SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

 логотип

Татьяна Евгеньевна Искандирова, воспитатель муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г.Казани

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, я всегда считала необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на нас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Еще маленькой девочкой, родившейся в многодетной семье, я поняла, что наивысшая ценность человеческой жизни – это дети. Помогая родителям воспитывать младших братьев и сестер, даря им любовь и заботу, я осознала, что выбор моей будущей профессии предопределен.
Путь к сердцу ребенка пролегает не через чистую и ровную тропинку, а лишь через тернии. Я, как воспитатель, имею возможность прикоснуться к нежному и доверчивому сердцу ребенка и зажечь в нем звезду доверия и огонек пытливости. Сердце, как цветы, его нельзя открыть силой, оно должно раскрыться само.
Как известно, педагогический эффект любого воспитательного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту закономерность я считаю средоточием педагогического мастерства, основой умения найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в которое он вовлекается, становилось для него потребностью, интересом, мечтой, а воспитатель - его товарищем, другом, единомышленником.
В этом понимании для меня близка методика В.А. Сухомлинского, которая направлена на то, чтобы увеличить долю умственного труда ребенка, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли. «Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний, но не сводится к лишь к их накоплению. Знания должны стать убеждениями личности, ее духовным богатством, влиять на идейные взгляды, результаты деятельности человека, на его гражданскую активность и интересы».
Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
Любопытство и любознательность - это извечные и неискоренимые свойства человека, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт и дать новые впечатления. Если во время образовательной деятельности, после рассказа воспитателя, нет никаких вопросов - это первый признак того, что нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность.
Мышление начинается там, где у ребенка появляется потребность задать или ответить на вопрос, попытаться решить ту или иную задачу. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога.
Для меня очень важно беречь огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости. Почва, на которой строится мое педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и ко мне, как педагогу. Заботливо обогащать эту почву – вот задача, которая стоит передо мной как педагога.
Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.
Встречая детей, я каждый день всматриваюсь в их лица. Печальные глаза ребенка - что может быть более трудное в процессе воспитания. Педагогическое мастерство в таких случаях заключается, прежде всего, в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику нового горя, не прикасайся к ранам его души. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как педагог относится к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувствовать детскую душу - заключается основа педагогического мастерства.
Надо, прежде всего, понимать движения детского сердца. Этому невозможно научиться с помощью каких-то специальных приемов. Это дается лишь благодаря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога. Какими бы истоками ни питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее: грустные, печальные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество.
До тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг, пока малыш не увлекся детскими шалостями,- я не имею права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком... Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,- это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Трудности возрастают по мере приближения к цели.
Но пусть каждый совершает свой путь
подобно звездам спокойно, не торопясь,
но беспрерывно стремясь к намеченной цели.
И.В.Гете