Активизация личностных качеств, личностного развития обучающихся в объединении «Цирковое ревю»
Содержание авторской дополнительной общеобразовательной программы «Цирковое ревю» направлено на создание условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, примеры вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Это, как нельзя лучше, заложено в цирковом искусстве. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. То есть создание номеров, освоение разнообразных цирковых жанров. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность воспитанника в объединении «Цирковое ревю» применяются различные методы стимулирования. Это выступления на сцене и на арене цирка, участие в праздничных концертах, в цирковых конкурсах и фестивалях.
Интерес к цирковому искусству можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Выготский Л.С. писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью цирковых жанров, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности в объединении «Цирковое ревю». Устойчивость интереса выражается в творческом процессе в создании цирковых номеров в изучении истории цирка и знаменитых артистов. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Учитывается жанровая направленность интересов и физические возможности воспитанника в создании номера. Этим можно выявить интересы художественные, творческие, познавательные и т.д.
Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения цирковому искусству и эстетическому воспитанию он может влиять различными своими сторонами. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представить в интересной для воспитанника форме. Познавательный интерес, характеризуется объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.
Задача формирования познавательных интересов воспитанников в процессе обучения – одна из центральных в объединении.
Методом стимулирования познавательного интереса в условиях объединения «Цирковое ревю» уделяется большое внимание. Издавна известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Хотя и не новый метод стимулирования – соревнование, конкурсы. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или наоборот, тормозить определенные действия.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием самой личности воспитанника, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями обучающихся занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, аплодисменты, награждение грамотами и дипломами, занятие призовых мест, подарки, призы и т.д.
Метод соревнования конкурса основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты конкурсов прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенный стимул для повышения эффективности учебного процесса.
Особенно большое значение имеют конкурсы для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
На фестивалях – конкурсах возрастная категория участников разнообразна: от 4 лет и старше.
Основными задачами участия в цирковых конкурсах являются:
1. Повышение исполнительского мастерства и усовершенствование технических элементов исполнителей;
2. Развитие коммутативных качеств;
3. Установление творческих контактов, обмен опытом педагогов в процессе фестиваля;
4. Выявление талантливых исполнителей, раскрытие творческого потенциала;
5. Апробация выступления обучающихся на профессиональном цирковом манеже;
6. Пропаганда лучших достижений любительского циркового искусства;
7. Повышение роли любительских цирковых коллективов в воспитании гармоничной личности.
Применение элементов личностно-ориентированных технологий дает возможность более эффективно выстроить деятельность по формированию у детей интереса к цирковому искусству, в связи с этим на формирующем этапе личностного развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который основывается на характеристиках, присущих данному воспитаннику, и позволяет гибко приспосабливаться к его возможностям и динамике развития.
Помимо этого для разделения по уровням способностей детей была введена внутригрупповая дифференциация. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя успешным, выстроить личную траекторию развития
Большое значение в развитии личности придаётся созданию ситуации успеха, так как без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие победы. Данный метод реализовывается через применение следующих приемов:
1. Ведение книжки личных достижений, в которой отражаются приобретенные ребенком умения и навыки, участие и победы в конкурсах разных уровней, выставляются зачеты по разделам и темам программы.
2. Участие в групповых номерах. На определённом этапе освоения материала, воспитанники имеют возможность, при наличии начального уровня умений, проявить себя в массовых и групповых номерах.
3. Создание сольного номера. Если воспитанник обладает достаточно высоким уровнем навыков и умений, педагог работает вместе с ним над созданием сольного номера.
4. Конкурсы мастерства внутри коллектива (например, конкурс «Сотвори себя сам»). К этим конкурсам учащиеся готовятся самостоятельно, а руководитель оказывает консультативную помощь в подборе музыки и трюков.
5. Беседы с родителями об успехах и достижениях их детей. В младшем школьном возрасте авторитет родителей достаточно велик, поэтому ребёнку важно знать, что родители гордятся его успехами.
6. Объявление благодарностей, вручение дипломов в присутствии одноклассников, вызывает уважение окружающих, повышает самооценку воспитанника, способствует его социализации.
Результативность, эффективность деятельности по активизация личностных качеств, личностного развития обучающихся в объединении «Цирковое ревю» проявляется в достижениях обучающихся на конкурсах, таких как:
• - Международный цирковой конкурс «Мастерок» г.Сочи – Лауреаты, Специальный Приз от Циркового училища, г.Москва, июнь 2015
• - 48 Международный фестиваль – конкурс «Колорит Казани» г.Казань - Лауреаты 1 и 3 степени; октябрь 2015
• - XI Международный фестиваль циркового искусства «Сальто в будущее» г.Челябинск - Лауреаты; ноябрь 2015
• - XI региональный фестиваль циркового искусства «Палитра юных» г.Урай – Диплом за высокий уровень мастерства - ноябрь 2015г.
• Диплом лауреата II степени VII Международного конкурса-фестиваля «Свет Рождественской звезды», Казань, 2015.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля "Будущее начинается здесь" Казань 2015
• Диплом лауреата I степени в 48-м Международного конкурса-фестиваля детских и юношевских коллективов "Колорит Казани" в рамках проекта "Берега надежды" Казань 2015г.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд», г. Казань, 2016 г.
• Диплом II степени V Международного конкурса-фестиваля «Цветик-семицветик», Орленок, 2016 г.
• Диплом лауреата I степени районного этапа городского фестиваля творчества учащихся учреждений образования «Казан – йорт – 2016»
• Диплом лауреата I степени городского конкурса циркового искусства «Маленькие звезды большого города»(смешанная группа), Казань, 2016 г.
В индивидуальной карте физического развития с помощью различных методик отслеживается уровень теоретических знаний, формирование двигательных умений и навыков, физической подготовленности, показатели здоровья, уровень физической активности.
Мониторинг личностного развития проводится с использованием индивидуальных карт личностного развития, где отслеживается такие параметры как познавательная активность, мотивация к занятиям, коммуникативность, развитие эмоциональной сферы, творческий потенциал.
- Остроухова Елена Викторовна's блог
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Елена Викторовна, каждый день наблюдаю за Вашей работой, могу утверждать, что здесь описана малая толика того, что Вы делаете для детей. Желаю удачи в конкурсе!