SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Мой опыт работы.

Элемент методики развития голоса В.Емельянова

Жизнь моя на сегодняшний день складывается благополучно. Происходят события, которые имеют причинно-следственные связи разного характера и в то же время, несут благодатный опыт приобретения. Любимая работа – это часть моей жизни, без которой невозможно жить! И самое главное, ради чего все это делается – это любовь к детям. Чужих детей не бывает. Важно просто находиться со своими воспитанниками: узнавать как у них дела, поправить им косички и помочь надеть чешки. И так здорово, когда создаешь детям праздник, в котором они сами очень рады поучаствовать.
По образованию я дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель. Поэтому, когда начала свою педагогическую деятельность в 2013 году, конечно, сделала акцент на развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста. Эту работу невозможно вести одному и поэтому мы стали работать в команде. За основу взяли элементы «Фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова. Детям очень нравится гримасничать и изображать каких-либо животных, имитировать их голоса, петь. Большинство предполагают, что вокал - это всего лишь пение. Отчасти это так и есть. Если обратиться к множеству толковых словарей, существует достаточно много трактовок того, что собой представляет вокал. Что значит данное понятие с точки зрения, так сказать, музыкального научного подхода? В общем понимании – умение петь, владение голосом, искусство пения, способность выражать некие эмоции голосом на музыкальном уровне. Несмотря на то, что вокал подразумевает статику (спинка прямая, дыхание ровное и т.д.) нам всегда хотелось сделать этот процесс подвижным, интересным, чтобы у детей была цель, чтобы они точно знали, для чего они это делают и зачем им все это надо. Следовательно, с опытом работы мы стали понимать, что любой процесс и любая деятельность для детей интересней, если есть какая-то общая идея или сюжет. Так пришла идея создавать мини-сказки, музыкальные спектакли, мюзиклы, которые содержали бы в себе и конфликт и решение этого конфликта. Я сочиняю песни, стихи. Мною написано несколько музыкальных спектаклей и мюзиклов. Дети, играя в разных ролях, учились выражать и показывать себя через пение. А у кого больше развит интонационный слух, то этот ребенок мог петь и сольно. Кто-то хорошо и ритмично двигался – значит этим детям доставался какой-нибудь веселый танец. Кто-то очень хорошо читал стихи – и эти дети могли бы быть рассказчиками. Таким образом, всем доставались мини-главные роли. Такое внимание очень радует детей. А объединяющий сюжет, на наш взгляд, формирует целостность восприятия окружающего мира. И чтобы детям было еще интереснее играть предложенные роли, перед их созданием мы проводим опрос среди своих воспитанников: что на сегодняшний день им интересно? Какие образы сейчас актуальны для них? Кого бы они сами хотели сыграть? Всегда приятно смотреть, когда дети взахлеб, наперегонки начинают рассказывать о своих любимых героях или о недавно просмотренных мультфильмах… Изображают эмоциональные переживания и радость своих героев. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешивая в него как на стадии осознания и оценки, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Знания, полученные в Казанском Приволжском Университете по переподготовке профессии по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» в 2015 году, в том числе и от потрясающего педагога Людмилы Федоровны Блиновой, помог переоценить и расставить новые акценты в нашей работе. Речь шла о важности развития эмоциональной сферы ребенка и о том, что ребенок с неразвитой эмоциональной сферой не может считаться полноценным членом человеческого общества. Это и стало нашим кредо в дальнейшей работе.
Моя методическая тема: «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста в рамках музыкального театра в ДОУ»
Цель:
- развивать певческие навыки у детей, в том числе с использованием элементов «Фонопедической методики развития голоса» В.В.Емельянова;
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задачи:
1. Учить детей владеть голосовым аппаратом, в том числе дыхательной системой;
2. Вырабатывать культуру пения: вместе начать петь, вместе закончить, следить за качеством звука;
3. Добиваться максимальной эмоциональной отзывчивости в процессе театрализованных постановок;
4. Формировать у ребенка целостное восприятие окружающего мира.
5. Научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, не замыкаться в себе.
Эмоции играют большую роль в нашей жизни. Эмоции и голос - неразлучны. Порой они являются ключевыми в совершении чего-то нового. При исполнении музыкального произведения происходит обмен эмоциями, естественно, певец - ребенок должен хорошо понимать этот язык и уметь донести смысл исполняемого. Эмоциональное и психологическое состояние исполнителя - ребенка влияет на дыхательную функцию. Что является и оздоровительной частью в здоровьесберегающих компонентах жизни и здоровья ребенка. Умение правильно делать вдох развивает легочную систему и насыщает мозг кислородом. Правильный и активный выдох – укрепляет мышцы брюшного пресса и даже помогает снять стресс. Поэтому можно смело говорить, что в данном случае речь идет о явном положительном влиянии на здоровье детей в целом, в том числе и на эмоциональном уровне. Очень важно научить ребенка выражать свои эмоции при помощи слов, жестов и голоса.
На занятиях вокала мы, бывает, просто поем, поем лежа, громко говорим, порой даже кричим, имитируем звуки животных, предметов, делаем активные физические упражнения, работаем с голосом и эмоциями через мимику, жесты.
Было проведено исследование с детьми с четырех до семи лет на тему «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» под редакцией Урантаева Г.А. и Афонькина Ю.А. Обработка данных была в следующей редакции:
1. Как ребенок относится к сверстникам (ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; не охотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает).
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем это выражается и в каких ситуациях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам.
6. Как реагирует на успех и неудачу других.
При обработке результатов серий особое внимание обращалось не только на правильность ответов ребенка, но и на его мотивировку. Данные мы сопоставляли и делали некий вывод о сформированности эмоций, их влиянии на поведение самого ребенка.
Это можно увидеть в прикрепленном документе:
Первое полугодие: эмоциональное состояние неустойчивое, сопереживание у детей на низком уровне.

Второе полугодие: укрепляется способность сопереживания, сострадания и понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми.

Также был проведен вокал-мониторинг с детьми по трем направлениям, с помощью которых мы смогли определить развитие интонационного слуха, развитие ритмического слуха и развитие голосового аппарата.
Все это можно увидеть и сравнить в прикрепленном документе на диаграмме «Вокал»: в первое полугодие у детей наблюдалась пониженная восприимчивость к музыке, неактивно выражались переживания и чувства через пение.
Первые положительные результаты были замечены примерно через полтора месяца. Дети стали раскрепощаться. Стали проявлять интерес слышания музыки и исполнения того или иного сюжета, образа. Появилось умение чувствовать ритмические изменения в музыке при пении. Дети стали активно выражать свои чувства и эмоции. И это констатировалось повторным исследованием музыкальных возможностей и способностей у детей.

На сегодняшний день у нас за плечами есть ряд авторских работ, которые помогают в работе с ребятами:
1. «Приключения мышки или Хлеб – всему голова!» (Мюзикл на осеннее развлечение) 2014 год.
2. «Удивительный сон Маши» (музыкальный спектакль на тему Безопасное движение на дорогах) 2015 год.
3. «Чучелиная история» (музыкальный спектакль на осеннее развлечение) 2015 год.
4. Новогодний сценарий «В поисках новогоднего мешка» 2015 год (Опубликован во Всероссийском журнале «Музыкальная палитра» № 6 2016 год).
5. «Деревенская история» (мюзикл на экологическую тему) 2016 год.
6. «Сказочное счастье» (музыкальный спектакль на тему «эмоции») 2017 год.
В 2016 году было издано методическое пособие, в которое вошли мои авторские работы. Рецензировала это пособие Латыпова Р. И. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Института развития образования РТ).
Конечно, как и все артисты, наши воспитанники трудятся вместе с нами не просто так, а ради дальнейшего поощрения или одобрения на выступлениях. Это итог нашей общей с ними работы! Аплодисменты – яркий показатель того, что их работа была успешной! И несмотря на то, что каждое выступление, будь то концерт или спектакль, это, несомненно, стресс для любого выступающего, для меня лично в первую очередь, есть в этом и позитивные моменты: дети очень любят перевоплощаться с помощью ярких костюмов, изменяя голос или повадки. Очень радостно наблюдать, когда скромный в обычной жизни ребенок, начинает постепенно раскрываться под маской своего любимого героя! И ведь это очень важно!
Вот постепенно я и подвела к тому, с чего, собственно и начала. А начала я с того, что первична – все-таки любовь к детям! Ведь то, чем я сейчас занимаюсь с детьми, основано даже не на каких-то конкретных методических разработках, а скорее на наших взаимных интересах. Я стараюсь делать то, что было бы интересно прежде всего им, моим любимым, маленьким, самым главным критикам. А ведь любому педагогу очень приятно наблюдать, когда его деятельность, его идеи интересны и востребованы его воспитанниками! И такой тесный тандем возможен только при одном единственном условии –если есть любовь к детям! По-другому, я думаю, просто не получится!
И никогда нельзя забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и должен быть самим собой. Проявлять почаще свои эмоции, чтобы быть открытым этому миру. И наша задача как педагогов, научить ребенка выражать свои эмоции при помощи самого доступного и естественного средства самовыражения – при помощи собственного голоса, а потом уже и пения.

Прикрепленный файлРазмер
работы на сайт (1).docx61.68 кб
поисках новогоднего мешка.jpg44.51 кб
счастье.jpg30.94 кб