SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

 портрет ТЕ

Я, Искандирова Татьяна Евгеньевна, работаю воспитателем в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г.Казани. Стаж моей педагогической деятельности 6 лет. В.А.Сухомлинский сказал, что дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания. Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дети дошкольного возраста – маленькие исследователи, которые ищут ответы на свои вопросы: почему? зачем? как устроен мир?
Поэтому тему моего саморазвития я выбрала «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром». Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогике и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования самостоятельности и инициативности. А это в свою очередь является необходимым направлением в ФГОС ДО.
Передо мной встал вопрос – как же помочь маленькому ребенку взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, сделать это интересно и познавательно?
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам, необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Данная цель определила следующие задачи:
1. Расширение знаний об окружающем мире посредством современных технологий.
2. Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий. Поэтому данные задачи стала решать со своими воспитанниками, начиная с младшей группы.
В своей деятельности я использую технологию наглядного моделирования. Большое значение в реализации данной технологии имеет организация познавательного опыта ребенка и его проживание через наглядные средства: эталон, символ, условный заместитель, модель. Так, при формировании у детей элементарных математических представлений я создаю проблемно-игровую ситуацию, в которой у ребенка возникает потребность в этом новом способе познания. В игровой ситуации «Соревнование животных по прыжкам в длину» используется модель - числовая ось, где дети отмечают длину прыжка с помощью мерки. Для обобщения знаний детей о животном и растительном мире, их родовой или видовой принадлежности используются модели - «круги Эйлера», «Логическое дерево». Чтобы показать цикличность времени суток, дней недели, месяцев, времен года используется модель- спираль.
Также использую метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемных ситуаций, их разрешение. Данный метод использую в качестве мотивирующего начала занятия, во время проведения эвристических бесед, в основе которых лежат вопросы-проблемы.
Наряду с данными методами активно использую проектный метод. Я считаю проектный метод наиболее эффективным и актуальным, т.к. в его основе лежит собственно исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний. Так в процессе работы по данной теме были успешно реализованы проекты «От коллекции к музею», «Знакомство с республиками Поволжья», «Детская площадка» и др.
Дети познают окружающий мир в процессе любой своей деятельности: игровой, продуктивной, восприятии художественной литературы. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности он получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Занятия с детьми провожу в форме совместной партнерской деятельности. В качестве основных средств обучения использую: опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; коллекционирование (группировка, сериация); путешествие по карте; путешествие по «реке времени». Так, например, подходящей формой для раскрытия темы «Условия жизни растений» является экспериментирование; темы «Виды профессий» – коллекционирование (классификация). Знакомясь с географией России, уместно совершить путешествие по карте; а с историей письменности – отправиться в путешествие по «реке времени».
Одним из важнейших условий формирования познавательной активности исследовательского поиска у дошкольников является предметно – пространственная развивающая среда. Материал и оборудование стимулируют детей на познавательную активность и формирование исследовательских навыков.
Нынешнее поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и самостоятельно могут использовать телефоны, планшеты, смартфоны, фотоаппараты и др.гаджеты. Поэтому в своей работе с детьми я использую информационно-коммуникационные технологии. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Применение ИКТ технологий открывает для обучения новые дидактические возможности. Можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В своей образовательной деятельности я использую готовые и создаю собственные презентации для проведения обучающих занятий, слайд-шоу (рост и развитие живой природы), фотоэкскурсии, компьютерные игры.
Одним из важных мотивов развития познавательной активности дошкольников является интерес. А что больше всего интересно детям? Ну конечно же, смотреть мультфильм! В настоящее время, благодаря современным технологиям, его популярность значительно возросла. Мультипликация является инновационным средством развития детей. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Создание мультфильма – это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. Создание мультфильмов очень интересное и необычное занятие. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим: и взрослым, и сверстникам. Мы уже имели опыт создания мультипликационных фильмов. Для этого использовали программу Movie Maker. Детям очень нравился данный вид деятельности (гиперссылка – показ мультфильма).
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Со своими воспитанниками я участвую в конкурсах «Умник года», «Кто умнее дошкольника», КВН, межрегиональных турнирах способностей «Super Ум». Мои воспитанники – дипломанты и лауреаты данных конкурсов. Выпускники моей группы успешно обучаются в школе, имеют успехи в конкурсах, олимпиадах.
Результаты мониторинга в начале 2018-2019 учебного года (подготовительная группа) показали эффективность применения современных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, направленные на развитие познавательной активности детей. Значительно возрос уровень сформированности знаний к окружающему миру у дошкольников в сравнении с 2017-2018 учебным годом (старшая группа).
В соответствие с целевыми ориентирами, из 30 детей - у 17 детей, что составляет 57%, сформирована познавательная активность , у 13 детей, что составляет 43%, познавательная активность на стадии формировании.
Таким образом, развитие познавательной активности детей – это очень трудоемкий и интересный вид деятельности. Но все зависит от воспитателя. Как он организует свою образовательную деятельность и сам идет в ногу со временем. Я не останавливаюсь на достигнутом. Мой девиз: Ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю.
Современный воспитатель – это творческий и неугомонный взрослый ребенок, который любит свою работу, уважает личность каждого ребенка, знает его особенности и развивает его способности.