SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе на тему: "Через тернии к звездам"

Le-Petit-PrinceMalenkiy-princ-Antuan-de-SentEkzyuperi-1943

“Per aspera ad astra”
(Латинская пословица)

Мой профессиональный путь учителя был определен с рождения. Моя мама работала в школе, папа был бизнес-тренером, поэтому любимой игрой была “школа”. В моем детском понимании самыми ужасными и строгими казались учителя физики и химии, а самыми добрыми – русского языка и литературы. Возможно, именно поэтому я долгое время хотела быть филологом. Мои сочинения зачитывались перед классом как одни из самых достойных, я выигрывала олимпиады по литературе и даже обучалась в школе-студии журналистики Марии Гаврииловны Шуваловой, но судьба распорядилась иначе.
В лицее имени Н.И.Лобачевского при КФУ я встретила таких педагогов, которые вызывали восхищение своими профессиональными качествами. Каждый урок проходил под девизом: “Ученик-это не сосуд, а факел, который нужно зажечь”. Педагоги намечали траекторию развития и предлагали вместе шагать по пути не только освоения знаний, но и первых личностных открытий. Думаю, что именно тогда я поняла насколько важна в обучении мотивация, что главный двигатель в познании – это интерес, живой, трепещущий, непредсказуемо развивающийся, который заставляет тебя сидеть долгими часами в библиотеке или у компьютера, по крупицам разыскивая необходимую информацию и на ее основе выстраивая собственную гипотезу.
Каждый наш учитель горел своим делом и стремился привить нам такую же любовь и исследовательский азарт. Особенно мне нравилось, что они выстраивали наши отношения на основе педагогики сотрудничества и называли нас коллегами. Сейчас уже, будучи учителем, я стараюсь сохранить тот высокий нравственный уровень отношений между учителем и учеником, который был заложен в лицее. Мои ученики первое время смущались, когда я обращалась к ним на “вы”, аргументируя свою точку зрения тем, что им еще не 30 лет, чтобы к ним так относились. А я же уверена, что именно такого рода отношения рождают уважение не только к учителю, но и друг к другу. Со временем, я стала замечать, что во время уроков они меньше перебивают друг друга, стараются услышать точку зрения другого и учатся аргументированно доказывать свою позицию.
Именно в лицее я встретила своего профессионального кумира - учителя истории. Она не только виртуозно владела программным материалом, но и помогала увидеть каждое историческое событие или историческую личность в контексте определенной культурно- исторической эпохи. Это позволяло почувствовать особый аромат времени, понять мотивацию действий исторических героев, осознать их высокие или низкие нравственные качества. Высокая эмоциональность и неустанная работа коллективной мысли на уроке – вот что потрясало. События давно минувших лет заставляли переживать всю гамму человеческих чувств. Только теперь я понимаю, что это были уроки нравственности, патриотизма и великого гуманизма, формирующие наши души и личности.
С особой теплотой я вспоминаю уроки по культуре. Наверное, именно они научили меня по-настоящему любить свою Родину. Анализируя строение православных храмов и дворцов эпохи классицизма, мы пытались увидеть русского человека и его душу, его цели и стремления. Ведь только понимая особенности менталитета, истории и культуры можно увидеть, как много тернистых путей прошла наша страна прежде чем достичь звездного пьедестала.
Помимо материала учебника по каждому периоду нам советовали фильмы, научные монографии, художественные произведения, которые помогали образно представить каждую историческую эпоху. К примеру, когда я хочу познакомить учеников 11 класса с личностью Иосифа Виссарионовича Сталина, кроме параграфа учебника, я вместе с ними пересматриваю сериал “Жена Сталина”,
Мне кажется, сегодняшним моим ученикам приходится преодолевать те трудности, которые мне были не знакомы. К сожалению, из их жизни уходит живое общение, которое легко заменяется социальными сетями и Интернетом, поэтому на своих уроках я стремлюсь разговорить их, завлечь их в дискуссию, дать почву для поиска и размышлений. Иногда наше общение выходит на такие философские темы, что потом некоторые остаются после уроков, чтобы поделится своими мыслями со мной. Для меня это самая высшая награда, если мои ученики смогут преодолеть навязываемые обществом стандарты поведения и начнут слушать себя, ведь как сказал герой философской сказки "Маленький принц" А.Сент-Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Прикрепленный файлРазмер
В.В. эссе.docx16.08 кб