SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Описание опыта работы

 сюжет Шагиахметова  мероприятие фото Шагиахметова

Описание опыта работы учителя английского языка
Шагиахметовой Эльвиры Ильгизовны,
МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани

Тема:
Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка с использованием интерактивных технологий.

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».
П. Я. Гальперин
Сегодня мы можем встретить множество исследований относительно того, что полезно знать и уметь «человеку будущего». Согласно мнению авторитетных специалистов по вопросам будущего технологий из Института Будущего (IFTF), расположенного в городе Пало-Альто (Калифорния, США), имеются шесть главенствующих факторов, которые в будущем будут влиять на изменения в мире:
• увеличение продолжительности жизни;
• эпоха глобального развития компьютерных технологий;
• вычисляемый мир;
• новейшие разработки в области СМИ;
• организации, имеющие сверхструктуру;
• глобализация.
Именно эти факторы и являются тем, что обуславливает тот комплекс новых навыков, которыми необходимо владеть человеку в настоящем XXI веке. Эти навыки принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам. Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру, что отводит особую роль школе и учителю. Эта система ключевых навыков получила название «Система 4К»:
• Критическое мышление (Critical Thinking);
• Креативность (Creativity);
• Коммуникация (Communication);
• Координация (Coordinating With Others).
В настоящее время знание иностранного языка важно не только с точки зрения его коммуникативной пользы, но и для профессионального и личностного роста. Процесс овладения языком способствует формированию всесторонне развитой личности, что отражает современную концепцию образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом N1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. подчеркивается необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, которая способна вести активную деятельность в полилингвальной языковой среде. Однако, несмотря на очевидную важность знания английского языка в контексте требований современного общества, учащиеся зачастую обладают низкой мотивацией к его изучению. Происходит это потому, что они не имеют опыт практического использования языка. Именно с этой проблемой я столкнулась, начиная свою преподавательскую деятельность. Передо мной как учителем иностранного языка встала задача организовать учебный процесс так, чтобы показать практическую значимость знания иностранного языка, повысив тем самым мотивацию к его изучению.
Таким образом, актуальность опыта обусловлена необходимостью создания условий для становления и развития внутренних мотивов познавательной деятельности в условиях отсутствия среды языкового общения, а также разработки способов внедрения современных технологий на уроках английского языка, способствующих развитию коммуникативно-развивающейся языковой личности обучающегося.
Ведущая педагогическая идея и цель данного опыта заключается в создании оптимальных условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования современных технологий в иноязычной образовательной деятельности.
В рамках реализации данного опыта передо мной стояли такие задачи как повышение мотивации к изучению английского языка, развитие языковых навыков, снятие языкового барьера, содействие социализации каждого учащегося.
Диапазон опыта включает в себя систему урок – внеурочная деятельность – внеклассная работа по английскому языку.
Для исследования уровня мотивации к обучению мною была проведена диагностика в 7-9 классах. С целью диагностики были использованы следующие методики:
1. Диагностика уровня и направленности мотивации изучения предмета. (Автор Дубовицкая Т.Д.)
2. Опрос «Неоконченное предложение. Мотивы учебной деятельности учащихся.» (На основе методики Марковой А.К.)
В ходе диагностики была выявлена низкая мотивация учащихся к изучению иностранного языка. В связи с этим возникла необходимость найти ответ на следующий вопрос: «Как повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, что для этого нужно сделать?»
Вопросы формирования устойчивой мотивации к обучению освещены в работах как отечественных, так и зарубежных методистов, лингвистов и психологов (Пассов Е.И., Рогова Г.В., Маркова А. К., Петрова Л.П., Телицына Т.Н., Сидоренко А.Ф., Верисокин Ю.И., Бент Б. Андресен, Ron Cole, Dominic W. Massaro, Dan Jurafsky, Lecia J. Barker и др.). Существующая методическая литература дает достаточно полное представление о различных способах повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Тем не менее, остается открытым вопрос, являются ли эти способы действенными в наше время.
Если рассматривать мотивацию к обучению с психо-дидактической точки зрения, важно отметить, что её формирование происходит на нескольких уровнях [Сиротюк, 2006]:
• познавательный (создание ситуации успеха для учащихся с разным доминирующим полушарием)
• пространственный (учет расположения учащихся на уроке)
• сенсорный (учет способа подачи материала для аудиалов, визуалов, кинестетиков)
• биохимический (обеспечение высокого уровня положительных эмоций).
В своей педагогической деятельности я использую технологию системно-деятельностного подхода, которая позволяет формировать мотивацию на всех этих уровнях посредством имитации ситуации реального общения и практического применения знаний иностранного языка. При этом, формируются универсальные учебные действия учащихся.
В соответствии с технологией деятельностного подхода на моих уроках прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе групповой формы работы. Эта технология эффективно формирует регулятивные универсальные учебные действия при решении проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других метапредметных умений.
Для создания ситуации успеха и обеспечения высокого уровня положительных эмоций я активно использую интерактивные технологии обучения. Если обратиться к лексическому значению слова «интерактивный», которое пришло к нам из английского языка, можно сделать вывод, что это технологии обучения, которые подразумевают активное взаимодействие, диалог участников образовательного процесса. Их особенность состоит в том, они побуждают к практической и мыслительной деятельности через групповую работу. На своих уроках я использую такие технологии, как:
• геймификация
• ИКТ-технологии
• облачные технологии
• технологии развития критического мышления.
Рассмотрим подробнее возможности приёмов таких информационных технологий, используемых мной при обучении иностранному языку, как геймификация и облачные технологии.
В основе геймификации лежит идея использования игрового подхода для того, чтобы сделать преподавание и обучение более занимательными. В играх приобретается необходимый опыт, устанавливаются безопасные границы, в пределах которых можно исследовать явления, обдумывать их и практиковаться, не боясь совершать ошибки, они побуждают мыслить нестандартно и развивать самоконтроль. Геймификация — это способ воздействия на обучающихся. В электронном образовании игры и квесты могут заменить надоевшие типовые задания, а при традиционном обучении разнообразить сложившийся формат занятий.
На своих уроках я использую игровые онлайн-платформы, такие как Quizziz, Kahoot, Castle Quiz, Lyricstraining и Learningapps. Они помогают быстро и увлекательно проверить сформированность лексико-грамматических навыков. Кроме того, онлайн-платформы используются мною в начале урока для мотивации учащихся и актуализации имеющихся знаний. Например, при изучении лингвострановедческого материала об известных достопримечательностях на этапе мотивации я предлагаю учащимся проверить свои знания в командной игре на платформе Kahoot – сопоставить фотографии с названиями достопримечательностей и странами, где они находится. В конце игры, учащиеся делают вывод, что общего между этими фотографиями, и определяют тему занятия.
Также, для мотивации учащихся к говорению я использую настольные игры: Alias, Bang the Button, Cluedo, Taboo, Scrabble и другие. Помимо отработки учебного материала, они помогают снять языковой барьер, создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся и навыков совместной работы. Настольные игры с сюжетной составляющей прекрасно подходят для создания ситуации иноязычного общения, при этом учащиеся получают возможность применить свои знания на практике. Особенно эффективными настольные игры являются при закрепления грамматических структур. Например, для обсуждения планов на будущее и отработки структуры «be going to» я предлагаю учащимся игру Agents on Holiday от компании StudyCraft. По сюжету, они являются спецагентами секретной организации, которые выходят в летний отпуск. Их задача – выявить шпиона, который хочет уничтожить всех агентов. Им известно лишь два факта об этом человеке. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, учащиеся должны рассказать о своих планах на отпуск, затем вместе проанализировать услышанную друг от друга информацию, сравнить с тем, что они знают о шпионе и найти его.
Облачные технологии — это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис. Они позволяют обеспечить высокую степень дифференциации обучения, усовершенствовать контроль знаний, обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Применяя облачные технологии на своих уроках, я совместно с обучающимися создаю документы, презентации и тесты. Например, после изучения темы «Изобретения. Роботы» учащиеся в группах готовят сообщение о роботе и создают слайд в общей презентации на облачной платформе Google. Затем они представляют результаты своей работы остальному классу. Для этого используется прием ролевой игры: учащиеся превращаются в команды ученых из разных компаний. Они встречаются на международной выставке современных технологий. Задача каждой команды – рассказать о роботе, которого они изобрели. Остальные учащиеся должны прослушать сообщение и задать вопросы. Обязательным этапом является оценка учащимися друг друга, что позволяет формировать у них регулятивные УУД.
Облачная платформа Miro дает возможность эффективно использовать такой приём, как ментальная карта, и систематизировать знания учащихся. Например, во время изучения темы «Изобразительное искусство» я использую ментальную карту для составления плана описания картин. Для этого я делю учащихся на группы, каждая из которых работает над своей частью ментальной карты. Так как они заполняют ее на облачной платформе, я могу контролировать работу каждой группы и вносить правки. В дальнейшем учащиеся используют получившуюся ментальную карту, чтобы описать картину известного художника. Преимуществом работы на платформе Miro является то, что учащиеся имеют доступ к ней с любого устройства, а также могут пользоваться ею во время выполнения домашнего задания. Примеры работ на облачных платформах представлены в Приложении 1.
Важно помнить, что повышение мотивации к изучению иностранного языка происходит не только через активное внедрение учителем новейших технологий в процесс обучения, но и через осознание учениками ценности информации, которую можно получить посредством иноязычного общения. Это возможно, если у них сформированы навыки мышления высокого уровня. С этой целью я использую таксономию Блума, которая особенно эффективна при работе с аутентичными текстами и позволяет задействовать мыслительные умения высокого порядка, а именно анализ, синтез и оценку.
Разумеется, невозможно добиться стабильно высокого уровня мотивации, ограничиваясь лишь уроками, поэтому я веду активную внеклассную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность обеспечивается разработанной мною и утвержденной педагогическим советом лицея программой общекультурного направления «Carpe Diem». Программа прошла методическую экспертизу научно-методического совета нашего лицея и осуществляется в форме театрального кружка. Она способствует повышению мотивации к изучению языка посредством расширения и углубления лингвокультурологических знаний учащихся через театральное искусство (Приложение 2). Программа дает возможность детям совершенствовать коммуникативные навыки среди разновозрастных учащихся, погрузиться в культуру стран изучаемого языка, а также раскрыть еще и свой творческий потенциал. За время работы кружка мы с ребятами поставили несколько спектаклей, провели тематические мастер-классы, организовали внеурочное театрализованное мероприятие для учащихся 8 классов, а также сняли два короткометражных фильма. Работа в театральном кружке ведется как на русском, так и на английском языке, что обеспечивает комфортный переход в ситуацию общения с родного языка на иностранный.
Помимо занятий в театральном кружке, я организую и провожу внеклассные мероприятия: командные игры, квесты, тематические фестивали, встречи с иностранными студентами. Все это помогает учащимся снять языковой барьер и получать удовольствие от общения на английском языке.
В 10-11 классах я веду курс «Деловой английский», составленный в целях профильной подготовки учащихся, желающих овладеть навыками и умениями делового общения. Элективные занятия способствуют взаимосвязанному коммуникативному, социокультурному и социолингвистическому развитию школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению.
Следует отметить, что личность учителя также играет важную роль в формировании мотивации к изучению иностранного языка. Я на своем примере стараюсь показать ученикам, насколько увлекательным и многогранным является английский язык, сколько интеллектуальных, профессиональных и творческих возможностей он открывает для учеников. Я занимаюсь эстрадным вокалом на иностранном языке и выступаю на различных площадках, хожу вместе с учащимися на трансляции спектаклей Британского национального театра, провожу экскурсии по Казани на английском языке для гостей нашего города. Для совершенствования своих профессиональных компетенций я посещаю языковые встречи, семинары и тренинги, которые проводят носители языка и руководители ведущих языковых школ России. В августе я посетила X международный педагогический фестиваль в г. Елабуге, где получила возможность перенять опыт и пообщаться с экспертами России, Беларуси, Индии, Германии и Великобритании.
За 6 лет своей педагогической деятельности я транслировала свой опыт на различных уровнях (Приложение 3). Моя особая гордость – это победители и призеры этапов всероссийской олимпиады школьников:
- Никитина Мария – призер муниципального этапа всероссийской олимпиады по английскому языку, г. Казань, 2016-2018 г.; призер регионального этапа всероссийской олимпиады по английскому языку, г. Казань, 2017 и 2018 г.
- Сагидзянова Аида – призер муниципального этапа всероссийской олимпиады по английскому языку, г. Казань, 2017 и 2018 г.;
- Зайнутдинова Раяна – победитель муниципального этапа республиканской олимпиады по английскому языку, г. Казань, 2017 г.; победитель заключительного этапа республиканской олимпиады по английскому языку, г. Казань, 2018 г.
Чтобы отследить динамику формирования мотивации учащихся к изучению английского языка, я повторно провожу диагностику учащихся в конце каждого учебного года. С 2017 года мною отмечена положительная динамика (Приложение 4): к концу 2019 учебного года у 79% учеников преобладает внутренняя мотивация и у большинства учащихся (85%) выявлен средний и высокий уровень мотивации, что говорит о высокой значимости предмета для развития личности учащегося. Также, значительно повысился интерес учащихся к предмету (80%). Это видно и по работе учащихся на уроках, их активному участию во внеклассной и внеурочной деятельности, предметных олимпиадах, а также в международном волонтерском движении.
Комбинирование современных интерактивных технологий на уроках английского языка с внеурочной и внеклассной деятельностью позволило мне добиться следующих результатов:
1. Повысилось качество обучения по предмету.
2. Учебный процесс стал более эффективным и интересным.
3. Повысилась мотивация школьников к изучению иностранного языка.
4. Повысился уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
5. Повысилась мотивация к участию в муниципальных, областных конкурсах, олимпиадах.
В заключение хотелось бы отметить, что моя работа над методической темой продолжается. Каждый день я нахожусь в поиске новых эффективных инструментов обучения, которые способствуют формированию устойчивой положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка и всестороннему развитию личности, обладающей комплексом навыков XXI века – мотивированной на успех и конкурентоспособной.

Библиографический список:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения [Текст]/М.М. Анцибор. – Тула: ТГУ, 2002. –127с.
2. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету» [Текст]/Е.И.Ительсон// Ияш. – 2011. – №7. – С. 73-77.
3. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие [Текст]/Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.
4. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя [Текст]/А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.
5. Готлиб, Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка [Текст]/ Р.А.Готлиб // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 122–127.
6. Ильин, Е.П. «Мотивации и мотивы» [Текст]/Е.П. Ильин. - СПб 2000 – С. 512.
7. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст]/О.А. Колесникова//Иностранные Языки в Школе. - 1989. - №4. - С.15
8. Краснова Т. И. Геймификация обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1373-1375. — URL https://moluch.ru/archive/91/19871/ (дата обращения: 13.01.2020).
9. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст]/А.К. Маркова. – М., 1990.
10. Семёнова, Т.В., Семёнова, М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст]/Т.В. Семенова//Иностранные языки в школе. – 2005. – №1.- С.16
11. Сиротюк, А.Л. Модальные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации [Текст]/А.Л. Сиротюк//Народное образование. №1. 2006. – 9 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
13. Kapp K. M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. — John Wiley & Sons, 2012.
14. Rao, Z. Training in Brainstorming and Developing Writing Skills [Text]// ELT Journal 2007 61(2) Oxford University Press. – 2007. – P. 100-106.
15. Richards, J. New Trends in the Teaching of Writing in ESL [Text]/ EFL in Wang Z. (ed.) ELT in China. Papers Presented at the International Symposium on Teaching English in the Chinese Context, Foreign Language Teaching and Research Press, Beijing. – 1990.
16. Motivation and Motivating in the Foreign Language Classroom [Электронный ресурс]. – 2002. URL: http://iteslj.org/Articles/Thanasoulas-Motivation.html

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы Шагиахметова Лицей 121.doc102.5 кб
2. Рабочая программа внеурочной деятельности Carpe diem.doc152 кб
3. Обобщение опыта работы.docx13.15 кб
4. Диагностика мотивации.docx64.92 кб
1. Примеры работ на облачных платформах.docx328.1 кб