SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы учителя истории и обществознания Сизой Вероники Владимировны

2

С 2016 года я являюсь учителем истории и обществознания ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ». Я обучаю 86 учеников, что составляет 64 % от общего числа учащихся школы.
В 2012 году я закончила Казанский (Приволжский) федеральный университет по направлению «История». На данный момент я являюсь магистром второго года обучения.
В процессе работы в Казанской школе № 172 я осознала необходимость детальной проработки теоретических вопросов педагогики и психологии обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, и в связи с этим прошла курсы профессиональной переподготовки в АНО ВО «Московский институт современного академического образования» по программе дополнительного профессионального образования «Тифлопедагогика с основами тифлопсихологии. Обучение и развитие детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС». Для совершенствования своих навыков, как учителя истории и обществознания я прошла курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программам «Актуальные проблемы изучения и преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях введения ФГОС ОО и ИКС» и «Развитие методического и тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «История» в условиях введения ФГОС ООО».
Я отношу себя к числу творческих учителей с активной жизненной позицией, и поэтому я использую весь свой энтузиазм для того, чтобы разнообразить изучение истории и обществознания в нашей школе. За 1,5 года работы, мною были проведены внеклассные мероприятия, такие как предметная неделя истории и обществознания, викторины по избирательному и экологическому праву, дебаты на тему строительства мусоросжигающего завода, исторический КВН, конкурс исторических плакатов, квест «Наши права» и выборы школьного президента, которые положили начало активизации работы школьного самоуправления.
Индивидуально-диференцированный подход в обучении детей-инвалидов по зрению и современные педагогические технологии помогают мне максимально раскрыть потенциал каждого школьника. С первых же месяцев работы в школе, я принимаю активное участие в тематических педагогических и методических советах, распространяю свой, пусть и небольшой опыт, на городских и республиканских семинарах(«Реализация ФГОС для детей с ОВЗ и детей с УО», «Образовательное пространство в школе для обучающихся с нарушениями зрения и их подготовка к успешной социализации», «Инклюзивное образование», «Общедефектологические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ОВЗ по зрению»), на городских и Республиканских конференциях и форумах («Форум молодых педагогов», «Августовское совещание молодых педагогов», «Эврика», «Организация работы с детьми и молодежью») , в профессиональных конкурсах (программа «Учитель для России», финал).  Итогом такой работы является рост процента качества обучаемости на 15% по сравнению с данными на начало учебного года.
Уравновешенность, умение находить общий язык с коллегами, детьми и родителями учащихся помогают мне создать комфортный психологический климат в классном коллективе, успешно развивать творчество среди учителей-классных руководителей, поскольку с сентября 2017 года я являюсь руководителем ШМО классных руководителей.
Совместный труд учащихся и меня, как учителя, находит свое отражение в успешных результатах итоговой аттестации выпускников школы. Процент выпускников, получивших положительные отметки за ЕГЭ по истории и обществознанию увеличился на 20% по сравнению с 2015-2016 учебным годом. Процент поступления в высшие учебные заведения среди сдавших историю и обществознание составляет 86%.
На уроках истории и обществознания я стараюсь придерживаться принципа, описанного известным педагогом XVIII века, Федором Ивановичем Янковичем де Мариево: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.» Именно проблема понимания учащимися сущности исторических процессов и вопросов гносеологии стоит в моей профессиональной практике на первом месте. При сдаче ЕГЭ или при подготовке к олимпиаде от школьника требуется не только знание предмета, но и навыки его применения, анализа и апробации. Благодаря сплоченному коллективу единомышленников нашего школьного методического объединения, для решения этой проблемы я приняла решение апробировать существующие интерактивные методы на предмет пригодности их для использования с детьми III-IV вида, а также для детей с множественными нарушениями.
Работа по данному направлению является многогранной и перспективной как для учителя, так и для учеников.
В связи с этим определилась моя методическая тема: «Применение интерактивных методов на уроках истории и обществознания для детей с ОВЗ». Изучив и проанализировав литературу по данной теме, я пришла к выводу, что особенно значимыми по своему содержанию и анализу практического использования данного метода являются труды Екжановой Е.А. «Основы интегрированного обучения», статья Малофеева Н.Н. «Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции» и статья Тимофеевой Т.Б. «Особенности дистанционного обучения незрячих детей».
Внедрение ФГОС ООО на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.
В традиционной организации учебного процесса форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода. Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.
Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:
1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.
2. Обучающиеся лучше учатся, если учитель активно поддерживает их способ усвоения знаний.
3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если учитель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. На мой взгляд, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов.
В процессе применения интерактивных методов в образовательном процессе я столкнулась со следующими трудностями :
незнание содержания метода;
неумение применять его на практике;
непонимание места метода в структуре занятия;
неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.
Интерактивные технологии можно считать интегрирующими. В них обобщены наработки многих технологий: они обеспечивают и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в состав интерактивных технологий, я могу выбрать те, которые близки лично мне.
Главная цель, которую я ставлю перед собой на уроке - это создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между мной и учеником, между самими учениками. Во время урока, где я использую ту или иную технологию интерактивного обучения, я вижу включенность в процесс познания всех учащихся без исключения. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На уроках истории и обществознания я использую индивидуальную, парную. и групповую работу, проектный метод и ролевые игры. В процессе игры школьники взаимодействуют, и, используя групповой опыт, достигают более высокого результата.
Иногда у меня возникает трудность превращения урока в театр одного актера. Я понимаю, что моя задача стоит в создании условий для инициативы учащихся и моя активность должна уступить место активности школьника. Вместо транслирования информации я выполняю функцию помощника в работе, организатора такой работы, говорю что делать, но часто не говорю как это делать.
Моя роль, как учителя, на уроках с применением интерактивных методов перестаѐт быть центральной, я лишь регулирую процесс и занимаюсь его общей организацией, заранее подготавливая необходимые задания и формулируя вопросы или темы для обсуждения в группах. Во время урока я не сижу в стороне, занимаясь своими делами, а консультирую, контролирую время и порядок выполнения намеченного плана. Учащиеся вынуждены обращаться к своему социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения воспитательных и учебных задач я использую следующие интерактивные формы:
круглый стол (дискуссия, дебаты);
мозговой штурм (брейнсторминг, мозговая атака);
деловые и ролевые игры;
case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
мастер классы.

Но наиболее актуальными и используемыми в моей практике являются следующие формы работы:
⦁ Mind map или карты ума (Уроки обществознания в начале изучения блоков «Экономика», «Право», «Политика»)
⦁ Техника «Вспышка» ( Характеристика исторического деятеля)
⦁ Мозговой штурм (Уроки открытия нового знания)
⦁ Case study или кейс-метод (Феодальная раздробленность, Альтернатива
⦁ Дебаты («Реформы Александра II имели прогрессивный характер», «Петр I прорубил окно в Европу», «Опричнина Ивана Грозного была закономерна», «Строительство мусоросжигающего завода»)
⦁ «Мягкая посадка» ( В начале урока)
⦁ «Шесть шляп» ( «Политические партии»)
⦁ «Карточный опрос» (Уроки повторения и обобщения)
Интерактивные методы используются мной не только во время проведения уроков, но и во время проведения республиканских исторических и правовых турниров, Зимних и весенних школ по обществознанию Юридического факультета КФУ, а также во время учебно-тренировочных сборов, проводимых Республиканским олимпиадным центром МОиН РТ.

Прикрепленный файлРазмер
В.В.ОПЫТ РАБОТЫ.docx3.32 Мб