SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Чайка, живущая в каждом из нас"

Копия фото  Ильфата Копия фото Ильфата 3 Копия фото Ильфата 2

Эссе
Гимадеева Ильфата Халялетдиновича
«Чайка, живущая в каждом из нас»
Ричард Бах
Бывают прекрасные летние вечера, когда хочется прогуляться в парке или выбраться в лес, чтобы отдохнуть душой и телом. Одним из таких я решил прогуляться к речному порту — своеобразной границей между городом и природой. Я тяготею к водной стихии — стихии умиротворенности, задумчивости, тайны. Здесь особенная атмосфера: тишина, которой так не хватает в шумном и душном городе, нежные волны, наводящие на мысли о смысле бытия, большие и малые корабли у причала со своей историей и красавица Волга - безмолвный свидетель и судья. Воздух наполнен необыкновенной симфонией птиц, среди которых нельзя не отличить крик чайки — коренного жителя водной стихии.
Чайка — больше, чем птица. Для моряков с древности чайка означала близость встречи с землей и, соответственно, олицетворяла надежду. Быть может, именно чайку, подразумевает автор песни «Птица счастья завтрашнего дня», говоря о надежде на следующий день. В песне группы «Машина Времени» в образе символа птицы надежды можно угадать синюю чайку.
Чайка - это еще и свобода. Ничем не ограниченный полет чайки над волнами словно передает наше вечное стремление к истине и свободе: свободе духовной, свободе физической, свободе мысли. Перед глазами пробегают последние кадры фильма «Достучаться до небес», где герои достигли цели и увидели море и чаек над ним. Мне кажется, что в этом фильме чайка олицетворяет стремление сделать жизнь на свободный полет над морем.
Но зачастую понятия свобода и надежда несут в себе и одиночество, ведь у каждого из нас свое понимание смысла этих слов. В произведении Г. Маркеса «Сто лет одиночества» одна из главных героинь Ремедиос Прекрасная, покидая землю в белой одежде, уподобляется чайке. Она остается непонятой и одинокой в своих мыслях. Так же и в произведении Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» главный герой изгоняется из стаи за «свою свободу». Но и у Г.Маркеса и у Р. Баха одиночество представлено не в виде сплина, конца и неудачи, а в виде перехода на новый этап жизни, открытие новых вершин.
Образ чайки весьма разнообразен и много символичен. Каждый по-своему воспринимает этот образ.
Я каждый раз задаюсь вопросом, какая же чайка живет во мне как в человеке и учителе? Основной принцип, на который я опираюсь как преподаватель истории и обществознания - это доброта и гуманизм. Доброта и гуманизм подразумевают под собой, прежде всего, бескорыстную самоотдачу работе, любовь к окружающим. Разве чайка по имени Джонатан не может являться в данном случае примером? Ведь поднявшись на новый уровень, с присущей ему самоотдачей он стал помогать своим соплеменникам.
История педагогики имеет много таких примеров. Пожалуй, самым ярким из них является Януш Корчак. Самоотдача работе и детям даже в газовой камере вызывает у меня восхищение.
Самосовершенствование… Известная пословица гласит, что учитель перестает быть учителем, если перестает учиться. У каждого из нас есть свой идеал: идеал жизни, работы, поведения. И как тут не вспомнить очередной урок Джонатана? Работа и оттачивание мастерства должны стать целью на каждый день. Ни этим ли занимается каждый педагог, приходя на работу? Конечно, каждый из учителей хочет стать Чиангом и воспитать Джонатана. И это не просто. Я считаю, что для этого необходимо пройти «путь воина», борясь, прежде всего, с собой, со своими комплексами и пороками. Ибо без личного примера невозможно представить себе полноценного процесса обучения и воспитания. Об этом еще говорил великий Макаренко. Постоянная работа над собой выведет нас на какой- то другой, качественно новый уровень понимания себя, своей жизни, работы, цели.
Про себя могу сказать, что я еще не вышел на этот уровень, но стремлюсь к нему. Великий художник не появляется просто так, но он может прийти из ни откуда. Также и выдающимся примером для нас может служить обычная на первый взгляд птица…
Ныряя в море не сформированных детских душ, с высоты уже взрослого человека, ощущаешь, возможно, то же, что и чайка Джонатан, нырявший на глубину за рыбой. Каждый день работы приносит неописуемый внутренний восторг от постижения результатов созидательного труда. В этот момент сам ощущаешь себя ребенком, радующимся любому результату. Ведь в каждом из нас на протяжении всей жизни живет ребенок. Может быть, он и есть та самая чайка нашей души?

Прикрепленный файлРазмер
Эссе Ильфата ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ (1).docx14.46 кб

Комментарии

Молодец! Браво!