SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Через тернии к звездам»

-1

«Через тернии к звездам.»
Осень, прекрасная пора, моё любимое время года. Для кого-то лето, для других зима, а для многих весна. Моя же пора - это осенняя желтая, хрустящая листвой, немного сохранившая тепло лета, прекрасное время года, немного поэтичная, немного грустная. Иду знакомыми улицами и переулками. Мой путь лежит в мою любимую школу и не просто школу, а в Казанскую кадетскую школу–интернат имени Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова, к моим мальчишкам. Сегодня первое сентября, мы не виделись почти два месяца, а для меня это большой срок, за это время я уже успел по ним соскучиться, поэтому мой шаг чуточку быстрее, чем обычно. Новый учебный год, новые переживания и открытия, успехи и разочарования, всё это впереди и мы будем их вместе делить и идти уже намеченным для нас всех путём «Через тернии к звездам».
Оглядываясь назад и думая о прошлом, я нисколько не сожалею о выбранной мною дороге, по которой мне пришлось пройти, в качестве учителя, педагога и наставника.
Всё это началось в 1985 году, когда мне посчастливилось стать курсантом высшего военного общевойскового училища. Там, в стенах одного из лучших военных училищ страны, постигая азы военной науки, мне внушали, что мы курсанты не только будущие командиры, но и прежде всего наставники и учителя для своих подчинённых. Что нам придётся не только обучать солдат военным наукам, но и порой возвращаться к школьной программе. Вспоминаю слова одного хорошего преподавателя, подполковника Задорожных, весёлого и в то же время очень требовательного офицера: «Офицер - педагог-универсал, который должен знать всё, мог бы ответить на все вопросы и обучить всему, ведь в армии у солдата есть только один педагог - его командир!».
Надолго запомнились мне эти слова, и в тяжелые времена армейских будней не раз приходилось подтверждать их на практике. Для своих подчинённых я и стал тем командиром, наставником и учителем. Учился сам, постигая военную науку, учил своих подчинённых; порой не гнушался советами и наставлениям своих подчинённых. Так год за годом в учебных полях и классах воспитывая солдат, совершенствовался мой профессионализм. Они для меня были смыслом того, что я делаю, и, достигая тех или иных вершин, я всегда, говорил им спасибо, за очередное звание или должность, напоминая, что и в моих успехах и не удачах лежит их заслуга и труд. Продвигаясь по карьерной лестнице, я всегда старался найти время для самообразования: учился у офицеров различных родов войск артиллеристов, зенитчиков, танкистов, проявляя интерес ко всему, что помогло мне в дальнейшем поступить и закончить военную академию, получить очередные должность и звание, а в дальнейшем самому стать преподавателем сначала военного училища, а затем и военной академии. Уйдя на преподавательскую должность, понял, что нашёл своё призвание, хотя вначале, не всё было гладко, как хотелось бы, но опыт, приобретённый в войсках, помог мне обрести себя в новом качестве.
Прошел и этот этап моей жизни; время, оно как песок, незаметно прошло сквозь пальцы, и наступил очередной виток в моей жизни: увольнение в запас, здоровье - как и годы дали о себе знать.
После ухода на пенсию встал вопрос: куда податься отставному полковнику - трудно сказать, хотя поначалу все казалось замечательно: нет этих бессонных ночей и тревог, выходные и праздники дома, с семьёй. Вроде бы работа нашлась в охранной организации, но нет, не моя эта натура целыми днями сидеть за монитором охранной системы и ходить осматривать подведомственный объект. Наступило чувство одиночества и пустоты, как будто бы лишился чего-то родного. Тоска по армии, по своим подчинённым всё больше одолевали моим подсознанием, ведь я человек действия, а не пустые посиделки в коморке, не мой это характер!
Как-то в один из вечеров, и после полутора лет такой работы в охранной организации, к нам зашла мама с сыном-кадетом. От них я узнал, что в Казани есть кадетская школа. Не раздумывая ни одной минуты, на следующий день я попал на приём к директору этой самой школы. И вот я снова в строю! В строю армии кадетского братства Российской Федерации, настоящего и будущего нашей страны.
Должность преподавателя-организатора давалось мне нелегко, ведь это не солдаты и не курсанты, где только «равняйсь и смирно» - это же дети! Так мне сказал в своё время завуч школы; здесь нужен свой подход, свой ключик к каждому ребенку. Через многое мне пришлось с ними пройти, вместе делили и радость, и победы, и горесть поражения, и неудач, вместе как одна большая семья. Мои мальчишки - это дети, которые растут в неполных семьях, со своими трудностями и невзгодами, и мы офицеры-воспитатели даём им своё тепло и отцовскую поддержку. На уроках и после них я учу своих детей всему, что им будет необходимо в жизни, помогаю, наставляю, делюсь богатым опытом службы в армии. Вижу, как им интересно заниматься и постигать военные науки. Меня окружает большое количество детей разного возраста, с разными характерами, но их объединяет одно: им не хватает внимания, любви, заботы и востребованности. К сожалению, не все у нас получается гладко: практически почти каждый год мы теряем одного или двух кадет - их забирает улица, и часто дальнейший путь их заканчивается в школах закрытого типа. Начинаешь терзаться вопросами, где-то что-то не доработано, не доделано, и уход каждого из мальчишек на путь преступления - это как оторванный кусочек частицы самого себя. А ведь сколько их могло быть, если бы не наша кадетская школа, только эта позиция даёт небольшое, успокоение. Как-то в военно-патриотическом лагере, в один из утренних часов мы рыбачили на речке с кадетами. Утро, речка, птицы поют, мальчишки радуются каждой поклёвке, а один из них сказал мне: «Ренат Равильевич, когда папа не пил водку, мы часто с ним ходили на рыбалку, потом он спился, часто бил маму и ушел из дому. Я не хочу быть как мой отец, помогите мне стать человеком». И помогли все вместе, помогли одной дружной и большой семьёй, семьёй под названием «Кадетское братство». Сейчас он курсант артиллерийского училища, будущий офицер. Сколько таких прошло за эти годы-не сосчитать! Через слезы, ругань, внушения и личный пример помог, помог стать не обязательно офицерами, а главное людьми. Став педагогом, я почувствовал, как будто открылось второе дыхание, ушли все болячки, я вновь почувствовал себя молодым.
В этом году у меня полноценный выпуск тех, кого я взял пятиклашками и довёл до 11 класса. Из нескладных, шаловливых и замкнутых, неуверенных и плаксивых пацанов получились крепкие, сильные мужчины, со своими жизненными интересами, которые уверенно смотрят в будущее, большинство из которых готовы посвятить свою жизнь защите своей страны. Я рад за своих учеников и уверен, что из них получатся достойные сыны своей Родины!
Спешу в мою школу, радуюсь осени, и новыми начинаниями с новым учебным годом, с новыми мальчишкам, моими кадетами. Ведь нам нужно столько сделать, так много успеть и многое достичь, а главное пройти вместе весь тернистый путь к новым звёздам.
Я прошёл долгий и нелегкий путь от командира мотострелкового взвода, роты, батальона до начальника отдельной мотострелковой бригады, обучал курсантов военного училища и офицеров военной академии, но только здесь, в стенах кадетской школы, я наконец понял, где происходит становления будущих защитников Родины, где зажигаются звёзды на офицерских погонах, где мальчики становятся настоящими мужчинами и звездами будущей нашей страны, а вместе с ними зажигается и маленькая теплая звёздочка в моём сердце за успех каждого из моих мальчишек!

Можно дополнить: Порою оглядываешься назад и думаешь, неужели это все происходит со мной?.. Каждый мой рабочий день пролетает незаметно, стремительно. Меня окружает большое количество детей разного возраста, с разным характером, но их объединяет одно – им не хватает внимания, любви, заботы и востребованности. Моя энергичная жизненная позиция – это зажигать детские сердца, дарить им радость и уверенность в завтрашнем дне. Ведь только уверенной учительской рукой мы приведем детей к успеху.
“Да! Я –счастливый человек. Я учитель, я занимаюсь любимым делом –воспитываю детей, обучаю подрастающее поколение”
Мы радуемся их победам и вместе с ними огорчаемся, если что-то не получилось. Конечно, было бы прекрасно, если бы из школы выходили великие учёные, исследователи, философы и мыслители. Но задача учителя, на мой взгляд, состоит в другом – подготовить маленького человека к жизни, помочь стать ему в будущем хорошим специалистом, хорошим отцом или матерью, да просто хорошим, честным, порядочным человеком.

Прикрепленный файлРазмер
тернии к звездам.docx20.58 кб