SMI.KAZANOBR.RU

Из опыта работы

IMG_6665 IMG_6668

За время моей работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников в будущем. Четырнадцать лет назад мы начали жить в новом тысячелетии. Что принесет человечеству XXI век - процветание, благополучие, более комфортную и спокойную жизнь или это будет время новых вызовов и угроз, новых кризисов и катастроф, страданий и утрат? Очевидно, в той или иной мере будет присутствовать все - и хорошее, и плохое, и процветание, и разрушение. Жизнь не раскрашена одним цветом, ее палитра многоцветна.
Человечество с момента зарождения волнуют проблемы безопасности. Холод и голод, ненастья и болезни, нападения воинствующих соседей, природные катаклизмы - все это делало жизнь человека полной опасностей, заставляло искать защиту у богов и идолов, считая, что именно они посылают все напасти. Но постепенно приходило понимание, что человек должен уметь защищать себя сам.
В процессе развития цивилизации люди смогли ответить на многие опасности природной стихии и общественного развития изменением образа жизни и новыми технологиями. Но сегодня, в начале нового тысячелетия, на следующем, более высоком витке спирали развития цивилизации нельзя констатировать, что полностью исчезли старые традиционные виды вызовов и угроз. Более того, возникли новые опасности, обострились проблемы обеспечения безопасности. Ныне угроза исходит и от тех технологий, которые человечество создавало для своего же благополучия. Для предотвращения аварий, катастроф и стихийных бедствий от нынешних учеников потребуется огромный запас знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Целью своей работы считаю формирование системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирование целой культуры безопасности жизнедеятельности. Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:
• на индивидуальном уровне – это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;
• на коллективном уровне - коллективные ценности, профессиональная этика и мораль;
• на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.
В системе формирования культуры безопасности жизнедеятельности главное место занимает учитель. Я, как учитель ОБЖ, вижу свою задачу в вооружении детей комплексом знаний, навыков и умений, предусмотренных программой обучения, а также осуществлении психологической подготовки к деятельности в условиях различных ЧС. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. Обучению присущи свои, специфические психолого-педагогические закономерности. Знание их помогает мне правильно определять необходимые пути и средства воздействия на учеников, не допускать механического подхода к учебно-воспитательной работе. В педагогическом плане обучение — это двусторонне активный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учеников. Функции учителя здесь многогранны. Я организую учебную деятельность, и руковожу ею, в систематическом виде излагаю учебный материал и показываю наиболее целесообразные приемы работы. Я стараюсь развивать у учеников интерес и другие положительные мотивы учения, формирую у них потребность приобретать знания, навыки, умения. Решая эти задачи, приходится воздействовать на детей словом, показом, примером, отношением. Ученики включаются в активную учебную деятельность: читают, пишут, слушают, наблюдают, обсуждают поставленные вопросы, проводят исследования, выполняют практические действия, анализируют свою работу и т.д. В результате, они овладевают соответствующими знаниями, навыками и умениями. Важную роль в обучении детей играет моделирование реальных условий, использование электронных средств для решения поставленных задач. Современный процесс обучения в школе характеризуется насыщенностью его техническими средствами, которые повышают наглядность обучения, позволяют передать ученикам полную и точную информацию, развивать и поддерживать у них активность и самостоятельность. Имеющиеся в кабинете технические средства помогают осуществлять контроль и самоконтроль, повышать интерес учеников к занятиям, более конкретно воспринимать изучаемый материал, позволяют создать разнообразные учебные ситуации, снижать утомление.
При воспитании и обучении детей, я учитываю, что каждому периоду жизни, каждому возрасту человека присущи свои особенности духовного и физического развития, психического склада. Задача педагога: познать психический склад личности ученика, выявить те психические, общие черты, которые отражают психологию группы, раскрыть ее индивидуальные особенности.
Практика педагогической работы показывает, что обучение идет быстрее и эффективнее, если ученик проявляет интерес к изучаемому предмету. Обучение более результативно, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия реальной жизни, для которой они предназначены. Другими словами, лучше усваивается то, что нужно в практической деятельности.
Систематический контроль за подготовленностью учеников к занятиям, а также проверка правильности и полноты усвоения материала, наряду с совершенствованием методики доведения информации, трудно переоценить. Без такого контроля очень сложно добиться, чтобы все ученики работали над учебным материалом активно и постоянно. Контролируя и оценивая знания учеников, учитель получает данные, позволяющие ему анализировать и совершенствовать методику и качество обучения. Этому процессу может помочь: 1.Создание проблемных ситуаций, что побуждает обучающего мыслить. Изучение материала должно происходить не на уровне памяти, а на уровне понимания.
2.Тщательная общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.
3.Сочетание всех видов обучения при превалирующей, определяющей роли самостоятельной работы. 4.Преобладание процессов мышления, а не запоминания. В своей педагогической деятельности я использую различные технологии. Это необходимо для того, чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, работать в команде. Также, я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами Управления образования, с Уставом школы. Для себя я определил цель своей работы: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. В своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся. Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.
В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
• создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Хочу отметить совсем понятные вещи: здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.
В своей деятельности стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня, в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ.
Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность. На основе этого виду отбор средств форм и методов обучения позволяющих добиваться повышения качества.
В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:
• Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
• Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
• Растет качество знаний.
• Возрос рейтинг предмета.
Таким образом, создавая осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной цели, а именно:
формирование системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирование целой культуры безопасности жизнедеятельности.