SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе «Учитель будущего»

Учитель будущего…. В этих словах скрывается какая-то тайна. Какой он, педагог будущего? Какими качествами и навыками должен обладать для достижения идеальных успехов в своем труде? В идеальном сознании образ педагога в будущем – это образ какого-то универсального человека. Это точно не машина и не робот. Педагог будущего -это человек.
Какой же образ возникает в нашей голове, когда мы слышим слова «учитель будущего»? Строгий, собранный, методичный, с планшетом в руках вместо тетрадок и учебников или привычный нам образ - всегда чуть усталые, но внимательные глаза, немедленный эмоциональный отклик на все, что касается его учеников. Во все времена учитель был и будет человеком, который любит детей, получает удовольствие от работы с ними и от преподавания своего предмета. Я думаю, ничто, никакие сверхсовременные технологии не заменят личностных отношений «учитель-ученик». Через учителя дети познают мир, получают необходимые им в дальнейшем знания и опыт, удовлетворяют свою потребность в общении, учатся строить отношения с людьми.
В наше время это приобретает особую актуальность. Мир изменился, и дети не остались прежними. Они не хуже и не лучше тех, кто рос в советские времена. Они - просто другие. Психологи отмечают рост количества гиперактивных малышей и замкнутых подростков, «вечно сидящих в интернете». Дети мало читают и мало общаются, предпочитая виртуальных друзей в социальных сетях и на форумах. Они быстро поглощают информацию, сыплющуюся на них с экранов телевизоров и из Интернета, но плохо запоминают параграфы из учебников. Но нам придется принять их такими, какие они есть, ведь они – продукт своего времени. Мы должны понять, что новое время и новое поколение ставит перед нами другие задачи. Современные дети хотят свободы, не признают ложных, навязанных авторитетов. Они ценят в педагоге его образованность, эрудицию, информированность, доброту, способность вести интересные и познавательные занятия. Поэтому измениться должны не дети, а мы – учителя. Теперь задача учителей должна состоять не в том, чтобы просто обучить ребенка, дать ему знания, он должен всесторонне подготовить его ко взрослой жизни, раскрыв его способности, дав ему веру в то, что он сможет преуспеть в определенной области жизни, научив его быть самостоятельным, ответственным, коммуникабельным. Педагог должен уметь создавать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Именно такой педагог, я думаю, должен работать и в будущем. Сегодня вряд ли кто станет отрицать роль педагога-друга. Он не только носитель информации, но и организатор, консультант. На это и направлен новый ФГОС, по которому учителя работают уже не первый год. Теперь учитель должен стараться не просто дать знания, но сподвигнуть учащихся на анализ, дальнейший поиск информации и, в конечном счете, стимулировать в них желание применить их на практике
Проблема настолько остра и масштабна, что в прошлом году был инициирован всероссийский проект «Учитель будущего», призванный вывести наше образование на новый уровень. Основной идеей проекта является повышение профессионализма и компетентности учителей настолько, чтобы они отвечали требованиям времени и нового поколения растущих детей. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и постоянно совершенствоваться. Приходит на ум старая истина, которая гласит, что невозможно научить тому, чем не владеешь сам. Я уверен, что лучший образец для подражания – это учитель, обладающий качествами, о которых говорилось выше. Наши дети - это будущие врачи, инженеры, учителя, министры и ,возможно, президенты, и их успех в дальнейшей жизни во многом зависит от нас, людей, которые смогут стать первоклассными учителями уже в совсем недалеком будущем.