SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ЦИРКОВОЕ РЕВЮ»

XG9iMk2aSao

В современных условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности, оно создает условия для свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека. А персонализация дополнительного образования становится ведущим трендом развития образования России [2, с. 16, 20].
Претерпевают изменения и дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, где личностное становление, индивидуализация и персонализация становятся во главу угла.
Разработка концептуального блока становится основополагающим фактором проектирования образовательных программ.
В ходе разработки и реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цирковое ревю» концептуальной моделью стала модель индивидуализации и персонализации дополнительного образования как этапов личностного становления обучающихся.
Поэтому нами определена цель: личностное становление и позитивное личностное развитие обучающихся средствами циркового искусства.
В свою очередь, личностное становление и развитие имеет 2 этапа – индивидуализация и персонализация. Определены 2 подцели.
Первая - индивидуализация – создание условий для осознания обучающимися себя как личности, имеющей определённые характеристики,
позитивные возможности и проблемы, достижения и слабости.
Вторая - персонализация – создание условий для понимания обучающимся дополнительного образования как личной интеллектуальной собственности, неотчуждаемого потенциала его личности, а также самоопределения и раскрытия личностного потенциала обучающегося [1, c. 25-26].
На каждом этапе внедрения в педагогическую практику требуется решение определённых педагогических, психологических, социальных, организационных и методических задач.
В данном исследовании мы попытались соотнести поставленные задачи программы и способы их реализации в объединении «Цирковое ревю» и определить эффективность авторской программы.
Задача предоставления обучающимся самостоятельного выбора направления образовательной деятельности и свободной смены её тематики решается предоставлением обучающимся возможности освоения различных жанров циркового искусства (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибристика, клоунада). В программе содержание курса сконцентрировано в различных образовательных модулях. На формирующем этапе личностного развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который основывается на характеристиках, присущих данному обучающемуся, и позволяет гибко приспосабливаться к его возможностям и динамике развития.
Задача реализации в образовательном процессе индивидуального подхода, учитывающего особенности каждого обучающегося решается путём внедрения в образовательный процесс системы мониторинга индивидуального развития ребёнка. Результаты развития (мотивация, познавательная активность, развитие эмоциональной сферы, коммуникативность, творческая активность) вносятся в карту индивидуального развития. В соответствии с индивидуальными способностями осуществляется дифференциация содержания и уровня практической деятельности в группах. Это позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя успешным и выстроить личную траекторию развития.
Решение этих задач невозможно без установления позитивных отношений между педагогом и обучающимся.
Задача педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающегося, ориентированного на достижение им максимально возможного образовательного результата решается путём:
- включения в образовательный процесс индивидуального консультирования обучающихся и их родителей как средства поддержки его успешности;
- создания ситуации успеха и с этой целью предусмотрено:
• участие в групповых номерах. На определённом этапе освоения материала, обучающиеся имеют возможность, при наличии начального уровня умений, проявить себя в массовых и групповых номерах;
• создание сольного номера. Если обучающийся обладает достаточно высоким уровнем навыков и умений, педагог работает вместе с ним над созданием сольного номера;
• участие в конкурсах мастерства внутри коллектива (например, конкурс «Сотвори себя сам»). К этим конкурсам обучающиеся готовятся самостоятельно, а руководитель оказывает консультативную помощь в подборе музыки и трюков.
- внедрение в образовательный процесс системы мониторинга достижений ребёнка: ведение книжки личных достижений, в которой отражаются приобретенные ребёнком умения и навыки, участие и победы в конкурсах разных уровней, выставляются зачёты по разделам и темам программы;
- создание условий для участия обучающихся в конкурсных и состязательных мероприятия разного уровня. Результаты конкурсов прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенный стимул для повышения эффективности учебного процесса.
Особенно большое значение имеют конкурсы для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. На фестивалях, конкурсах возрастная категория участников разнообразна: от 4 лет и старше.
Основными задачами участия в цирковых конкурсах являются: повышение исполнительского мастерства и усовершенствование технических элементов исполнителей; развитие коммутативных качеств; установление творческих контактов, обмен опытом педагогов в процессе фестиваля; выявление талантливых исполнителей, раскрытие творческого потенциала; апробация выступления обучающихся на профессиональном цирковом манеже; пропаганда лучших достижений любительского циркового искусства.
Задача ориентации образовательного процесса на максимальное развитие общих и специальных способностей обучающегося решается путём реализации субъектно-деятельностного подхода. Субъектно-деятельностный подход как единство его личностного, субъектного и деятельностного компонентов в объединении рассматривается как принадлежащее конкретному человеку. Субъектно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения, учебно-воспитательного процесса находится сам обучающийся — его мотивы, его неповторимый психологический склад, т.е. обучающийся как личность, субъект образования, способный влиять на указанные процессы, занимая в них активную творческую позицию. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации субъектно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого обучающегося и всей группы в целом и субъектность педагога служит пусковым механизмом включения субъектности обучающихся.
В формировании профессиональной личности большую роль играют интенсивные технологии обучения, направленные на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию и комплексность получения знаний. В объединении «Цирковое ревю» актуализируется максимальный учёт индивидуальных особенностей личности, а также активность личности в процессе получения дополнительного образования.
Получение гарантированного результата обучения позволяет обеспечить чётко продуманная и эффективная система контроля получения знаний и навыков. Оценка личностных особенностей происходит при комплексном диагностировании: педагог заполняет индивидуальные карты личностного и физического развития в соответствии с разработанной системой мониторинга образовательной деятельности.
В цирковой деятельности и в самом процессе обучения находят отражения все другие виды деятельности, которыми заняты дети. К таким деятельностям относятся: игровая, нравственно-трудовая, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная, физическая, творческая и др.
В результате на личность ребёнка оказывает влияние цирковая деятельность во взаимодействии с другими видами деятельности. Именно этот факт подтверждает усиленное воздействие деятельностного подхода на формирующуюся личность ребёнка.
Задача предоставления ребёнку возможности разнообразных проб и ошибок, позволяющих ему осознать свои интересы и потенциальные возможности решается путём реализации педагогических технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность обучающихся.
Цирковое искусство как любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, примеры вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Это, как нельзя лучше, заложено в цирковом искусстве. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. То есть создание номеров, освоение разнообразных цирковых жанров. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность воспитанника в объединении «Цирковое ревю» применяются различные методы стимулирования: выступления на сцене и на арене цирка, участие в праздничных концертах, в цирковых конкурсах и фестивалях.
Интерес к цирковому искусству можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Устойчивость интереса выражается в творческом процессе в создании цирковых номеров, в изучении истории цирка и биографии знаменитых артистов. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
При создании номера учитывается жанровая направленность интересов и физические возможности обучающегося.
Задача педагогической поддержки процесса психологического переживания обучающегося учебных достижений и неудач решается путём развития у обучающегося потребности и способности к самоанализу результатов своей деятельности и формировании адекватности восприятия профессиональных оценок его деятельности и результатов. Этому способствуют четкие критерии оценок со стороны педагога и практикуемое в объединении обсуждение исполнения цирковых номеров, а также блочная внутригрупповая дифференциация занятий, т.е. в течение одного занятия обучающийся может продемонстрировать и в то же время увидеть исполнение разножанровых цирковых номеров других обучающихся.
Такая постановка занятий имеет важное значение в развитии таких качеств личности как целеустремленность, самоконтроль, самоорганизация, самоанализ, включение обучающихся в процесс рефлексии собственных достижений, а также стимулирование у обучающихся способности и потребности поддержки других обучающихся группы.
Задача расширения социального опыта и разнообразия социального взаимодействия с людьми разного возраста решается путем:
- вовлечения в образовательный процесс методов, ориентированных на
формирование коллектива (самостоятельная подготовка и проведение традиционных мероприятий, праздников, конкурсов и др.), самоуправление;
- вовлечения обучающихся в различные формы социально-значимой деятельности (благотворительные концерты, акции);
- поездок обучающихся в различные города России и зарубежья на конкурсы циркового искусства.
Всё это способствует формированию системы позитивных взаимоотношений в системе субъектов образовательной деятельности (педагог-обучающийся, обучаюшийся-обучающийся, педагог-детский коллектив, педагог-родители и др.).
С целью мониторинга личностного развития в практике педагога активно используются методы психолого-педагогической самодиагностики (по изучению самооценки, мотивации, эмоционального интеллекта, социолизированности, личностного роста, психологического климата в детском коллективе и др.).
Решение перечисленных задач способствует формированию субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе, ориентации обучающихся на саморазвитие, и постепенный переход к этапу персонализации образовательного процесса, в котором произойдет преобразование образовательного процесса в самообразование, процесс развития – в саморазвитие, процесс воспитания – в самовоспитание; формирование у обучающихся позиции «созидателя» предметов культуры, воспитание уважения к базовым ценностям культуры.
Высокая эффективность авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цирковое ревю», эффективность решения задач индивидуализации и персонализации подтверждается на практике такими показателями как:
- личностный рост обучающихся, который определён как результат проведённого мониторинга, методами психолого-педагогической диагностики;
- многочисленные высокие достижения, победы обучающихся в творческих соревнованиях, конкурсах российского и международного уровней;
- признание авторской программы «Цирковое ревю» инновационной в конкурсе авторских программ (1 место в республиканских и Всероссийских конкурсах авторских программ дополнительного образования).

Литература:
1. З.А.Каргина Методические рекомендации педагогическим работникам по осуществлению индивидуализации, персонализации и персонификации дополнительного образования детей// Бюллетень Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования №1, 2016. – 40с.
2. Концепция развития дополнительного образования детей/ Вестник образования России, 19 октябрь /2014. - 80с.

Комментарии

Верно сказано, что личностное становление, индивидуализация и персонализация невозможны без установления позитивных отношений между педагогом и обучающимся.
+