SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

События, которые происходят в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений опасных и чрезвычайных ситуаций и отсутствие навыков правильного поведения в них пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни, в первую очередь, наших детей. В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. В этих условиях возрастает социальная значимость предмета ОБЖ.
Должность преподавателя-организатора ОБЖ в современных новых условиях - ключевая фигура формирования человека цивилизованного общества. Учитель должен сформировать у детей систему взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само- и взаимопомощи, ценностные ориентации. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» призван стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.
Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной проблемой стремительно наступающей постиндустриальной эпохи.
Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем ОБЖ, основным считаю педагогический профессионализм. Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей, необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это требование приобретает при использовании активных методов обучения, а именно так и должно строиться преподавание ОБЖ как практически ориентированной предметной области. Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни, оптимистическое отношение к жизни. Чтобы выжить сегодня, человеку необходимы знания личной, национальной и глобальной безопасности, основ медицинской само- и взаимопомощи, доведенные до алгоритма воспроизводства. Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Значит, педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности - это уже не транслятор предметных знаний, а компетентный педагог, имеющий развитые ключевые компетенции (профессиональные, психолого-педагогические, предметно-методологические, информационные, коммуникативные); он организатор учебной работы по решению творческих задач. Его действия строятся на знании психологии личности школьника, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ - мастерство и личность. Понимая это, осознаёшь, что без этого не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения. Учитель должен быть сам примером для подражания, активным гражданином, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникационных технологий. Как инновационный практик, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания. Особенно высоки требования к учителям старшей школы, и преподаватель-организатор ОБЖ не исключение. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки - осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Он должен быть успешным лидером с креативным мышлением, проявляющим инициативу в решении проблем преподавания ОБЖ и в достижении целей развития, оказании методической помощи молодым специалистам, учителям, испытывающим затруднения. Все эти требования направлены на то, чтобы общеобразовательные организации располагали кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Как современный педагог, готов разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела, способен проектировать свою деятельность, управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. В ходе реализации долгосрочной программы развития предметной области «ОБЖ» планирую добиться результатов, обеспечивающих качество образования:
- повышение качества преподавания ОБЖ;
- повышение мотивации обучающихся к изучению ОБЖ и активному участию во внеурочной деятельности;
- рост количества выпускников, поступающих в высшие военные образовательные организации;
- качественные показатели участия обучающихся в олимпиадах по ОБЖ, конкурсах, соревнованиях;
- трансляция опыта работы в педагогическое сообщество.
Стремлюсь стать современным во всех областях преподавателем, способным свободно и активно мыслить, моделировать образовательный процесс, стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем.