. Они не только сами становятся патриотами, но смогут передать опыт патриотического поведения своим детям.
У каждого ученика складывается свой маршрут становления патриотом, социально-активной личностью.
Из анкеты Кругловой Н.: «Мой путь начался в 5 классе с лекторской группы. Я решила попробовать. В тот день я еще не представляла, какой важный шаг в своей жизни я сделала. Работа в музее стала не просто занятием. Благодаря музею я открыла для себя историю с новой стороны, я узнала огромное количество замечательных людей. Знакомство с содержанием фронтовых писем, находящихся в нашем музее, с судьбой их авторов, стала моей «точкой невозврата»… Первая роль в агитке, первая экспедиция, Марш Памяти лишь утвердили меня в мысли, что я выбрала правильные ценности в жизни…Сейчас я возглавляю «Школу юного поисковика», принимаю активное участие в Маршах Памяти, агитках, экспедициях. Вручая извещения, родственникам пропавших без вести и найденных нами солдат, видя слезы на глазах взрослых седых мужчин, я осознаю значимость нашего дела. Именно эта пронзительная искренность является импульсом, который вдохновляет на новые дела и не дает сидеть на месте».
При реализации воспитательной концепции важно видеть ее результаты. Результативность, эффективность реализации поставленных перед собой целей, задач мы измеряем степенью готовности и стремлением своих учеников к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. А это и хорошая учеба, и активная работа в музее, и поисковые экспедиции на места боев, и агитационно-пропагандистская работа, выступления агитбригад, увеличение количества научно-исследовательских работ и их внедрение в теорию, и практику патриотического воспитания, увеличение благодаря нашей деятельности количества патриотических объединений и т.д. Результативностью своей воспитательной работы считаю также максимальную сплоченность класса, призовые места учащихся в конкурсах общешкольного, городского, республиканского, всероссийского уровней, участие ребят в социально – значимых проектах, акциях. Нельзя не отметить, что патриотизм сформирован у тех ребят, кто прошел через музейно - поисковую работу на поведенческом, практическом уровне. Такая практика дает человеку ориентиры, формирует мировоззрение. Для них патриотизм - это прежде всего ценностное отношение к Отечеству, уважение к его историческому прошлому, к народной памяти, это значимые дела на благо общества, которые можно и нужно делать.