SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

И снова об оценивании достижений при безотметочном обучении в условиях дополнительного образования

 на занятии

Современное образование в качестве активно используемых средств оценки результатов обучения в системе образования в условиях ее модернизации используют: тестирование, модульная и рейтинговые системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование считается одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули. Рейтинговая система удобна, если не устраивает традиционная пятибалльная система и есть необходимость дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. По мнению специалистов, модульно-рейтинговая система снимает противоречия в контроле знаний обучающихся; способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения [1].
Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения [2]. По моему мнению, смысл именно учебного портфолио сводится к тому, чтобы показать все, на что ребенок способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.
В условиях дополнительного образования использование всех вышеперечисленных средств оценки результатов обучения нет просто необходимости. Если тестирование, мониторинг логично вписываются в систему дополнительного образования, то модульно-рейтинговая система, учебное портфолио требуют серьезной подготовки для активного использования и, наверное, даже определенной доработки.
Если рассматривать оценивание достижений обучающихся начальной школы, то возникает необходимость использования методов оценивания, связанных с безотметочным обучением. Система образования активно использует такие методы как «Лесенка достижений», «Волшебные линеечки», «Светофор», «Листы индивидуальных достижений», «Листы наблюдений» и др.. Таким образом, процесс выявления результатов учебной деятельности в условиях школы четко отработан. Система дополнительного образования имеет свои особенности и поэтому вопрос оценивания достижений остается одним из неопределенных. Обычно, если существует, хоть малейшая возможность, педагоги дополнительного образования оценивают по школьным параметрам. Чаще всего результативность обучающихся оценивается по количеству и качеству их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях, олимпиадах. Грамоты и Дипломы «копятся» в Портфолио. На первый взгляд, все логично и наглядно. Но данный способ оценивания имеет существенные недостатки. Во-первых, у детей разные исходные возможности освоения материала, полноты его усвоения. Во-вторых, трудно поддерживать индивидуальность в массовых мероприятиях. Не каждому дано активно участвовать и побеждать. Конечно, нельзя исключать и этот способ оценивания достижений, но, наверное, увлеченность, желание заниматься и в будущем профессиональный выбор, можно считать главным достижением. В объединении технической направленности Центра внешкольной работы авиастроительного района активно применяется организация виртуальных выставок для оценивания достижений. Продолжением виртуальных выставок явилась идея организации конкурсных мероприятий (на первом этапе в пределах ОТТ), посвященных памятным и юбилейным датам. В 2017 году подведены итоги конкурса «Космические фантазии», посвященного дню космонавтики и 60-летию запуска первого искусственного спутника земли. Победители награждены дипломами, а часть участников получила грамоты как «за активное участие» (оформили несколько работ по теме), так и «творческий подход».
Какими бы ни были инновации, они не могут развивать только умственные способности. Цель вводимых инновационных средств оценки достижений обучающихся ориентирована, прежде всего, на личность обучающегося, на его гармоничное развитие. Целью введения как инновационных средств оценивания, так и традиционных должна стать уверенность ребенка в себе и собственных силах.
Литература:
1. Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс] // http://mgimo.ru/science/
2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004.

Комментарии

«Если педагог имеет только любовь к делу,он - хороший учитель. Если педагог имеет только любовь к ученику,
как отец и мать, - он лучше того учителя, который прочел все книги. Если педагог соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он - совершенный учитель». Л.Н. Толстой.

Галина Боброва