SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы учителя биологии Кабировой Мадины Абдувалиевны

20170303_093858 (1)

Описание опыта работы учителя биологии
Кабировой Мадины Абдувалиевна

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Эдуард Асадов

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. А основная цель современного образования – воспитать личность, которая способна быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а также сформировать у учащихся желание постоянно самосовершенствоваться и занимается самообразованием. Достижение этих целей я вижу возможным через эффективное построение учебного процесса с применением проектной деятельности, применение современных технических средств обучения и новых методик обучения.
Учителем биологии в Школе № 70 я начала работать в 2015 году, после окончания К(П)ФУ (с отличием), общий педагогический стаж составляет 2 года.
Как учитель, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать природные богатства природы Земли, России, показать экологические проблемы и представить возможные пути их решения, представить ученикам хозяйственную деятельность человека). На мой взгляд, не менее важно и ценно показать практическую ценность и необходимость применения в дальнейшей жизни. Покидая стены школы, дети должны не только уметь грамотно говорить, активно владеть богатством устной и письменной речи, но и мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Моя методическая тема – организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, как средство достижения метапредметных результатов обучения.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках биологии. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями, родителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Современные учителя рассматривают их, как эффективное средство повышения заинтересованности в обучении, способное повлиять на качество образования и расширить поле информационных ресурсов. На сегодняшний день они становятся основой современного образования.
Основная моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Использование новых педагогических технологий на уроках биологии и во внеурочное время мне в этом помогает.
Современные педагогические технологии и их отдельные элементы позволяют мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
На своих уроках мною используются следующие современные образовательные технологии:
• групповые технологии (работа в парах, в группах);
• технология встречных усилий (критического мышления);
• проблемно-поисковое обучение;
• творческая и самостоятельная работа;
• технология использования игровых методов;
• здоровьесберегающие технологии;
• ценностно-ориентированные технологии;
• дифференцированное обучение;
• технология личностно-ориентированного обучения, учет принципа
индивидуального подхода.
Начиная с пятого класса эффективна работа в группах. В среднем звене актуальны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше найдет, назовет биологических объектов…). Особо нравятся ученикам игры, популярные на телевидении. Например, в пятом классе проводилась викторина на тему грибы, в формате программы «Своя игра». В шестом классе мною проводились дебаты «Открытый микрофон», на которых ученики высказывали свое мнение, по поводу экологической ситуации в городе.
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на разных этапах урока.
При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (4 человека): учащиеся проверяют выполнение работы по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное задание было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на определение, например, биосинтез белка, затем составляется коллективная таблица по данному вопросу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.
Сегодня актуально внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, ведь современное поколение не представляет свою жизнь без них. На уроках биологии мною показываются фрагменты презентаций, научных фильмов, что способствует нравственному и эстетическому воспитанию.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие урока, повышает интерес учащихся («Почему мы моем руки перед едой?», «С какой целью многие птицы покидают места гнездования?», «Стоит ли использовать в сельском хозяйстве минеральные удобрения» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности. Проблемное обучение тесно связано с проектной деятельностью.
Особое значение для меня имеет проектное обучение и исследовательская деятельность: детям на уроках биологии предлагается создать мини-проект на определенную тему, который может со временем перерасти в долгосрочный проект. Ученики с моей помощью намечают план работы, подбирают материал, создают презентацию и защищают ее на уроке. Такой подход позволяет применить знания, полученные на уроке уже на практике и видеть конечный результат.
Подобный подход к обучению дает практические плоды. Ребятами под моим руководством разработано и реализовано несколько проектов. Данные проекты выставлялись на конкурсы «Планета молодых», «Форум юных граждан», «Я-гражданин России», где получили высокую оценку экспертов.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках биологии дает высокие результаты:
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Сегодня современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, чтобы обеспечить право ученика на качественное образование.
Считаю, что учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Для этого разработана целая система профессионального роста учителя: курсы повышения квалификации, обучающие семинары, конференции, коучинги, мастер-классы, познавательные экскурсии. Я с интересом участвую в этой деятельности, чтобы повышать свой профессионализм, приобретать опыт, соответствовать современным тенденциям образования.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы учителя биологии.docx22.42 кб

Комментарии

Мадина Абдувалиевна,Вы большой молодец!Желаем Вам успехов,достижения желаемых результатов!У Вас все получиться

Рузиля.

Большое спасибо!

Кабирова М.А.