SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы Критическое мышление

JAmk-pJIg24

Методический семинар учителя истории и обществознания Спиридонова Дмитрия Алексеевича

«Формирование критического мышления школьников
в условиях обучения в сотрудничестве»

Актуальность.
Социально-экономические преобразования, происходящие сегодня в различных сферах российского общества, обусловливают реформирование рынка труда. Данные изменения затрагивают широкий спектр социальных вопросов, связанных с решением проблем адаптации выпускников школ к современным условиям жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Ученные считают, что более 25% тех видов деятельности, которые будут востребованы через 5 – 10 лет, сегодня еще не существуют, а те, которые есть, существенно изменятся. Именно поэтому от выпускников образовательных учреждений сегодня требуется новое мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность и владение навыками делового взаимодействия и сотрудничества. Я понимаю, что только при достаточно высоком уровне сформированности критического мышления, для моих учеников откроются достойные жизненные перспективы.
Однако, проведенные совместно с психологом диагностика и анализ практической деятельности моих учеников, свидетельствуют о том, что большинство из них не умеют реализовывать подобные компетенции даже в учебной деятельности. Оценка коммуникативных навыков подтверждает, что школьники имеют слабую мотивацию к эффективному взаимодействию в коллективе и рефлексии по поводу ошибок и недостатков. Анализ уровней критического мышления показывает, что учащиеся затрудняются делать логические умозаключения, устанавливать их последовательность, находить недостающую информацию и находить главную информацию на фоне избыточной.
Именно поэтому мной определена следующая методическая тема: «Формирование критического мышления школьников в условиях обучения в сотрудничестве».
Целью моей работы стало: сформировать у учащихся мышление, проявляющееся в нестандартных подходах к решению современных задач, посредством внедрения в образовательный процесс ТРКМ (технология развития критического мышления).

Задачи, которые я поставил перед собой, следующие:
 создать методический портфель по теории и практике изучаемого вопроса;
 создать условия для организации ученического сотрудничества (групповой, командной деятельности школьников);
 апробировать классические, современные и авторские приемы ТРКМ в учебное и внеучебное время.

История вопроса.
Среди ученых, которые занимались проблемой развития критического мышления с философской, психологической и педагогической точек зрения, можно отметить таких исследователей, как Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России данные исследования были начаты в 70-е годы прошлого столетия (М. Векслер, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, У.М. Мунчаева, В.М. Синельников, Л.А. Рыбак). Лишь в последние 10 – 20 лет задача формирования критического мышления учащихся привлекла внимание отечественных ученных, педагогов – практиков. Исследованиями критического мышления занималась Динара Марсельевна Шакирова. В своих трудах она связывала ТРКМ с проблемным и проблемно - компьютерным обучением. В трудах Виктора Александра Болотова значительное внимание уделяется техникам обучения, которые "размораживают" предшествующие методы обучения (критическая постановка вопросов, техника обучения в малых группах). Свои теории и практики вопроса ТРКМ они основывают на 3 – ёх фазах: вызов, осмысление содержания и рефлексия.
Понять психологические и в некотором роде философские аспекты коллективных, групповых, коллективных форм обучения мне помогла «Диалогическая концепция культуры» Михаила Михайловича Бахтина и Владимира Саломоновича Библера и труды Льва Семеновича Выгодского. Вопросам обучения в малых группах, обучения в сотрудничестве, способам взаимодействия между участниками образовательного процесса посвящены труды Антона Семеновича Макаренко, Василий Александрович Сухомлинского, Шалвы Александровича Амонашвили.

Практика вопроса.
В своей книге Елена Аркадьевна Генике «Ступени педагогического творчества» пишет о подрастающем поколении: «Они не знают, как принимать решение – иметь ли детей, делать ли инвестиции, поддерживать ли то или иное политическое предложение. Они не умеют выдвигать предположительные способы решения своих проблем. В общем, они не знают, как использовать свою голову» и предлагает термин «развивающая помощь», как альтернативу педагогике сотрудничества.
Углубляя смысл данного понятия, апробируя известные методики, я определил для себя, что для реализации моей цели необходимо выполнить ряд условий:
• изменение профессиональной позиции педагога: учитель должен стать координатором, а ученик партнёром;
• постоянное стимулирование желания к познанию, самообразованию через овладение учащимися приемами критического мышления;
• формирование коммуникативных навыков учащихся (сотрудничество через работы в малых группах, командах, сеть Интернет; создание групп единомышленников).

В своей работе я использую как известные, так и интерпретированные приемы технологии развития критического мышления. Они позволяют обучить школьников основным логическим понятиям: рефлексия – отрицание – критика – критичность – самокритика – аргументация – доказательство – опровержение – оценка – самооценка – оценочное суждение.
Широко в моей практике я использую опорные схемы Виктора Федоровича Шаталова, который воспринимал слово, как величайший ассоциативный раздражитель. Позволю себе сделать вывод о том, что «прародителем» многих современных приемов стали именно схемы Шаталова. Например, известный прием «Кластер», полюбившийся моим 6-7 – классникам, также как и опорные сигналы Шаталова, имеет цель систематизировать учебный материал. В то же время, он отличается неким «свободовидением» изучаемого материала.
В процессе преподавания я понял, что мои ученики нуждаются не столько в наращивании изучаемого материала, сколько в понимании взаимосвязей между казалось бы разрозненными знаниями (понятия, свойства, ассоциации и т.д.). Работа над Интеллектуальными картами в группе, команде позволила моим ученикам не только найти нестандартные пути решения и усвоить материал в целом, но и навести на мысль о новой нестандартной идее.

Используя прием «Инсерт», я в полной мере ощутил себя на уроке координатором. Так, на уроке истории в 6 – ом классе по теме «Древняя Русь» после прочтения и маркировки текста пометами, ребята называли одни и те же факты, но под разными интерпретациями. Одна группа утверждала, что они знали о том, что ….. Для других эта информация была новой и удивительной. Третьи сомневались в правдивости прочитанного. Образовались группы единомышленников, ребята спорили и с готовностью убеждали других. Также образовалась группа ребят, которые хотели знать об этом событии больше.
Прием «Бортовой журнал» является наиболее часто применяемым мной средством при изучении новой темы, когда изученный материал может стать отправной точкой. На мой взгляд, этот приём эффективнее использовать при работе в паре, нежели со всем классом. Для меня важно, чтобы ребята договорились между собой о том, кто будет капитаном, а кто помощником капитана. Понимая, что прием является все же прототипом устной формы работы, я нацеливаю учеников на то, чтобы они приняли общие, им понятные символы и знаки, сокращения словосочетаний, также в «Бортовом журнале» имеют место быть исторические примеры событий и социального взаимодействия.
Приемы «Инсерт» и «Бортовой журнал» находят свое отражение в приеме «Продвинутая лекция». На мой взгляд, их лучше применять после того, как ученики усвоили 1 – ые два приема.
Понимая, что к подросткам необходим некий «свежий», созвучный со временем подход, я заинтересовался баннерами, которые привлекают всеобщее внимание своей красочностью, лаконичностью и ироничными лозунгами. Я сопоставил их с плакатной продукцией, и моей новой находкой стала работа с мемами. Прием основан на сопоставлении событий и реплик к ним. Для того, чтобы ученику сделать надписи к мему, необходимо проанализировать события, либо событийный ряд и заполнить зоны для текста, вложив в них собственный смысл.
Сегодня на уроке была представлена программа для управления проектами небольших групп, разработанная Fog Creek Software – Trello. Программа позволяет структурировать, обобщать и обогащать работу в группах, используя сеть Интернет.
Все мои разработки представлены при помощи он – лайн сервиса Стена Падлет. Данная система позволяет собрать необходимый материал в один клик, т.к. поддерживает ссылки на любой формат документов. Сервис позволяет «пригласить» к себе учеников, родителей и коллег, обменяться информацией, расширить свои знания.

Заключение и итоги диагностики
Использование технологии развития критического мышления в условиях сотрудничества позволило мне:
 повысить интерес к предмету;
 повысить качество образования учеников.
Повторная диагностика показала значительное улучшение важнейших характеристик критического мышления: самостоятельность мышления, формулирование проблемы и нахождение выхода из сложившейся ситуации и принятие обдуманных решений. Важно отметить, что в процессе работы в группах у одних школьников проявилось умение проверять отдельные идеи на возможность их использования, а у других – негативное критиканство переросло в умение аргументированно критиковать. Важно отметить, что заниженная самооценка некоторых ребят повысилась, а ученики с завышенной самооценкой научились помогать своим одноклассникам и принимать чужое мнение.
Критическое мышление, безусловно, формируется логикой
жизни, зависит от природных способностей и склонностей, социальной среды и социального воспитания. Но все же основная роль в формировании критического мышления принадлежит педагогам.

Термины, которые могут пригодиться

Критическое мышление предполагает: навык рефлексии над
собственной мыслительной деятельностью, развитие навыков аналитической деятельности, умение работать с понятиями, суждениями,
умозаключениями, вопросами, способность оценивать те же умения у
других. Критическое мышление формируется как практическая логика, расположенная внутри и в зависимости от контекста рассуждения и рассуждающего субъекта
Сотрудничество в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н.А., с.106)

Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес школьников к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества
Команда – это группа людей, обладающая навыками эффективного взаимодействия взаимозаменяемости, совместно работающая для выполнения общей цели и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение.
Командная деятельность – это активный процесс при высоком уровне мотивации выполнения совместной работы для достижения общих целей.