SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель будущего"

 Г.Р.

Каким должен быть учитель будущего? С древних времен волновал людей этот вопрос. Так, великие философы древности, Платон, Аристотель, Македонский, Цицерон, основными качествами учителя считали понимание особенностей детской психологии и постоянное самосовершенствование. Они сумели разглядеть в своих учениках то великое, что было заложено в них природой, и смогли не только помочь развить их таланты, но и раскрыть их в полной мере. Для своего времени эти великие люди уже были учителями будущего. Так и современный учитель, стремясь раскрыть таланты своих учеников, развивает универсальные учебные действия, главное из которых - это умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Интересны мнения и других известных личностей. Жан-Жак Руссо, например, призывал педагогов не «вдалбливать» в головы детей определенные знания, а стремиться к тому, чтобы эти знания они получили самостоятельно. Похожее высказывание принадлежит и знаменитому педагогу Адольфу Дистервегу, который писал, что плохой учитель может научить только запоминать истину, а хороший помогает детям найти её самим. Как видим, все эти великие педагоги уже опережали свое время, в те далекие времена они поднимали современные проблемы преподавания: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, использование технологии критического мышления и так далее. Вызывает интерес и мнение великого Паскаля, который утверждал, что «прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель». Поэтому можно сказать, что учитель будущего – это педагог, который, опираясь на опыт предыдущих поколений, применяет свои инновационные и современные методы и приемы.
Как и педагоги прошлых столетий, будучи ученицей одиннадцатого класса в далеком 1990 году, сидя на уроках информатики, я не могла и представить, что информационно-коммуникационные технологии станут основными для учителя 21 века. А также не думала, что через какие то шесть-семь лет, будучи молодым специалистом, стану в городе Казани одним из немногих учителей, активно использующих ИКТ-технологию на своих уроках.
Будущее… Кто-то ассоциирует его со словами – «неизвестное», «непредсказуемое» и «неизученное» … Первые слова, которые приходят мне на ум – «технологии», «прогресс», «думать и рассуждать», «инновации», «новое поколение», «потенциал», «возможность», «образование», «стратегия», «изменение». И, сложив все эти слова воедино, получилось следующее определение учителя будущего: высокопрофессиональный и компетентный педагог, не только готовый к осуществлению инновационной педагогической деятельности, направленной на формирование личности ученика, а умело управляющий развитием личности для раскрытия его потенциала и дающий ему возможность самостоятельно планировать и осуществлять собственную траекторию обучения.
Говоря об учителе будущего, вспоминается концепция преподавателя-тьютора, наставника, чья роль сводится к тому, что он ставит учебную задачу, а далее создает условия работы на уроке. Но при этом педагог остается полноправным участником процесса обучения – он, так называемый, координатор, управляющий ходом учебной деятельности. Но проведенный мною опрос среди учеников 9-х классов выявил, что ученикам не хватает того, прежнего учителя, профессионала и компетентного учителя, доступно объясняющего материал, умеющего находить общий язык с детьми, сочувствующего, понимающего проблемы учащихся. А родители моих учеников говорят, что хотят видеть в учителе человечность, сопереживание, доброту, а также способность увлечь своим предметом.
Итак, каким бы высокопрофессиональным и компетентным ни был бы учитель будущего, его личностные качества, такие, как доброта, жизнерадостность, уравновешенность, толерантность и тактичность, честность, справедливость, чувство юмора, остаются самыми важными для каждого ученика и самого учителя.
Учитель – это посредник между прошлым и будущим, мост между поколениями. Учитель работает в настоящем ради будущего. Более того, это будущее напрямую зависит от того, будут ли его выпускники разрушителями или созидателями, будут ли они уважать старость и поддерживать юность, какие жизненные ориентиры выберут, какие ценности предпочтут. И в этом выборе роль учителя неоспорима…