KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Описание опыта работы

IMG_7004

Цели и задачи дополнительного образования МАОУ «Лицей – Инженерный центр» накладывают особые требования к педагогу. Педагог должен обладать не просто педагогическим опытом, но также опытом методической работы, работы с детьми школьного возраста. И здесь можно утверждать, что работа педагога существенно отличается, от организации работы педагога – предметника, и тем более преподавателя Высшей школы.
Мой первый педагогический опыт получен путем педагогической практики в аспирантуре КНИТУ-КАИ. В рамках практики я готовил и проводил занятия со студентами 2-4 курсов КНИТУ-КАИ, обучающихся на технических специальностях. Участвовал в разработке методических пособий, рекомендаций, руководств к выполнению лабораторных работ. Это позволило мне понять методические и дидактические основы организации педагогической деятельности.
Считаю, огромным опытом защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, которая предусматривала выступление по теме перед широкой аудиторией, ответы на вопросы, в том числе и неудобные. Одна из сторон защиты – это умение отстоять свое техническое решение, на фоне сопоставления с другими мнениями и предложениями, высказываемыми оппонентами. Такой же опыт был получен при защите работы на соискание ученой степени PhD за рубежом, во Франции. Здесь пришлось выступать на английском языке и участвовать в обсуждениях в условиях, отличных от тех, которые приняты в нашей стране. Опыт выступления в нестандартных условиях – является важнейшим для формирования моего опыта как преподавателя.
Следующий этап становления – это работа в должности ассистента, а позже – доцента кафедры радиоэлектроники и информационно-измерительной техники (РИИТ). Здесь получен богатый опыт живого общения со студентами, умение донести не только знания, но и привить интерес к предметной области, пробудить желание к практической деятельности. В новых ФГОС сделан акцент на формирование компетенций специалиста. Причем компетенцию в этом контексте следует трактовать как круг задач, которые поручено решать специалисту. В этой связи значение имеют не только и не столько знания (которые всегда можно почерпнуть из информационных источников), но умение найти нужные методы решения и применить их на практике. Думаю, что опыт формирования знаний, умений и навыков в разрезе планируемых компетенций – является необходимой составляющей для педагога дополнительного образования. Полагаю, что этот подход допустим в работе со школьниками при организации дополнительного технического образования. Однако естественно потребовалась его адаптация с учетом аудитории.
Таким образом, к работе со школьниками я подошел с некоторым опытом педагогической работы. Однако первые же уроки показали, что его оказалось недостаточно.
Работа со школьниками отличается уже тем, что главной целью является не научить, и не дать рабочую профессию, а привить интерес к этой сфере деятельности. В рамках этой цели выделяются некоторые задачи, такие как: пропедевтика, формирование связи между реальными техническими проектами и предметными знаниями. Работа над техническими проектами предполагает определенную долю самостоятельности учащегося, его усидчивость, погружение в новую для него сферу деятельности. Соответственно, есть задача заинтересовать, привлечь. Особенностью является отсутствие обязательности в обучении и в результатах. Конечно, есть желание сформировать хобби у молодых людей, которое, в одном случае, может перерасти в профессию, а в другом – стать увлечением и полезным подспорьем в повседневной жизни. На основе такого хобби у учителя появляется возможность ориентировать школьников на реализацию технических проектов. Участие в творческих конкурсах, соревнованиях технического мастерства, пример которых – JuniorSkills, является хорошим мотиватором и инструментом педагога в работе со школьниками. Причем первичный этап – проведение внутришкольных соревнований.
В подготовке и проведении моих уроков со школьниками имеет значение все: кабинет технического творчества, материально-техническое оснащение, презентационный материал, планирование урока с разделением теоретической и практической части. Нужно понимать, что организация технического творчества является достаточно затратным мероприятием, и здесь очень важна поддержка администрации Лицея и коллег. Особенно важна работа в тандеме с классными руководителями, позволяющая донести до самих школьников и их родителей идею и цели такого вида образования. Кроме того, это одна из форм обратной связи, позволяющей выявить недоработки и скорректировать программу обучения и подходы, включая план индивидуальных консультаций каждому школьнику.
Существенное значение для организации дополнительного технического образования имеет идея – предмет изучения. Большое поле деятельности открывает «Интернет вещей». Это популярное в настоящее время направление, активно освещаемое в средствах массовой информации. Под идеей «Интернет вещей» можно понимать общение различных устройств между собой. Это позволяет развить три составляющие:
- электроника – создание управляемых электронных устройств и блоков;
- интеллект – создание умных устройств, работающих в соответствии с алгоритмом или принципом действия;
- электронное взаимодействие, которое в общем случае может быть реализовано посредством проводной или беспроводной линии связи.
Каждая составляющая требует освоения некоторого багажа знаний. Но четкое разделение на перечисленные составляющие позволяет обращаться к популярным у детей темам: Интернета, гаджетов, умных устройств, электронных игр, дистанционного управления некоторыми устройствами и объектами. Ненавязчивый акцент в эти формы позволяет внести игровую форму обучения с акцентом на техническое творчество.
В настоящее время наработан некоторый положительный опыт в определении разумного соотношения между теоретической и практической частями. Формат уроков позволяет ориентировать учащихся на проекты, причем реализуется возможность организации индивидуальных проектов. В зависимости от степени проработки этих проектов и интересов школьников выполняемые работы могут представляться на конкурсах различного уровня. Следует подчеркнуть, что предлагаемые проекты, как правило, имеют возможность дальнейшего их развития и доработки до достаточно сложных устройств и систем. Над решением этих задач школьники могут продолжать работу на протяжении нескольких лет обучения, с привязкой к спланированным дисциплинам учебного плана.
В заключение можно отметить, что кажущаяся простота организации дополнительного технического образования является обманчивой. Действительно, при выполнении проектов детьми четко определяется и разделяется их склонность к теоретическому обучению или практике, склонность к технике, или непринятие этой сферы. Здесь очень важна роль учителя в организации проектных групп, в которых каждый участник имеет свое место и задачи.
По степени выполнения проекта обнаруживается и качество работы учащихся, а также реализуется обратная связь: что оказалось понятным и доступным, а на что следует обратить дополнительное внимание. Здесь важно суметь наладить эту обратную связь и воспользоваться ей.
Форматы уроков позволяют обеспечить гибкость обучения, подстраиваясь под интересы каждого школьника. Однако важны и групповые формы обучения, т.е. необходимо сочетание этих подходов. Следует иметь в виду ответственность учителя при работе школьников с инструментами, соблюдение элементарной техники безопасности. Нужно принимать во внимание большой объем работы, проводимой учителем для подготовки тем индивидуальных проектов, подбора элементной базы и создания условий их выполнения.
Помимо работы в классе преподавателю дополнительного образования, следуя индивидуальному подходу, приходиться планировать время консультаций, формы презентации проекта, прогнозировать направления его развития. Все перечисленное требует от учителя широты представлений в современной технике, владения и электроникой и программированием. Не менее важно владение педагогическими приемами и навыками работы со школьниками, что в данном случае является еще более важным, чем предыдущее.
Полученный к настоящему моменту опыт работы со школьниками показывает, что они достаточно быстро адаптируются к предлагаемому материалу. Лучшие ученики начинают искать новые проекты, новые технические решения, новые идеи. Доступность этой технической информации по проектам в интернете, а также относительная доступность электронных компонент, устройств позволяет школьникам достаточно быстро освоиться и развиваться самостоятельно. От учителя это требует достаточной открытости к взаимодействию, и способности также быстро адаптироваться к новым темам, новым вопросам, новым проектам.
Таким образом, мой первый опыт работы со школьниками можно считать положительным. Важно подчеркнуть, что он наработан не методом проб и ошибок, а путем системной, плановой работы в рамках утвержденного учебного плана и рабочих программ дисциплин. Нельзя считать, наработанные методы и подходы к работе устоявшимся, так они фактически остаются индивидуальными. Они постоянно адаптируются к целям и задачам обучения, способностям школьников, возможностям образовательного учреждения и к новому в технике, в том числе к новому в техническом обучении школьников.