SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Я-учитель"

ibcj_5pvt_A

Пусть так: свечи, руки касаются струн, темные бархатные занавеси, я вливаюсь в звук, вливаюсь в зал, и вот мы вместе уже парим нотами божественной музыки высоко над всем земным…
Или нет! Нет, нет, нет. Не так. Забыли! Все так: яркие огни, смех со всех сторон, громкая музыка, море адреналина и ощущение, что все в моих руках, что все получится, вокруг люди, люди, люди, все смотрят на меня…
Хотя. На самом деле все не так. На самом деле все дело в нескольких секундах: шум в ушах, слышно только дыхание, микрофон подмигивает желтым огоньком, мокрые от волнения ладони, сейчас… сейчас... Мой выход.
Все это было моей жизнью. От выхода до выхода, от выступления до выступления. Я любила сцену, моя душа всегда ждала этого праздника. И жизнь была праздником. И вдруг все оборвалось. Мы любим распоряжаться жизнью, а она ловко нам мстит. Жизнь отправила меня в школу. Место, как я тогда думала, очень далекое от праздника.
Первый же урок все расставил по местам. Детей сюда загнали родители, они хотят бегать во дворе или смотреть телевизор, музыка – самый ненужный в мире предмет, да и музыкой-то все это не назовешь, а администрация требует, требует, требует… После первого рабочего дня я прибрала в кабинете, смыла с доски детские каракули, села на стул и… зарыдала. Какой жалкой казалась я тогда себе, какой ненужной и никчемной!
Прошел месяц, прошло два. И постепенно я стала осознавать, что вот эта девочка замечательно поет, а вот этот мальчик очень любит Моцарта, но стесняется сказать об этом одноклассникам, те двое на задней парте между партиями морского боя прислушиваются к бардам, когда я их включаю. Я задумалась. Что за люди мои ученики? Кем они станут? Есть ли среди них будущие таланты? А почему будущие? Могут ли они уже сейчас сверкнуть своими умениями?
Сейчас дети узнают слишком многое и слишком рано. Вокруг них слишком много ненужной информации, в которой детям зачастую приходится учиться разбираться самим. Это рождает множество побочных эффектов: они скептичны, они не признают многих эталонов общества, они не любят и не хотят читать, слушать хорошую музыку, редко увлекаются искусством или театром. Это есть. С этим нам, педагогам, нужно научиться жить. Уметь быть сдержанными, терпимыми, понимающими. И при этом не забывать о своих основных задачах: учить, воспитывать, находить и раскрывать таланты.
Как помочь раскрыть талант? Как помочь его найти? Много, много вопросов родилось в моей голове. И эти вопросы стали менять мой урок. На нем зазвучала не только музыка, но и поэтическое Слово, в него стал проникать театр, начал посещать мои уроки кинематограф. Постепенно творчество захватывало и детей. Они приносили свои стихи и даже музыку. Я подумала, почему бы и нет, и стала просить ребят не только петь, но писать на уроках стихи, прозу, рисовать, лепить – Творить.
В творчестве раскрывалась их индивидуальность. За каждым моим ребенком таилась Личность. Почему я не разглядела этого раньше? Эти личности были еще совсем робкими. Они несмело пробовали себя в жизни. Им нужно было помогать, их нужно было поддерживать. Им нужно было внимание – мое, родителей, друзей. Песенные конкурсы, выставки рисунков, сборники стихов – все это стало их первой сценой.
Я раскрыла формулу успеха. Оказалось, стать хорошим учителем совсем не сложно. Нужна искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его делам, активное желание наблюдать за малейшими изменениями его души. Нужно помнить о том, как важно проявлять к ребенку внимание, быть добрым, чутким, помнить детские проблемы, не оскорблять ребенка и не бранить его. Ребенок – Личность, и педагогу нужно ее уважать.
Настало время и мне переосмыслить свою сцену. Отныне моей сценой стал урок, моим праздником – дети на уроке. Выстроить все так, чтобы каждый актер-ученик в нужный момент сыграл свою роль и остался ею доволен, подобрать подход к каждому ребенку, подарить им радость выступления и соприкосновения с миром музыки и искусства. И в конце получить аплодисменты – их радостные улыбки. Это мой праздник, это моя жизнь.