SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы классного руководителя 6 класса Марценюк Ольги Сергеевны

iXRwBaNiJ4Y

«Мастер-класс как одна из форм развития способностей к творчеству (креативности)»
В настоящее время проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях часто требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой
ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на
это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение
имеет развитие творческого потенциала в школьном возрасте.
Творчество – это процесс создания нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Дать человеку счастье любимой работы – это значит помочь ему найти среди множества жизненных дорог ту, на которой ярко раскроются индивидуальные творческие силы и способности его личности.
Именно в этот период, когда еще формируются способы учебной работы, многое можно исправить, многое заложить вновь.
Цель – создать обучающую среду, которая сформирует навыки у учащихся самостоятельно добывать знания, находить решения самостоятельно и применять их на практике, развивая творческие способности.
Задачи моей педагогической деятельности:
1.Побуждать учащихся к исследовательской и творческой деятельности;
2.Использовать новые технологии в процессе формирования творческой личности;
3.Развивать индивидуальные способности, таланты;
4.Передавать учащимся социальный опыт, богатство духовной культуры народа, своеобразные черты гражданина;
5.Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Поэтому одной из форм работы я выбрала – мастер-класс.
Мастер-класс – форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Сегодня представление педагогического опыта в форме мастер-класс получает все большее распространение, хотя она одна из наиболее сложных, но в то же время продуктивных. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию.
Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то строгих и единых норм. Принцип мастер-класса заключается: «Я знаю, как это делать и научу вас». Форма работы на мастер-классе зависит от стиля профессиональной деятельности педагога-мастера, но на мастер-классе должен быть диалог, основанием для которого могут служить подготовленные материалы. Наличие оформленных разработок позволяет участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта, создает проблемно-дискуссионное поле в рассмотрении и интерпретации темы мастер-класса.
Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, мультимедийная презентация, показ отдельных форм или методов работы.
При подготовке мастер-класса педагогу-мастеру важно определить для себя следующие позиции:
- Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?
- Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для раскрытия темы мастер-класса?
- Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?
Разработка этапов мастер-класса:
Первый этап – «индуктор». Необходимо продумать начало мастер-класса, которое стало бы стимулом для творческой деятельности каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.
Второй этап – работа с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал. Определяется способ организации мастер-класса, происходит отбор содержания материала для раскрытия темы, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.
Учитель-мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь с помощью заданий задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа.
Необходимо помнить: фирменные приемы, методы, способы организации деятельности педагога являются ключевым содержанием мастер-класса.
Третий этап – «инсайт». Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен учителем-мастером и осознание его эффективности.
Четвертый этап – «рефлексия». Оценка мастер-класса включает рефлексию деятельности и рефлексию состояния участников.
Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства.
Пользуясь данной формой работы, я пришла к выводу, что мастер-классы дают альтернативу, подкидывают свежие мысли в бурный котел сознания. Не стоит считать, что современные дети – это поколение потребителей. По моим наблюдениям, они очень тянутся к знаниям и навыкам, но не всегда находят их рядом. Главное помочь им и научить достигать чего-либо не за чужой счет, а с помощью собственного труда и мастерства. Для этого и нужны мастер-классы. (Фото с мастер-классов можно посмотреть в на личном сайте https://olgamartsen1990.wixsite, разделе «Творческая мастерская»).
Данная форма работы также помогает детям успешно справляться с проектными работами. Результатом применения мастер-классов в исследовательской деятельности становятся наши победы в конкурсах и конференциях:
1.Городской конкурс проектных разработок и творческих работ «Нет фашизму!» - 1 место
2. Всероссийский молодежный научно-образовательный фестиваль «Нескучный русский язык» - 2 место
3.Региональный конкурс-фестиваль детского творчества – 3 место
4. III Всероссийская НК учащихся им. Н. И. Лобачевского – 3 место
5. Городская НПК «Ломоносовские чтения» – 1 место и 2 место
6.Международный конкурс исследовательских работ им. К.Д. Ушинского – диплом 2 степени и диплом 3 степени
7. Молодежный научно-образовательный фестиваль, посвященный Дню русского языка (конкурс научно-методических проектов, посвященных популяризации русского языка и русской культуры) – 2 место и 3 место.