SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы Хазиахметовой Луизы Зуфаровны, учителя музыки МБОУ "Гимназии № 75" г Казани

BIyAWIYkVuE

Кто испытал наслаждение творчества,
для того уже все другие наслаждения не существуют.
Антон Павлович Чехов

Моя жизнь - это музыка и дети. Мне кажется, так было всегда. Фактически же более двадцати пяти лет. Сначала были работа в музыкальной школе и детский вокальный коллектив. Последние пятнадцать лет работала в гимназии № 75. Начинала я в гимназии как учитель музыкальной культуры татарского народа, работала по собственной авторской программе «Культура и искусство родного края». На Республиканском конкурсе авторских программ работа была отмечена Благодарственным письмом. Главной концептуальной идеей этой программы было изучение татарского языка через татарские песни, а изучение музыкальной сокровищницы татарской культуры способствовало повышению интереса у учащихся к истории родного края, к искусству татарского народа, а также формированию высоких нравственных ценностей. Когда в наше образование пришли стандарты - сначала первого, а потом второго поколения - я полностью перешла на общеобразовательную программу изучения музыкального искусства. Работала по программе, разработанной Д.Б. Кабалевским, которая является основой эстетического воспитания учащихся. Затем по программе, разработанной коллективом авторов Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Программа «Музыка», разработанная коллективом авторов, на мой взгляд, очень актуальна в современной школе. Использование ее позволяет осуществлять интегрированный подход к уроку музыки, даёт возможность учащимся оценивать искусство как процесс созидания. Программа интересна, современна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы. Обновлённый подход к учебному предмету «Музыка» позволяет погрузить учеников в мир искусства. В вышеуказанных программах изучается музыка русских и зарубежных композиторов. Они же дают возможность включения в урок национально-регионального компонента. Накопленный опыт помогает мне проводить связь между культурами двух великих народов: русского и татарского. На уроках, наряду с великими русскими и зарубежными композиторами, звучит и музыка С. Сайдашева, Р. Яхина, Ф. Яруллина, изучается творчество наших земляков - Ф. Шаляпина, Р. Нуриева, С. Губайдуллиной и др. Также я очень люблю татарские народные песни и стараюсь привить эту любовь детям.
Моя методическая тема - «Моделирование уроков музыки на основе компетентносного подхода».
Главная цель обучения музыке в школе состоит в том, чтобы формировать музыкальную культуру личности, осваивать музыкальную картину мира; развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности, развивать музыкальную память, ассоциативное мышление, фантазию и воображение; развивать творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
При подготовке к уроку учитель музыки задается вопросом, какого ученика мы должны получить в итоге: исполнителя или слушателя, обладающего большой информационной базой. Мое убеждение в том, что необходимо найти оптимальный баланс информационного и исполнительского в содержании урока.
На уроках я показываю жизнь, представленную языком Искусства, Музыки и Народной философии. Я обращаюсь к произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство в целом, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность. Своей целью я вижу достижение такого уровня проведения урока музыки, который увлечёт учащихся, позволит сформировать целостное восприятие мира посредством Искусства, поможет развить музыкальное мышление и расширить кругозор учащихся, даст возможность учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире Искусства.
Именно на уроках музыки можно обнаружить тесную взаимосвязь между Искусством и Жизнью. Вместе с ребятами мы не только поём и слушаем, мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного на уроке. Мы учимся чувствовать глубокое взаимопроникновение всех видов Искусства. Проводником в тайные уголки детских душ является Музыка, она способна увлечь в свой диковинный мир человеческих фантазий и воображения.
На уроках музыкального искусства учащиеся ищут точки единения человека и души, мира и природы, мы находим взаимосвязь между Музыкой и всеми видами Искусства. Ребятам хорошо знакомы такие выражения как «звучание картины», «музыка архитектуры», «живопись музыки», «интонация скульптуры», «музыкальный образ», «преобразующая сила музыки», «музыкальная драматургия». Учащиеся приходят к мысли, что искусство неразделимо, оно, как солнечное светило, своими лучами освещает и согревает сердца и души людей.
На каждом уроке обучающиеся пытаются найти ответы на вопросы с помощью произведений Искусства: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?».
Чтобы мотивировать детей к хоровому пению, я стараюсь находить интересный песенный материал, использовать для аккомпанемента синтезатор или студийные фонограммы (минус). Дети и сами участвуют в подборе песенного материала, мы нередко обмениваемся информацией.
Домашним заданием становится творческая работа по прослушанному и увиденному на уроке. Такой вид работ даёт возможность с помощью слова, рисунка выразить свои мысли, чувства, переосмыслить эмоциональное состояние, соотнести жизненную правду и красоту в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов. Свои творческие работы дети размещают в социальных сетях, где обсуждают и оценивают работы друг друга, интересуются и моим мнением. Такие формы работы интересны мне и захватывают учеников. Только увлеченный творчеством учитель может вовлечь в процесс творчества ученика. Все более возрастающий интерес к изучению музыки подтверждается данными проводимого в гимназии мониторинга.
Мы живём в современном мире, который диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения. Постоянный системно-деятельностный подход к уроку позволяет наращивать и совершенствовать компетенции учащихся.
Главная задача музыкального образования - воспитание интереса и любви к Искусству, познание закономерности музыкального искусства на основе его интонационной природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства. Освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практических компетенций в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышлении о ней, а также творческой деятельности) развивает личностно-творческое отношение к музыке. Говоря словами Оскара Уальда, «искусство существует не только для того, чтобы образовываться, а и для того, чтобы знать какими мы становимся»…
Моя главная задача как учителя музыки - раскрыть глубину жизненного содержания произведений искусства. Ощутить красоту и правду через мир культуры – вот задача, которая стоит перед учащимися
Моим жизненным кредо являются слова Ромена Ролана: «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать».
Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека, и отражается это в звуках, словах, оттенках, пластике.
Значение урока «Музыка», на мой взгляд, велико в образовательном процессе, так как произведения Искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делают его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.
Мотивированные на постижение богатства мира, душевной красоты человека, ученики с удовольствием участвуют и во внеурочной деятельности. Наши традиционные концерты ко Дню учителя, к Международному женскому дню 8 марта, «Рождение звезды», фольклорные праздники «Масленица» и «Навруз», конкурс «Новогодний мюзикл» стали стартовой площадкой для наших начинающих звезд. На протяжении двух лет мы открываем декаду инвалидов в Психоневрологическом диспансере, выступаем для избирателей на выборах, в госпитале для ветеранов войн. Одним из самых любимых конкурсов наших детей является Фестиваль военной песни «В лесу прифронтовом», где каждый класс в полном составе исполняет военные песни, а старшеклассники представляют еще и инсценировки песен.
Ежегодно мои ученики занимают призовые места на различных очных фестивалях и конкурсах: «Созвездие-йолдызлык», конкурс иностранной песни, городская олимпиада «Выше радуги», Всероссийский Рождественский фестиваль (г. Обнинск) «Эрудиты планеты», «Мини-мисс Татарстан», «Мини-мисс Россия», Международный фестиваль детского творчества (г. Анталия), Республиканский этно-культурный фестиваль «Наш дом Татарстан», очные олимпиады в центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей. В составе творческих коллективов наши ученики участвовали на закрытии и открытии XXVII всемирной летней Универсиады 2013 г. Один из учеников нашей гимназии участвовал в 1000-хоре на закрытии XXII Зимней Олимпиады в Сочи. Среди наших учеников есть дважды стипендиат мэра г. Казани «За творческие достижения в области музыкального искусства», участница молодежного симфонического оркестра Республики Татарстан под руководством А. Сладковского.
По результатам деятельности мною был создан сайт и блог, которые помогают продуктивнее организовать подготовку к учебным занятиям. Постоянно работаю над повышением своей педагогической квалификации, обучаясь на очных и дистанционных курсах, участвую в профессиональных конкурсах. По итогам своей работы имею дипломы, благодарственные письма.
Пополняя свою медиатеку, я создала мультимедийное пособие «Мир музыки». Мой опыт обобщен в районе, в республике. Напечатаны статьи в республиканских изданиях и в сети интернет. Участвую в республиканских конференциях, фестивалях, мастер-классах разного уровня:
• Республиканский конкурс авторских программ. Авторская программа «Культура и искусство Родного края» - Благодарственное письмо (2003 г.)
• Телевизионный конкурс «Жырлыйк эле» - Благодарственное письмо (2008 г.)
• Очная олимпиада «Выше радуги» - диплом I степени (2014 г.)
• Городская интеллектуальная игра по русской литературе «Виктория» -Благодарственное письмо (2008 г.)
• Открытие декады инвалидов в психоневрологическом диспансере. Музыкальные представления: «Поделись улыбкою своей», «Путешествие в страну чудес» - Благодарственные письма (2012-2013 г.)
• Республиканский семинар «Организация системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательных учреждениях». Выступление по теме: «Выявление музыкально –одаренных детей на уроках музыки» - сертификат участника (2013 г.)
• Городской конкурс «Поющие учителя Казани» - диплом (2010 г)
• Городской конкурс «Поющие учителя Казани» - III место (2011г.)
• Благодарственное письмо от Болдинского литературно-мемориального музея заповедника, за подготовку «Вечера романса», в рамках программы «Пушкинский бал»
• Х Всероссийский Рождественский фестиваль. Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» - Благодарственное письмо (2015г.)
• Х Всероссийский Рождественский фестиваль. Общероссийская Малая академия наук Педагогический семинар «Современные педагогические технологии» - свидетельство участника. (2015 г.)
Дополнительную информацию о моей работе можно найти в Социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/luizah