SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

программа воспитания и социализация учеников 5 В класс

Программа воспитания и социализации обучающихся 5 «В» класса
на 2017-2020 годы.

Содержание.

1. Актуальность.
2. Цели и задачи программы.
3. Основания для разработки программы.
4. Основные принципы реализации программы и подходы к воспитанию.
5. Сроки и этапы реализации программы.
6. Основные направления реализации программы.
7. Содержание программы.
8. Основные направления в развитии воспитательной компоненты.
9. Контроль в процессе воспитания.
10. Ожидаемые результаты реализации программы мероприятий по развитию
воспитательной компоненты.
11. Управление реализацией программы.
12. Эффективность реализации программы.
13. Необходимые условия реализации Программы.
14. Методическое обеспечение реализации Программы.
15. Кадровое обеспечение реализации Программы.
16. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

Настоящая Программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.

Актуальность.
Сегодня обществом уже признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа воспитания и социализации создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Цели, задачи, принципы программы
Основная цель воспитательной работы гимназии:

Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных Казанцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России.

Основные задачи воспитания учащихся гимназии:
1. Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающую в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личностного и общественного благополучия.
2. Формировать у каждого учащегося активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни.
3. Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды Казани.
4. Отслеживать качественные и количественных достижений классных коллективов, фиксирование результаты их деятельности по рейтинговой системе.

Цель воспитательной работы класса:

Воспитание интеллектуальной, нравственной, духовно развитой, целеустремленной, конкурентоспособной личности, имеющей активную гражданскую позицию, владеющей умениями и навыками, умеющей адаптироваться в современных условиях, достойного гражданина нашей страны

Задачи воспитательной работы:

1. формирование у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
2. организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом;
3. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
4. развитие познавательного интереса, творческой активности: включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность;
5. формирование волевых качеств;
6. воспитание сознательного отношения к учебе;
7. привитие здорового образа жизни;
8. воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну, патриотизма и любви к Родине;
9. согласование действий родителей, учащихся, классного руководителя по всем вопросам
10. совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.

Основания для разработки Программы.

• «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008;
• «Всеобщая декларация прав человека» принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.;
• «Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г. №2148-р;
• Послание Президента Российской федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года,
• Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015г.;
• Федеральный закон от 29.12.12 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: обучающиеся 5 «В» класса, их родители (лица их заменяющие).

Основные принципы реализации Программы и подходы
к воспитанию.

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе класса способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:
• Принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;
• Принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;
• Принцип сотрудничества: взаимодействие классного руководителя и обучающихся в продвижении детей к определенным целям;
• Системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;
• Комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для организации успешного решения воспитательных целей и задач;
• Организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;
• Отношенческий подход: формирование социально-ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;
• Личностно-ориентировочный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом : ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;
• Принцип свободы: предоставляется участникам образовательного процесса реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирует чувство ответственности за ее результаты;
• Принцип гуманитаризации: способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, экологичному влиянию школы на личность ученика, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью;
• Принцип целостного образования: основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе, педагогической деятельности; эффективном использовании новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта;
• Принцип развития творческо-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно-значимой деятельности во внеурочное время;
• Принцип психолого-педагогической поддержки: помогает участникам образовательного процесса, при квалифицированной помощи психологов, создавать обстановки психологической комфортности, обогащаться теоретическими представлениями о физическом и психическом здоровье человека, умение адаптироваться в сложных условиях;
• Возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Срок и этапы реализации Программы.

1 этап: 2017-2018 годы - диагностическая и прогностическая работа (сентябрь-октябрь 2017 год, 5 класс)
2 этап: 2017-2018 годы - внедрение разработанной модели взаимодействия и организационная работа (ноябрь-декабрь 2017 год, 5 класс)
3 этап: 2017-2018 годы – контроль, анализ результатов выполненной работы, оценка эффективности (январь-май 2018 год, 5 класс)
4 этап: 2018-2022 годы – корректировка и реализация программы, информационно-аналитическая деятельность, мониторинг эффективности Программы (6-9 класс)

Основные направления реализации Программы.

Нормативно-правовое: разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом специфики класса и в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое: организация взаимодействия с администрацией гимназии и педагогическим коллективом, обеспечение занятости обучающихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ; проведение внеклассных мероприятий и мониторинг воспитательной деятельности.
Мониторинговое – организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.

Содержание Программы.

Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в 5 «В» классе содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности образовательной организации, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ(проектов) и проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительского коллектива в вопросах воспитания и взаимодействия с гимназией в организации и проведении воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия информационно –просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди обучающихся.
Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы, основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления воспитательным процессом.
Деятельностными компонентами воспитательной системы класса являются сферы деятельности, к ним относятся:
• Воспитывающая среда: создание психологической комфортной атмосферы в классе. Эстетизация окружающего пространства влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту. Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.
• Учебная деятельность: учебный процесс несет большой воспитательный характер:
1. формирует у школьников основы мировоззрения и естественно-научную картину мира;
2. класс принимает активное участие в жизни гимназии;
3. участие в управлении делами класса, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.
• Внеклассная работа: сохранение, поиск, создание и отработка собственных традиций в класс: спортивных, праздничных мероприятий.
• Система дополнительного образования: осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и на личность школьника, а также на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка и дает уверенность в себе.

Основные направления в развитии воспитательной компоненты.

Воспитательная компонента в деятельности классе направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
Программой определены следующие основные направления воспитательного процесса:

1.Развитие воспитательных компонентов через реализацию федеральных государственных стандартов;
2.Формирование гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся;
3.Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
4.Воспитание экологической культуры;
5.Пропаганда семейных ценностей;
6.Здоровьесберегающее воспитание;
7.Профессионально-трудовое воспитание;
8.Интеллектуальное воспитание;
9.Социокультурное и медиакультурное воспитание;
10.Культуротворческое и эстетическое воспитание;
11.Правовое воспитание и культура безопасности;
12.Формирование коммуникативной культуры.

1. Развитие воспитательных компонентов через реализацию федеральных государственных стандартов.
Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Этому цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

2.Формирование гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
• Формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
• Формирование патриотического сознания: воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной культуры;
• Воспитание толерантности;
• Формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическое сознание;
• Формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков;
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам, к людям, к себе, к труду на общее и личное благо, заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную деятельность и внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности обучающихся.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения различных культурно-досуговых мероприятий, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла в годы ВОВ и участниками локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря, народные игры, изучение народных ремесел на уроках технологии, изобразительного искусства и занятиях кружков, экскурсии на природу, конкурсы поделок, научно-практические конференции, экскурсии в музеи и на выставки.

3. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности.

Цель направления – обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной деятельности. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
• Формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности,
• Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
• Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
• Сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
• Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
• Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

4. Воспитание экологической культуры;
Цель направления - овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование планетарного мышления, способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность, устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье, как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и других культурно-досуговых мероприятий; акции, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научно-практические конференции.

5. Пропаганда семейных ценностей.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
Проект «СемьЯ» нацелен на обеспечение взаимодействия школы и родительской общественности в воспитании обучающихся.
Проект осуществляется в следующих направлениях работы:
• Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентационной работе школы; встречи с обучающимися; экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов, оказание помощи в реализации различных классных и школьных дел;
• Корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями обучающихся;
• Взаимодействие с общественными организациями родителей: организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей;
• Аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «день открытых дверей», «Веселые старты», программы: «День матери», «День семьи», родительский патруль, оказание помощи в дежурстве на мероприятиях в вечернее время.

6. Здоровьесберегающее воспитание.

С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе реализуется Программа «Здоровье», являющаяся основой для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся, профилактики негативных явлений среди детей и подростков, включает в себя важнейшие механизмы по реализации государственной политики в воспитании здорового поколения.
Основными задачами являются:
• формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков;
• формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
• пропаганда здорового образа жизни.
В качестве приоритетных в данной Программе выделяются следующие направления:
• Организация механизма взаимодействия с учреждениями города (объединение усилий городских служб);
• Формирование культуры здоровья родителей средствами информационного воздействия и вовлечения в совместную работу через выявление запросов и степени удовлетворенности родителей деятельностью школы, организацию психолого-педагогического просвещения; организацию психологического консультирования; привлечение родителей к совместным мероприятиям; изучение рейтинга ценности здоровья).
• Организация деятельности с обучающимися (изучение рейтинга ценности здоровья; пропаганда здорового образа жизни; привлечение обучающихся к оздоровительным мероприятиям; просвещение в вопросах медицины и ведения здорового образа жизни; популяризация спорта и мотивации обучающихся к ЗОЖ через деятельность ученического самоуправления: формирование социально-психологического климата в классном коллективе).
Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, «Дни Здоровья», динамические паузы, физкультминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги, мероприятия, проводимые работниками учреждений здравоохранения, библиотек, музеев, мероприятия спорткомитетов города.

7. Профессионально-трудовое воспитание.

Профориентационная работа в школе строится на:
• Трудовом воспитании: профессиональном просвещении – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.;
• Предварительной профессиональной диагностике: выявление профессионально-значимых свойств; профессиональное консультирование;
• Организации работы педагогических работников школы по профессиональной ориентации школьников;
• В оказании помощи учащимся в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях;
• В воспитании психологической и практической готовности учащихся к труду.
Формы деятельности: урок, субботники, выставки поделок, посещения библиотек города, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий и презентации различных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, выступления специалистов из районного «Бюро занятости населения» перед учащимися, библиотечные часы.

8. Интеллектуальное воспитание.

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образованию, как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, максимально используются возможности школьного научного общества и других сообществ, кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков.
Основными задачами являются:
• Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
• Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
• Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
• Овладение навыками универсальных учебных действий, обучающихся и метапредметными умениями.
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты. Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр и т.д.
Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.

9. Социокультурное и медиакультурное воспитание.

Цель направления – активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• Формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
• Формирование основы культуры межэтнического общения;
• Формирование отношения к семье как к основе российского общества.
Разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.

10. Культуротворческое и эстетическое воспитание.

Культуротворческое и эстетическое воспитание нацелено на:
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание;
• развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи;
• поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).
Формы деятельности: познавательные беседы «Прекрасное в твоей жизни», «Субкультура и ей проявления», классные часы «Учись видеть прекрасное», «Мода и подросток», проектная и творческая деятельность: концерты «Учитель! перед именем твоим…», Концерт для мам, «Маленькие звёздочки», выставки рисунков, поделок, открыток, фотографий, выпуск классной газеты; посещение театров и музеев, участие в районных и городских творческих конкурсах рисунков.

11. Правовое воспитание и культура безопасности.

Основные задачи направления:
• Диагностика обучающихся, процесса и условий их развития;
• Организация взаимодействия с заинтересованными городскими службами;
• Правовое воспитание учащихся;
• Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение.
В классе реализуется программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми, требующими особого внимания, которая направлена на создание необходимых условий для успешного обучения и воспитания обучающихся, охранно-защитную деятельность, предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного семейного воспитания, пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).

12. Формирование коммуникативной культуры.

Включение в систему требований к результатам обучения знаний и средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры.
Основные задачи направления:
• Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире,
• формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
• формирование у обучающихся ответственного отношения к слову, как к поступку.
Действенные проекты в развитии данного направления воспитательной деятельности:
• проект, направленный на развитие школьных средств массовой информации (выпуск тематических газет, сайтов и пр.);
• проведение конкурсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранного языков и т.д.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, митинги, классные часы, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции, «круглые столы», «дебаты».

Контроль в процессе воспитания.

Под педагогическим контролем понимается функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельностью, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с обучающимися.

Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе: Диагностика.

Исследование особенностей личности:

1. общие сведения
2. способности
3. самооценка
4. темперамент
5. уровень воспитанности

Исследование межличностных отношений:

1. социально-психологический климат в классе
2. социометрия

Изучение и анализ воспитанности школьника позволяет:

• Конкретизировать цели воспитательной работы;
• Дифференцированно подойти к обучающимся с разным уровнем воспитанности;
• Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
• Обосновать выбор содержания и методов воспитания;
• Соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
• Видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты.

Обновление содержания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов, обучающихся в соответствии с требованиями федеральному государственному стандарту второго поколения:

1. Результаты первого уровня: приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня: приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В результате реализации программы предполагается:

• Создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
• Закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
• Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в классе.
В результате выполнения Программы будет обеспечено:

• Создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся;
• Внедрение и эффективное использование новых технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
• Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения, и развития детей;
• Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
• Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знаний его индивидуальных особенностей и склонностей;
• Взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени обучающихся, в профилактической работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
• Развитие форм ученического самоуправления на основе деятельностного подхода;
Управление реализацией Программы.

1.Мониторинг реализации Программы.
2.Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации Программы.

Эффективность реализации Программы.

Основными результатами развития Программы должны стать:

• Результаты личностных воспитательно - образовательных достижений, обучающихся;
• Результаты деятельности класса;
• Результаты деятельности родительского коллектива.

Необходимые условия реализации Программы
1. Классная комната
2. Наличие методической литературы
3. Оборудование (наличие канцелярских товаров и т.д.)
4. Непрерывность учебного процесса
5. Поддержка и участие родителей
6. Помощь социального педагога
7. Готовность к сотрудничеству учителей предметников
Методическое обеспечение реализации Программы

1. Участие в работе МО классных руководителей, обмен опытом
2. Изучение теоретических вопросов воспитания в литературе:
• из опыта работы «Эпишколы» Образовательного центра «Участие»: Межпредметные интегративные погружения; В.Пузыревский, М.Эпштейн - Санкт-Петербург, 2012 г.
• Настольная книга классного руководителя «Секреты Дружного класса»: Дергунов В.А. - Научно-протзводственный центр «Детство России», 2015 г.
• «Гимназия № 56 от А до Я»: Пильдес М.Б., Казакова Е.И., Волков А.А., Данилов С.В., Илюшин Л.С., Тенютина Е.Д., Шелагин М.Ю. – СПб, 2010 г.
• Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
• Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.
• Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.
3. интернет-ресурсы – www.ppoisk.ru
4. Тема по самообразованию “ Создание благоприятных условий адаптации учащихся 5 класса через вовлечения их в проектную деятельность (при переходе из начальной школы в среднюю).”

Кадровое обеспечение реализации программы:

1. классные руководители
2. педагоги школы, реализующие программу;
3. библиотекарь школы
4. социальный педагог
5. педагог- психолог
6. фельдшер школы
7. педагоги дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования
8. родители обучающихся

Материально-техническое обеспечение программы

1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
2. материалы для оформления и творчества детей,
3. канцелярские принадлежности,
4. аудиоматериалы и видеотехника,
5. компьютеры,
6. телевизоры,
7. мультимедийные проекторы,
8. интерактивная доска и др.

Прикрепленный файлРазмер
воспитательной работы 5 В класса.doc237.5 кб

Комментарии

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа воспитания и социализации создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа воспитания и социализации создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.