SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Сегодня география как наука занимает важное место в системе общеобразовательной школы. Она обладает огромным потенциалом знаний, так необходимых подрастающему поколению. Географические компетенции имеют большую практическую значимость в становлении личностных и нравственных качеств у обучающихся, способствуют их социализации. География способствует развитию образного восприятия мира учениками. Одна из главных задач географии - это установление причинно-следственных связей взаимодействия человека и природы. Эта наука побуждает молодое поколение быть рачительными хозяевами своей страны, учит их бережно относиться к природе своего родного края, ощущать себя частью мирового пространства.
Я очень люблю и свою профессию, и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа - открывать мир и дарить его детям. Я являюсь педагогом высшей квалификации, с 37- летним стажем работы по профессии. За эти годы работы в школе мне пришлось осваивать различные подходы к обучению детей, участвовать в различных экспериментальных площадках по формированию географических компетенций. Но наиболее интересной и захватывающей стала для меня работа с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадному движению. Данная работа требует системности и индивидуального подхода.
Заинтересованность географией наблюдается чаще всего в среднем звене. В старшей школе, когда обучающиеся самоопределяются с выбором предметов для итоговой аттестации, как правило наш предмет выходит не на первые позиции, а чаще всего остается за чертой интересов детей. Что сделать, чтобы сохранить у современных школьников заинтересованность в данном предмете? Этому способствует олимпиадное движение. Но школьная программа часто требует от нас определенного алгоритма в наших действиях, и не всегда приветствуется вариативность обучения, так как она направлена на определенную группу обучающихся. Поэтому данной работе я больше всего уделяю время во внеурочной деятельности, где не ограничена временными рамками и могу планировать свою работу исходя из потребности и заинтересованности ученика.
Часто темы, которые изучаются в школьной программе, не позволяют ученику получить необходимую информацию в урочное время. Поэтому для их осмысления приходится использовать дополнительные источники информации, мультимедийные средства, которые помогают наглядно усвоить принципы тех или иных географических процессов, осмыслить их, установить причинно-следственную связь, проследить последствия их воздействия.
Часто в своей работе я обращаюсь к цифровым образовательным платформам, чтобы получить статистический материал, для обновления информации для обучающихся, так как данные учебного материала часто претерпевают изменения и становятся неактуальными, особенно в экономической географии.
Хорошему результату по данному направлению способствует связь с вузами. Мы с ребятами являемся частыми посетителями занятий довузовской подготовки, профильных факультетов КФУ — географического и геологического, что способствует расширению кругозора детей. Возможность почувствовать себя в студенческой среде, окунуться в научно-исследовательскую деятельность является важнейшей составляющей успеха детей по предмету. Совместные занятия с бывшими учениками, а сегодняшними студентами знаменитых вузов страны дают обучающимся возможность в утверждении своего правильного выбора пути.
Используя различные формы и методы в своей работе, я добилась хороших результатов в подготовке учащихся по предмету. Мои ученики показывают стабильно высокие результаты по различным направлениям, активно принимают участие в различных мероприятиях всероссийского, республиканского, муниципального уровня. На своих занятиях я уделяю большое внимание комплексной подготовке детей по трем важнейшим направлениям: географии, геологии и экологии, так как эти науки очень взаимосвязаны и взаимообразны. На занятиях ребята с удовольствием устанавливают взаимосвязи между этими дисциплинами и рассматривают проблемные вопросы в ракурсе знаний этих наук. Участвуя в олимпиадном движении, мы на практике часто убеждаемся в необходимости междисциплинарных знаний.
Ежегодно мои ученики становятся призерами и победителями различных предметных олимпиад и конкурсов разных уровней: международного, всероссийского, республиканского, муниципального. Они показывают хорошие знания по географии, экологии и геологии. Несколько учеников являются лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование» и получают возможность поступления в лучшие вузы страны: МГУ, МГИМО, СПбГУ, Сколково, КФУ.
Немало моих учеников участвуют в олимпиадном движении по линии вузов, это дает им возможность в дальнейшей социализации. Побеждая в очных и дистанционных олимпиадах, проводимых на базе МГУ им. Ломоносова, г. Москвы, СПбГУ г. Санкт-Петербурга, КФУ г. Казани, а также в ПГУ г. Перми, обучающиеся получают возможность проявить себя и получить дополнительные баллы при поступлении, что значительно повышает их рейтинг.
Таким образом, эта работа должна проводиться не сиюминутно, а систематически, чтобы результат, на который настроен ученик, соответствовал его ожиданиям. Это заставляет обучающихся повышать планку своего успеха. Но не всегда дети становятся сразу успешными, поэтому необходимо для каждого обучающего создавать дорожную карту с учетом его мотивации к процессу обучения. Часто в такой работе я применяю метод разновозрастного взаимодействия в обучении, так как взаимодействие в обучении детей разного возраста влияет на мотивацию к обучению младших школьников. Правильно организованная работа дает хорошие результаты, которыми могут гордиться родители, учитель, гимназия, район и республика.