KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Диагностика развития надпредметных компетенций обучающихся в рамках мониторинга качества освоения образовательной программы

Диагностика развития надпредметных компетенций обучающихся в рамках мониторинга качества освоения образовательной программы

(видеоролик)
Уважаемые коллеги! Здравствуйте! (слай1, 2)
Тема сегодняшнего семинара посвящена развитию социальной уверенности у детей дошкольного возраста. Пожалуй, один из главных вопросов современного образования – Как и чему учить детей сегодня для их успеха завтра?
( слайд 3)
Сегодня необходимо смотреть вперед, развивая «навыки будущего». С чем это связано? В первую очередь, с техническим прогрессом, который развивает такую скорость, что уже порой и дух захватывает. Наши дети уже живут в другом мире. Но чем больше развивается внешняя среда, тем больше мы должны развивать и людей. А научить их развиваться, научить их учиться – мы можем только сейчас, пока они еще не вышли во взрослый мир. Но для этого нам нужно изменить подходы в образовании. Не революционным путем, не делая переворотов. Постепенно и только там, где нужно.
(слайд 4)
О необходимости развивать «личностные» навыки президент РФ Владимир Путин говорил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи:
«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Во-первых, совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний».

Итак, что такое Hard skills и Soft skills? (слайд 5)

Hard skills (жесткие навыки)– узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности.
Soft skills (мягкие или гибкие навыки)– социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется в решение разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных.
(слайд 6)
С трехлетнего возраста ребенок открыт всему новому, он впитывает знания как губка. И учатся дети не только различать цвета, читать, лепить из пластилина – они знакомятся с такими понятиями, как дружба, самодисциплина, работа в команде, доверие, умение принимать решения и нести ответственность, а также способность исправлять ошибки.
(слайд 7)
Кстати, известные американские психологи Роберта Михник Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек уже нашли ответ на вопрос, который волнует сейчас многих: что же должен знать и уметь ребенок для достижения успеха в XXI веке? Оказывается, ключевых умений должно быть всего шесть: это сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество и уверенность. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду! Поэтому начинать формировать их надо уже в дошкольном возрасте…

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Именно это сейчас ставится во главу угла в образовании вообще, и в дополнительном образовании особенно.

(Слайд 8) Как мы уже говорили, системе дополнительного образования у обучающихся не формируются жесткие навыки. Именно в наших учреждениях есть широкое поле для формирования и развития soft skills. Разноуровневые общеобразовательные программы, личностно-ориентированный подход к обучению, использование проектных, игровых технологий и методов обучения – все это способствует раскрытию личности каждого учащегося, формированию гибких надпредметных компетенций. Задача педагога – направить развитие этой личности по правильному пути, используя индивидуальную образовательную траекторию. В этом педагогу помогает педагогический мониторинг, одной из целей которого является:
- определение качества освоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к образовательной деятельности.

Виды диагностики: (слайд 9, 10)
Психодиагностика – один из основных видов работы практического психолога, который устанавливает психологический диагноз.
К диагностическим методам относятся: приборные методики, аппаратные, объективные с выбором ответа (да, нет), тест-опросник, проективные методики и т.д. Итак, оценка качества развития определяется психологической диагностикой и здесь нужен специалист (психолог), который может профессионально осуществлять диагностику.
Педагогу доступна педагогическая диагностика . Существуют разные подходы к направленности, содержанию и характеру педагогической диагностики.
Во-первых, педагогическая диагностика направлена на определение продвижения детей в освоении программы. Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом.
Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня сформированности ключевых компетентностей ребенка, на наш взгляд, в основе которых лежат сферы личности ребенка (когнитивная ( связанная с познавательными процессами и сознанием) , эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая). Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ личностного опыта ребенка и использования этого опыта в разных условиях. Именно сферы личности определяют целостность, структурированность, направленность личности ребенка.
Педагогическая диагностика включает диагностические задания. В теории и практике известны несколько типов диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий. Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу программы. Задания третьего типа направлены на определение способности к реализации своего опыта в новых нестандартных для ребенка условиях. Выполнение этих заданий предполагает освоение детьми на определенном уровне содержания разделов программы, возможности его реализации в новых условиях.
Диагностические задания должны (могут быть) включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы. Задания мы называем диагностические, но их проведение не требует дополнительного времени (вот в этом особенность педагогической диагностики).
(слайд 11)
В проведении мониторинга, в разработке диагностических материалов проверки качества освоения образовательной программы педагогам оказывается методическая помощь. Разработаны методические материалы в помощь педагогам по проведению входной, промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики
(слайды 14, 15, 16, 17)

(слайд 18)

Какие методы мы можем, например, использовать для диагностики мотивации обучающихся на занятия в наших объединениях?
Для отслеживания мотивации обучающихся на занятия в объединениях доп.обраования необходимо взаимодействие с родителями. (слайд 22)

Таким образом, отвечая на вопрос – как и чему учить ребенка сегодня, чтобы он был успешным завтра, мы можем сказать что главная цель педагогов сегодня – обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.

Сообщества: