SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель будущего"

oGz9vvjeE5s

ЭССЕ
УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО

Я никогда не учу своих учеников.
Я только предоставляю условия,
в которых они смогут учиться.
А.Эйнштейн

Профессия учителя - одна из самых древнейших, потому что одной из главных задач философов была передача накопленных знаний. Я восхищаюсь отношением к образованию в Древней Греции: образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина. Лишиться права и возможности получать образование – наихудшее из зол. Запрет учиться грамоте – страшнейшее наказание.
Педагог, преподаватель, учитель… Слова-синонимы, но мне по душе именно учитель. Я учитель, которому доверяют дети, у которого учатся. Своей главной задачей я считаю не дать знания, а научить получать знания.
Но и это не главное в моей профессии. Работа учителя – это вечная страсть, вечный поиск новый идей и воплощение их в жизнь. Это призвание, им нужно гореть.
Уверен, что не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Таким я вижу учителя сегодня. А если заглянуть в будущее, каким тогда он будет? Да таким же, только с поправкой на те изменения, которые будут в обществе. Ведь жизнь учителя – это постоянное самосовершенствование. Если остановиться в своем повышении образования, то невозможно будет находить общий язык с детьми, не исключение и мой предмет. Есть еще один немаловажный момент в моей деятельности: знакомство с предметом ОБЖ начинается с 8 класса, а это уже во всем сомневающиеся, имеющие на все вопросы свое мнение подростки. В работе с ними мне помогает мой офицерский опыт.
Мои школьные годы, как и годы учебы в Казанском танковом училище, приходятся на те времена, когда была советская система образования, считавшаяся одной из лучших в мире. В то время учителя, действительно, работали по призванию. Всю душу они вкладывали в своих учеников. А в училище нас учили еще и тому, что мы, курсанты, не только будущие командиры, но и прежде всего наставники и учителя для своих подчинённых. Что нам придётся не только обучать солдат военным наукам, но и порой учить их чтению и даже письму. Так сложилось, что служил я в учебном взводе, то есть работал со вчерашними школьниками. Работа с ними обогатила мой педагогический опыт.
После выхода на пенсию работал в вонкомате, но душа тосковала. Поэтому, когда поступило предложение о работе учителем, не раздумывал ни минуты. Так в 2006 году я стал учителем ОБЖ в МБОУ «Лицей № 116», а в 2015 году перешел в МБОУ «Гимназия №3», в которой работаю по сей день. Работая в школе, я понял, сколько сил и труда требует эта профессия: работа требовала полной отдачи, не было ни секунды свободной. Да, было непросто, но о том, что бы поменять профессию, даже мысли не было. Возможно, предмет ОБЖ не самый главный в школьной программе, но в жизни эти знания очень пригодятся. Тем более на уроках я с детьми не только беседую, но чаще дискутирую, ставлю перед ними ситуационные задачи, а поисками решений занимаемся совместно.
В современном обществе бытует мнение, что образование сейчас не так важно, классическое образование, что необходимо изучать только те предметы, по которым ученик сдает экзамен, которые необходимы для поступления в вуз. А для этого вполне достаточно компьютера да тьютора.
Но, как показывает практика, живое общение с учителем ничто не может заменить. Поэтому профессия учителя не теряет своей актуальности, у нее есть будущее.
Так каким он будет, учитель будущего?
Таким же влюбленным в свою профессию. Горящим, а соответственно, и зажигающим учеников своими знаниями, умениями и воспитанием. Фонтанирующим новыми идеями. Стремящимся к новым познаниям, потому что без людей избыточной энергии, пассионариев, стремящихся к идеалам, нет прогресса. Учитель всегда будет приносить в жертву себя, свое время, чтобы осветить путь ученика светом знаний и сделать его жизнь осмысленной: больше знаешь, больше понимаешь, больше успеваешь сделать в жизни. И так же, как во все времена, путь его будет усыпан колючками. Потому что, ступая по земле неизведанной, обязательно можно наделать кучу ошибок, которые могут быть далеко не безобидными. Потому что старое, дремучее не пускает новое вперед. А разве может учитель стоять на одном месте, не открывая новые горизонты!
Таким же уверенным, что каждый ребенок по-своему гениален. А, значит, следует продолжать работать с каждым индивидуально. Ведь сколько бы детей ни учились в классе, ты все равно знаешь, чем наполнена жизнь каждого.
Много еще чего можно сказать о том, каким будет учитель будущего. Стоит пробовать, дерзать, творить и никогда не останавливаться на достигнутом. А главное в работе учителя на все времена – подготовить маленького человека к жизни, помочь стать ему в будущем хорошим специалистом, хорошим отцом или хорошей матерью, да просто хорошим, честным, порядочным человеком.
«Учитель – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передавать предрассудков, пороков и болезней» – этими словами А.В. Луначарского можно охарактеризовать деятельность учителя прошлого, настоящего, будущего.