SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Активизация личностных качеств, личностного развития обучающихся в объединении «Цирковое ревю»

20150627_101907

Содержание авторской дополнительной общеобразовательной программы «Цирковое ревю» направлено на создание условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, примеры вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Это, как нельзя лучше, заложено в цирковом искусстве. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. То есть создание номеров, освоение разнообразных цирковых жанров. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность воспитанника в объединении «Цирковое ревю» применяются различные методы стимулирования. Это выступления на сцене и на арене цирка, участие в праздничных концертах, в цирковых конкурсах и фестивалях.
Интерес к цирковому искусству можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Выготский Л.С. писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью цирковых жанров, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности в объединении «Цирковое ревю». Устойчивость интереса выражается в творческом процессе в создании цирковых номеров в изучении истории цирка и знаменитых артистов. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Учитывается жанровая направленность интересов и физические возможности воспитанника в создании номера. Этим можно выявить интересы художественные, творческие, познавательные и т.д.
Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения цирковому искусству и эстетическому воспитанию он может влиять различными своими сторонами. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представить в интересной для воспитанника форме. Познавательный интерес, характеризуется объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.
Задача формирования познавательных интересов воспитанников в процессе обучения – одна из центральных в объединении.
Методом стимулирования познавательного интереса в условиях объединения «Цирковое ревю» уделяется большое внимание. Издавна известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Хотя и не новый метод стимулирования – соревнование, конкурсы. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или наоборот, тормозить определенные действия.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием самой личности воспитанника, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями обучающихся занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, аплодисменты, награждение грамотами и дипломами, занятие призовых мест, подарки, призы и т.д.
Метод соревнования конкурса основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты конкурсов прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенный стимул для повышения эффективности учебного процесса.
Особенно большое значение имеют конкурсы для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
На фестивалях – конкурсах возрастная категория участников разнообразна: от 4 лет и старше.
Основными задачами участия в цирковых конкурсах являются:
1. Повышение исполнительского мастерства и усовершенствование технических элементов исполнителей;
2. Развитие коммутативных качеств;
3. Установление творческих контактов, обмен опытом педагогов в процессе фестиваля;
4. Выявление талантливых исполнителей, раскрытие творческого потенциала;
5. Апробация выступления обучающихся на профессиональном цирковом манеже;
6. Пропаганда лучших достижений любительского циркового искусства;
7. Повышение роли любительских цирковых коллективов в воспитании гармоничной личности.
Применение элементов личностно-ориентированных технологий дает возможность более эффективно выстроить деятельность по формированию у детей интереса к цирковому искусству, в связи с этим на формирующем этапе личностного развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который основывается на характеристиках, присущих данному воспитаннику, и позволяет гибко приспосабливаться к его возможностям и динамике развития.
Помимо этого для разделения по уровням способностей детей была введена внутригрупповая дифференциация. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя успешным, выстроить личную траекторию развития
Большое значение в развитии личности придаётся созданию ситуации успеха, так как без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие победы. Данный метод реализовывается через применение следующих приемов:
1. Ведение книжки личных достижений, в которой отражаются приобретенные ребенком умения и навыки, участие и победы в конкурсах разных уровней, выставляются зачеты по разделам и темам программы.
2. Участие в групповых номерах. На определённом этапе освоения материала, воспитанники имеют возможность, при наличии начального уровня умений, проявить себя в массовых и групповых номерах.
3. Создание сольного номера. Если воспитанник обладает достаточно высоким уровнем навыков и умений, педагог работает вместе с ним над созданием сольного номера.
4. Конкурсы мастерства внутри коллектива (например, конкурс «Сотвори себя сам»). К этим конкурсам учащиеся готовятся самостоятельно, а руководитель оказывает консультативную помощь в подборе музыки и трюков.
5. Беседы с родителями об успехах и достижениях их детей. В младшем школьном возрасте авторитет родителей достаточно велик, поэтому ребёнку важно знать, что родители гордятся его успехами.
6. Объявление благодарностей, вручение дипломов в присутствии одноклассников, вызывает уважение окружающих, повышает самооценку воспитанника, способствует его социализации.
Результативность, эффективность деятельности по активизация личностных качеств, личностного развития обучающихся в объединении «Цирковое ревю» проявляется в достижениях обучающихся на конкурсах, таких как:
• - Международный цирковой конкурс «Мастерок» г.Сочи – Лауреаты, Специальный Приз от Циркового училища, г.Москва, июнь 2015
• - 48 Международный фестиваль – конкурс «Колорит Казани» г.Казань - Лауреаты 1 и 3 степени; октябрь 2015
• - XI Международный фестиваль циркового искусства «Сальто в будущее» г.Челябинск - Лауреаты; ноябрь 2015
• - XI региональный фестиваль циркового искусства «Палитра юных» г.Урай – Диплом за высокий уровень мастерства - ноябрь 2015г.
• Диплом лауреата II степени VII Международного конкурса-фестиваля «Свет Рождественской звезды», Казань, 2015.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля "Будущее начинается здесь" Казань 2015
• Диплом лауреата I степени в 48-м Международного конкурса-фестиваля детских и юношевских коллективов "Колорит Казани" в рамках проекта "Берега надежды" Казань 2015г.
• Диплом лауреата II степени Международного конкурса-фестиваля «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд», г. Казань, 2016 г.
• Диплом II степени V Международного конкурса-фестиваля «Цветик-семицветик», Орленок, 2016 г.
• Диплом лауреата I степени районного этапа городского фестиваля творчества учащихся учреждений образования «Казан – йорт – 2016»
• Диплом лауреата I степени городского конкурса циркового искусства «Маленькие звезды большого города»(смешанная группа), Казань, 2016 г.
В индивидуальной карте физического развития с помощью различных методик отслеживается уровень теоретических знаний, формирование двигательных умений и навыков, физической подготовленности, показатели здоровья, уровень физической активности.
Мониторинг личностного развития проводится с использованием индивидуальных карт личностного развития, где отслеживается такие параметры как познавательная активность, мотивация к занятиям, коммуникативность, развитие эмоциональной сферы, творческий потенциал.

Комментарии

Елена Викторовна, каждый день наблюдаю за Вашей работой, могу утверждать, что здесь описана малая толика того, что Вы делаете для детей. Желаю удачи в конкурсе!