SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

обобщение опыта работы

IMG-20180111-WA0001

Стратегическая задача образования – конструировать воспитательные

системы так, чтобы личность получала запас интеллектуальных и нравственных сил, не только необходимых для того, чтобы адаптироваться,

“вписаться” в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для

того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе.

Мировая история становления образования свидетельствует о том, что в основе образовательных традиций лежит исторически сложившийся способ формирования, развития и воспитания санкционированных обществом социально значимых качеств личности, т.е. общественный способ социализации подрастающего поколения, воспитание социального характера.

Традиционно в России первостепенной задачей наук, связанных с воспитанием, было формирование нравственных черт характера. Социальная и психолого-педагогическая сущность характера – сложное явление. В данном пособии мы не претендуем на развитие понимания и классификации характеров. Это сделано многими отечественными и зар убежными психологами. Свою задачу мы видим в том, чтобы осмыслить вопросы становления характера в аспекте современного образования и воспитания нового поколения российских граждан.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом. Проблема формирования ценностных ориентаций подростков всегда была актуальной в исследованиях философов и педагогов. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют философские, психологические и педагогические теории деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Э.Г. Юдина; теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития И.С. Кона, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, А.В. Волохова, В.Г. Бочаровой, В.Г. Рындак, Ф.Ш.Терегулова. Принципиальное значение также имеют работы, в которых рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций личности в различных сферах жизни, деятельности, в социокультурной среде Н.Ф. Басова, О.С. Газмана, И.П. Иванова, А.Л. Журкиной, В.А. Караковского, А.Г. Кирпичника. Р.А. Литвак, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, В.А.Сухомлинского.

В начале третьего тысячелетия российское общество кризисом в духовной сфере, который связан с утратой традиционных нравственных ценностей, нарушением моральных норм и правил. Поэтому формирование ценностных ориентаций подростков приобретает в современном обществе особую актуальность.

С начала совей деятельности классного руководителя я очень много узнала о своем классе. К 8 классу ребята раскрылись с совершенно разных сторон лидерские качества, творческий, интеллектуальный потенциал значительно выросли. С 5 класса реализуются различные программы «Дорога добрых дел», «Мой мир», «Мы выбираем здоровье». В рамках программ проходят творческие проекты: мюзикл «Брысь! Или истории кота Филофея», участие в конкурсе классный марафон, ежегодное участие в смотре строя и песни, дни здоровья, семейные гостиные.

Анкетирование, работа школьного психолога, личные наблюдения и регулярные беседы с детьми показали, что на первое место выходят такие показатели как «общение с ровесниками», «стремление показать себя взрослым», «веселый», «доверие другу», «физическая сила». Во втором порядке находятся такие качества как «умный», «трудолюбивый», «хорошая учеба», «ответственность».

Вышеизложенное помогли определить цель и задачи воспитательной работы с детьми в 8 классе.

Цель:

создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся;

воспитание активной гражданско-патриотической позиции.

Задачи работы:

Образовательные:

формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;

обучение ведению споров, решению конфликтных ситуации;

вырабатывать алгоритмы выполнения поручений.

Развивающие:

развитие в классе дружеских отношений, взаимопомощи, взаимоподдержки;

развивать умение работать в коллективе, в команде;

развитие культуры общения.

Воспитательные:

прививать важность общественных норм, правил, традиций;

организация творческой, личностной, общественно значимой деятельности;

разъяснение важности каждого человека в жизни коллектива.

Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально определяют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Рисунок 1. Модель становления ценностных ориентаций

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении. Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения.

Проведенное канд. психол. наук А.В. Фокиной исследование ценностно-нравственной позиции современных подростков показало, что духовные ценности у большинства играют второстепенную роль. Им свойственна нацеленность на легкость и беззаботность жизни, желание быстрого, практически мгновенного удовлетворения собственных нужд. В исследовании также была обнаружена тенденция подростков к восприятию собственной личности как особой, превосходящей все остальные, уникальной и неприкосновенной, которой все позволено. Этот феномен особого личностного эгоцентризма, неучета равноценности бытия всех людей, сфокусированность на себе в сочетании с описанными выше говорит о насущной необходимости организации работы по формированию ценностных ориентаций современных подростков.

Учитывая все особенности развития детей в 14 лет, поставленных целей и задач, опираясь на данные анкетирования и наблюдений нами была разработана программа «Искусство маленьких шагов».

Программа включает в себя ряд направлений и проектов, реализуемых в нашей школе: «В здоровом теле здоровый дух», «Дипломатический клуб», «Школа мадрихов», предметные объединения. Также разработана серия классных часов: (см. Приложение 1)
Формы работы с обучающимися
Индивидуальная: беседа, дискуссия, консультация, обмен мнениями, совместный поиск решений, диагностика, тестирование, анкетирование.
Групповая: творческие группы, классные часы, тренинги.
Коллективная: конкурсы, соревнования, концерты, игры, трудовые акции.
Функции классного руководителя
Организационно-координационная:
• связь образовательного учреждения с семьей;
• консультации, беседы с родителями, родительские собрания;
• взаимодействие с педагогами, организация образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося;
• организация воспитательной работы через классные часы, советы класса;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся;
• предупреждение опасности для жизни и здоровья воспитанников.

Коммуникативная:
• регулирование межличностных отношений между учащимися;
• установка взаимодействия между педагогами и учащимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
• организация помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

https://infourok.ru/metodicheskaya-tema-na-uchitel-goda-2341098.html

Прикрепленный файлРазмер
часы.doc29 кб
становления ценностных ориентаций.doc29 кб
IMG-20180111-WA0001.jpg66.69 кб