SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

из опыта работы Хасановой Гульнары Раисовны

5 класс

Школа - тот краеугольный камень, на котором строится будущее страны. В обществе, как в зеркале, отражаются проблемы школы. Давайте бросим мысленный взор на нашу школу, на современное общество. Что же видим? Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок. Мы художники жизни, но картины жизни, созданные нами, возмущают нас самих - они безликие, размытые и безобразные. Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше. Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается. Мы несем обществу благо, а общество не благодарно нам. Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится все хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность...
Поэтому на первый план выходят проблемы, которые раньше лишь частично были включены в сферу ответственности школы и классного руководителя.
Основными функциями классного руководителя всегда были:
• воспитательная (социальная защита ребенка);
• организаторская (работа по всем педагогическим аспектам
жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и
коллектива, изучение учащихся);
• координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);
• управленческая (контроль за динамикой развития личности и
коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).
Впервые за последние 20 лет в качестве ключевых задач выступает воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, представляющее собой систему воспитания базовых национальных ценностей. Поэтому миссия современного классного руководителя: не только руководить, направлять, но и воспитывать; его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир; воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни. В связи с этим целью работы классного руководителя становиться создание условий для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе; воспитание творческой, интеллектуальной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Для достижения этой цели мною была создана система воспитательной работы для организации жизнедеятельности и воспитания всех членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов. Для успешной работы этой системы в классе необходимо использовать эффективные формы и методы, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Опыт работы показывает, что для каждого классного коллектива применяются разные формы и методы. Эффективность же работы классного руководителя во многом зависит от степени готовности каждого ребенка к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на создание собственной системы воспитательной работы в классе.
Я, Хасанова Гульнара Раисовна, 1973 года рождения. В 1996 году окончила Казанский Государственный Педагогический Университет, по специальности учитель французского и английского языков. Стаж работы учителем – 21 год. Стаж работы в качестве классного руководителя – 11 лет, за это время я сделала 1 выпуск. Это был математический класс, сформированный из учащихся разных классов и школ. Трудно было сплотить всех детей в единый коллектив, организовать их, помочь им адаптироваться в среднем звене (в новой для некоторых ребят школе) и к новым учителям. В течение семи лет шла работа по формированию здорового, сплоченного, трудолюбивого коллектива учащихся без вредных привычек и правонарушений. Тесный контакт с родителями, приобщение к их к классным делам, проведение анкетирования в целях диагностики, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной деятельности позволило мне добиться значительных успехов в воспитании учащихся. На базе нашего класса была создана школьная бизнес компания, обеспечившая профессиональный подход к созданию и реализации продукта, шапки со светоотражающими элементами, привлекшая в единое коллективное дело всей учащихся и родителей класса. Среди моих выпускников, есть ребята, которые окончили школу с золотыми медалями и аттестатами особого образца. Из числа всех моих выпускников 98 % учащихся поступили в ВУЗы г. Москва, Санкт-Петербурга и Казани.
В данный момент являюсь классным руководителем двух классов – 5-го и 9-го. Я расскажу об опыте работы в пятом классе. В классе учатся 28 ученика, из них 12 мальчиков и 16 девочек.
Переход учащихся из начального в среднее звено является переломным, кризисным периодом. 5-й класс - сложный этап для ребенка и его для родителей, а также для классного руководителя и учителей-предметников.
Цель адаптации заключается в предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено.
Задачи адаптации:
• обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения;
• найти правильные формы и методы работы с адаптирующимися учениками в новых условиях обучения;
• информировать родителей о проблемах адаптации детей и возрастных особенностях; оказывать психологическую помощь и поддержку;
• способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и психологов;
Адаптация учащихся проходит по четырем этапам:
• 1 этап: диагностическая и прогностическая работа:
диагностика уровня знаний учеников; степень социального и психологического развития. При диагностике учитываются особенности возраста учащихся класса; степень сформированности детского коллектива; особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся; степень доверия друг к другу детей и взрослых. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. При этом показатели порой неодинаковые, более того, некоторые показатели почти не меняться, а иногда даже хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать, как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе учителем начальных классов.
На этом этапе, я тесно сотрудничала со школьным психологом, потому что он проводит большую работу с учащимися в начальном звене и его диагностика развития детского коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказывают мне неоценимую помощь в организации работы с классом. Именно школьный психолог помог мне определить проблемные моменты в развитии классного коллектива и отдельных учащихся, познакомил с возрастными особенностями и изменениями в развитии учащихся.
Большую помощь в диагностике и прогнозировании оказали тренинги на командообразование, совместно с Тренинговой компанией TeamSoft.
• 2 этап: Внедрение разработанной модели взаимодействия и организационная работа.
• 3 этап: Контроль, анализ результатов выполненной работы, оценка эффективности.
• 4 этап: Корректировка и реализация форм и методов, информационно-аналитическая деятельность, мониторинг эффективности воспитательной работы в пятом классе.
На данный момент мы перешли на третий этап. Мне бы хотелось рассказать подробнее о внедрении разработанной модели взаимодействия и организационной работы в моем пятом классе.
Известно, что детский возраст – решающий для становления личности, для формирования представления о мире и своем месте в нем. Большие возможности для содействия активности подростков закладываются в совместной деятельности учеников класса. Используя мировой опыт и опыт пионерской организации, для создания коллектива с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию интеллектуальных, познавательных, творческих интересов, учащихся на базе класса был организован «Классный марафон». Коллектив был разделен на четыре команды, у каждого своего названия и девиз. Перед началом марафон, дети были ознакомлены с критериями оценивания работы каждой команды:
• качество успеваемости всей команды;
• поведение: замечания, опоздания, т.е. нарушение Устава гимназии;
• участие во предметный олимпиадах, конференциях и конкурсах;
• участие во внеурочной деятельности – музыкальные, спортивные, художественные и иные достижения каждого ребенка в команде в отдельности;
• выполнение разовых и долгосрочных обязанностей и поручений в классе и гимназии: староста класса, заместитель старосты, ответственный за столовую, учебный сектор (проверка дневников), спортивный сектор (ответственные за зарядку перед уроком), художественный сектор (стенгазеты к каждому празднику), дети, состоящие в гимназическом комитете, редакция классной газеты.
Хочется отметить, что классная газета помогает формировать и направлять мнение класса. Дети, самостоятельно ищут интересные формы представления стенгазеты, представляя интересные факты и собственные комментарии к ним с рисунками, фотографиями и даже карикатурами.
Тем самым, все ученики класса были вовлечены к активному участию в жизни класса.
В результате прохождения двух этапов этого конкурса, были получены следующие результаты:
• повышение качества успеваемости;
• снижение количества замечание по поведению;
• развитие индивидуальной ответственности каждого ученика: успех или неуспех всей команды зависит от удач или неудач каждого ее члена;
• развитие самостоятельности и активности;
• повышение чувства уверенности в себе, своих силах, ощущения личностной ценности;
• получают навыки распределения заданий и обязанностей, учатся выражать свою точку зрения.
Участие в классном марафоне способствует развитию ученического самоуправления. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, команды, класса, школы. Самоуправление в классе способствует доброжелательным взаимоотношениям среди учащихся. Исходя из этого, они самостоятельно распределяют обязанности в своих командах для достижения единой цели.
В своей деятельности, как классный руководитель, я использую основные направления в работе с учащимися и их родителями такие как:
1. развитие воспитательных компонентов через реализацию федеральных государственных стандартов;
2. формирование гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся;
3. профилактика асоциальных явлений: формирование духовно-нравственных качеств, развитие толерантности;
4. здоровье сберегающее воспитание;
5. профессионально-трудовое воспитание;
6. интеллектуальное воспитание;
7. формирование коммуникативной культуры.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Народная мудрость говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подтверждает правильность этого: если человек еще в дни своей юности вступил на путь достойный, он твердо будет стоять на нем и в старости.
Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма. Прежде всего классный руководитель сам должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Каждый учебный день, у меня начинается с «дороги приветствия» - перед первым уроком я прихожу в класс поздороваться с детьми, проверить опоздавших и отсутствующих, узнать, что нового и интересного у них произошло накануне вечером.
Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей совместно с родителями были организованы познавательные экскурсии: экскурсия по городу Казани, посещение культурно-исторического музейного комплекса «Иске Казан».
Также проводятся тематические классные часы («Я отвечаю за свои поступки», «Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («Толерантность: умение жить дружно», «О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя»), которые способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания является профилактика асоциальных явлений. Только в деятельности ребенок способен приобрести опыт, необходимый для усвоения им общепринятых норм или сформировать новую норму, которая помогла бы помочь ребенку самореализоваться не в ущерб окружающим людям. Для того, чтобы сделать профилактическую работу более целенаправленной, планомерной и результативной, в наш класс активно принимает участие в проектной социальной деятельности - «Поделись долькой добра». Т.е. используя свои природные качества, дети участвуют в деятельности, в которой они приобретают необходимый в дальнейшем жизненный опыт.
Участие в проекте «Поделись долькой добра» мы уже проявили себя в таких акциях, как «Добрые крышечки» в помощь онкологически больных детей, помощь бездомным собакам. Весьма значительным в деятельности всего класса является участие в проекте «Связь поколений»:
• в рамках подготовки ко «Дню защитника отечества», дети написали сочинения «Воспоминания о войне», с родителями собрали фотографии и информацию о своих дедах и прадедах, участвовавших в ВОВ, и издали книгу «Книга памяти»;
• была организована встреча с работником тыла во время ВОВ Хидиятуллиным Р.Х;
• забота о Лере Хаджиевне, чья семья трагически погибла во время крушение теплохода «Булгария» 10 июля 2011 года, частью этой семьи были ученики нашей гимназии: мы поздравляем ее со всеми праздниками, приглашаем на наши классные мероприятия.
В начале учебного года, совместно с родителями мы организовали благотворительный концерт для детей «Специализированного Республиканского дома ребенка г. Казани». На данный момент мы работаем над реализацией проекта «Подари детям сказку» - самим вырастить елки и посадить их на территории этого дома.
Помимо этого, команда нашего класса «Smart Stars» стали Победителями в интеллектуальной Игре «Мы и Космос», проводимая Республиканским Олимпиадным Центром МО и Науки РТ. Также были проведены интересные мероприятия - «День Учителя», «День Матери», «Здравствуй, здравствуй, Новый Год!».
В настоящем учебном году все дети класса охвачены внеурочной деятельностью. 7 учеников посещают занятия «Робототехника», собрав своих роботов они поделились своим опытом с учениками начальной школы. 10 человек посещают музыкальную школу, 3 ученика – художественную. Многие дети занимаются спортом – футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Ученица нашего класса является активным участником Движения «Безопасная дорога», став Призером Международного Конкурса ЮИД. Одна девочка посещает танцевальную школу «Тодес».
Но, как и любом классе, есть учащиеся, которым уделяется особое внимание – это дети «группы риска». Таких детей необходимо больше привлекать к участию в классных и общешкольных мероприятиях, посещая их семьи и проводя индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Необходимо контролировать занятость таких учащихся во внеурочное время. К категории детей «группы риска» с уверенностью можно отнести детей, которые растут в однодетных семьях, в семьях, где родители разведены, либо семьи, где родители очень увлечены своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Такие дети зачастую имеют проблемы с успеваемостью, поведением и общением со сверстниками. У таких детей активный образ жизни заменил компьютер, телевизор и т.д. Выявление таких детей, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель, стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений. Все это требует пристального и серьезного внимания со стороны классного руководителя, школьного психолога, социального педагога и, конечно же, самих родителей.
Считаю, что одной из инновационных методик является совместное воспитание современного школьника с родителями. К сожалению, во многих коллективах в помощь классному руководителю работают только несколько родителей. Хочу отметить, что в нашем классе каждый родитель ответствен в своем направлении, например, родители-медики отвечают за акцию «Добрые крышечки» в помощь онкологически больных детей; есть родители, которые специализируются в ландшафтном дизайне, они сейчас помогают в реализации проекта «Подари детям сказку» (посадка елок на территории Дома ребенка) и т.д. Благодаря этому, у нас накопилось достаточно материала и опыта, в таких направлениях, как «Безопасность», «Бережем нашу планету», «Делаем научные открытия», «Культурно отдыхаем», «Любим трудиться», «Занимаемся спортом» и «Делаем добрые дела», с которыми мы могли поделиться в конкурсе Родительских коллективов «Секреты классного коллектива-2017». И мы стали победителями в Районном этапе, а затем призерами на Республиканском.
Для лучшего взаимодействия с родительской общественностью была создана закрытая группа в контакте, в которой размещаются новости, домашнее задание, видео-уроки, исследовательские и творческие работы учеников, форум, фотографии, видео с совместных мероприятий и др.
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Поэтому каждое собрание не носит формальный характер, а ведется по определённой теме совместно с приглашенными специалистами или мною приготовленными презентациями. Обязательными темами в пятом классе являются «Что значит быть гимназистом II ступени?», «Воспитание трудолюбия и самообслуживания в семье», «Роль домашнего задания как система самообразования школьника», «Интеллектуальные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности», Роль дополнительного образования», «Роль семьи в развитии работоспособности ученика», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма», «Профилактика правонарушений». При этом, мы вместе с родителями находим пути решения проблемы, поднятой на собрании. Также, была разработана и роздана Памятка для родителей «Режим дня ученика 5 класса». Помимо этого, к каждому родительскому собранию составляются «Видеоотчеты» — это мною созданные фильмы на основе фотографий и видео учеников, их дипломов, для того, чтобы, во-первых, родители могли погордиться своими детьми, чтобы успехи отдельно взятого ученика или коллектива класса в целом стало гордостью всего классного коллектива, и, во-вторых, это психологический прием, чтобы родители покидали собрание на позитиве!
Учитель – это профессия, требующая ежедневного роста. Мы всегда должно идти в ногу со временем и отвечать современным требованиям общества. Поэтому я, как классный руководитель, постоянно повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, посещая курсы и лекции, знакомясь с методическими разработками воспитательной работы. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей гимназии, где выступаю со своей темой «Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 5 класса через проектную деятельность», делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы молодым специалистам.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Работа классного руководителя ведется чуть ли не круглосуточно. Даже когда дети уходят на каникулы, работа не заканчивается.
Но не смотря на все это, я считаю, что настоящий педагог должен быть не только учителем-предметником, но и классным руководителем! И ни разу за всю педагогическую деятельность я не пожаловалась, что моя работа, классного руководителя, трудна. Как сказал Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Когда я узнаю о достижениях своих учеников в учебе, спорте, творчестве, я рада вдвойне - поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною. И как радостно слышать от своих выпускников, как не хватаем им моей заботы и жизненных советов, плеча, на которое можно опереться; или от родителей выпускников, что им не хватает родительских собраний, из которых они получали очень много полезного. И теперь уже мои нынешние пятиклашки называют меня Гульнарочка Раисовна, придя утром в школу обнимают меня и желают доброго дня! Значит правильно я работаю. Ни это ли высшая оценка моего труда?!!

Прикрепленный файлРазмер
Твори добро.pptx95.62 кб
и жители Татарстана в годы Великой Отечественной Войны.docx30.86 кб
чистоты».pptx1.07 Мб
_опыта работы Хасановой Г.Р._0.doc1013.5 кб