KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Из опыта работы учителя истории Ковенко Д.Д.

419367

«Формирование предметных компетенций учащихся на основе активных форм обучения в рамках подготовки к олимпиадам»
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущими и определяющими могут быть экономические, внутриполитические или внешнеполитические факторы.
В соответствии с требованиями современного образования у учащихся должны быть сформированы знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии, системные исторические знания, понимание места и роли России в мировой истории. В процессе работы с историческими источниками учащиеся должны овладеть приемами работы, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике, сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
Культурно-исторический стандарт выделяет следующие предметные компетенции, которыми должны овладеть учащиеся:
• картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии;
• навыки описания исторических событий и личностей;
• знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода.
Актуальность темы обусловлена пристальным вниманием государства к развитию интеллектуального потенциала России. Переход от знаниево подхода к компетентностному позволяет в полной мере раскрыть интеллектуальные способности учащихся, их одаренность.
Для того чтобы определить цель и задачи работы учителя в современных условиях нужно обратиться к понятию одаренности, которое имеет множество значений. Так, Большой толковый словарь под редакцией Кузнецова С.А. дает следующее определение: «Одаренность - это системное, развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». На развитие одаренности оказывают влияние следующие факторы:
1. наследственность;
2. социальная среда;
3. активность ребенка, выраженная в различных видах деятельности.
Ученые Г.И. Росолимо, Ф. Гальтон, А.И. Савенков в своих исследованиях выявили следующие черты одаренного ребенка:
1. наличие сформировавшейся системы ценностей;
2. установление высоких требований к себе и окружающим;
3. отсутствие четкой грани между реальностью и фантазией;
4. развитое чувство юмора;
5. умение решать задания опережающего характера;
6. чрезвычайная восприимчивость к окружающей обстановке.
Данные критерии дают общую характеристику одаренности, не раскрывая ее особенностей в различных предметных областях. Имеющийся опыт работы учителей и психологов рекомендует начинать выявление развитых детей на ступенях начального образования. Из рассмотренных нами педагогических разработок, направленных на выявление одаренности ребенка в начальном звене, наиболее удачной, на наш взгляд, является методика «Карта одаренности». В основе данного метода, составленного Савенковым А.И., лежит принцип анкетирования, который помогает достичь следующих целей: непосредственное выявление одаренности учащегося и степени ее сформированности. Лист анкетирования состоит из 80 вопросов, систематизированных по десяти самостоятельным областям деятельности ребенка. Результаты ответов учащихся определяют область одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Тесное сотрудничество с учителями начальной школы позволяет мне грамотно выстраивать работу с одаренными учащимися, начиная с 5-го класса.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020г., деятельность педагога в рамках работы с одаренными детьми должна преследовать следующие цели:
1. реализация личностно-ориентированного педагогического подхода;
2. создание системы развивающего образования;
3. применение принципа разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
4. интеграция учебных дисциплин в учебном процессе.
В современной педагогике существует большое количество методов, ориентированных на разные предметы и формы подачи материала. Бесспорно, все они вовлекают детей в процесс учебной и творческой деятельности. Но не все они могут быть эффективными с точки зрения усвоения информации, формирования предметных компетенций. При подготовке учащегося к олимпиаде по истории необходимо использовать те педагогические методы, которые способствуют усвоению и анализу большого объема информации.
Из вышесказанного следует цель, стоящая перед учителем при работе с одаренными детьми в процессе подготовке к олимпиаде: выработать систему олимпиадной подготовки учащихся, применяя современные методы, формы и приемы, направленные на формирование предметных компетенций с учетом анализа интеллектуальных и психических возможностей учащихся, мотивации к учебной деятельности.
Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. По мнению известного педагога М.Н. Скаткина, «метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил». Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства для ее достижения, ожидаемый результат.
Обычно учитель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Существуют различные основы для классификации методов. Например, в 60-70-е гг. были выделены методы на основе логических операций — индуктивный, аналитический и др.; по дидактическим целям — методы изучения материала, закрепления, проверки знаний.
В обучении истории дидактики методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. В целом все они ведут к двум подходам: репродуктивному и продуктивному, на основе которых выстраивается методологическая база при подготовке ученика к олимпиадам по истории.
Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, выполняемые для достижения конкретных результатов и выраженные в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Форму обучения можно определить как совокупность образовательных технологий, создающих культурно-образовательное пространство. В связи с введением ФГОС, появлением культурно-исторического стандарта путем обновления учебно-методической базы и оптимизации программы исторического образования происходит пересмотр ряда тем, включение исторического источника в повседневность урока.
В связи с такими переменами мною были проведены исследование и ряд экспериментов с целью выявления степени овладения предметными компетенциями учащимися и определения эффективности применения наиболее активных форм обучения в рамках подготовки к олимпиаде.
Если обратиться к международным исследованиям Piza, которые проводят диагностический мониторинг обученности учащихся, мы увидим, что зафиксирован низкий уровень читательской грамотности. Историческая наука базируется на историческом источнике и имеет схожий методический аппарат с предметной областью «Литература», а некоторые олимпиадные задания по истории (оцениваемые высоким баллом) носят межпредметную связь, поэтому читательская грамотность является одним из основных факторов формирования предметных компетенций. На основании изученного опыта и подходов оценивания Piza мною было разработано диагностическое задание по истории, направленное на работу с текстом и выявление уровня сформированности читательской грамотности учащихся (см.приложение № 6).
Данное задание было выполнено учащимися 9-х классов (66 чел.) СОШ № 72 Советского района г. Казани.
Из диаграммы видно(см. приложение № 1), что количество учеников, выполнивших задание полностью, невелико. Это обусловлено тем, что читательская грамотность и навык работы с источником у большинства ребят не сформированы. Данный факт оказывает негативное влияние на процесс формирования предметных компетенций.
Одной из интерактивных форм по погружению учащихся в предмет, привлечению к проектно – исследовательской деятельности, мотивации на достижение высоких результатов является участие в летней профильной смене, разработанной по авторской программе. Участники смены - учащиеся 8-11-х классов школ РТ, ставшие победителями и призерами олимпиад по истории и обществознанию различного уровня. В рамках проведения эксперимента учащимся было предложено ответить на вопрос анкеты: «Какие олимпиадные задания вызывают у вас трудности?»
1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом.
2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.
3. Работа со схемами.
4. Работа с терминами.
5. Работа с текстом.
6. Задания по работе с иллюстративными источниками.
7. Задания на анализ исторического источника.
Ответы, представленные в диаграмме(см. приложение № 2), позволяют сделать вывод: для решения оказались сложными группы заданий, связанные с работой по тексту, анализом исторического источника и задания по работе с иллюстративными источниками.
В результате экспериментов был выработан комплексный подход по созданию системы работы для подготовки к олимпиаде и развитию предметных компетенций на уроках истории, который включает:
1. Проблемный этап – это подбор методов, форм и стратегии взаимодействия учителя и ученика; определение уровня интенсивности занятий и принципов работы.
Элементы этапа:
 срез знаний по предмету;
 разработка индивидуального плана;
 назначение времени занятий и консультаций.
2. Информационный этап – формирование представлений учеников о роли и месте олимпиад в системе образования.
Элементы этапа:
 разбор типов и структуры олимпиадных заданий;
 объяснение критериев оценивания;
 определение круга олимпиад, в которых будут принимать участие учащиеся.
3. Методический этап – формируется комплекс учебно-методических пособий (индивидуальный) и подбирается перечень тренировочных заданий общего и углубленно-индивидуального направления.
Элементы этапа:
 Обзор учебной литературы;
 формирования банка заданий;
 создание примерного олимпиадного задания (учитель – ученик).
4. Учебно-тренировочный – это процесс проведения занятий. Существуют два подхода при подготовке к олимпиаде: теоретический и продуктивный.
Теоретический
- разбор вопросов;
- проблемные дискуссии;
- чтение исторического источника;
- поисковая работа в сети интернет;
- решение олимпиадных заданий. - написание эссе по истории;
Продуктивный
-написание исследовательского проекта;
- изучение научных трудов;
- чтение учебной художественной литературы;
- работа со словарями, энциклопедиями, документальными источниками, артефактами.
Система построения образовательного процесса как на уроках истории, так и во внеурочное время продиктовала необходимость выбора активных форм обучения в рамках подготовки к олимпиаде.
Обращение к научно методической литературе, анализ современных дидактических систем позволяют констатировать, что эффективность процесса преподавания полностью зависит от выбранных подходов:
- Системно-деятельностный;
- Проблемно-развивающий;
- Коммуникативный;
- Обучение в сотрудничестве;
- Развитие критического мышления;
- Развитие креативного мышления.
Каждый из этих аспектов имеет свою степень разработанности.
Формированием критического мышления занимались многие ученые. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав. лабораторией доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат). Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу.
Основу технологии критического мышления составляет про¬цесс, состоящий из трех фаз: «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая фаза (стадия) - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложен¬ной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления).
Вторая фаза - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить се и соотнести с уже имеющимися знаниями. Именно на этой стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом - индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
Третья фаза - рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение всей информации; получение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше фазы (стадии) занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что данные этапы не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Инновации содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много, с ними подробно можно познакомиться в работах методистов и учителей (посвящены интерактивным методам и приемам), а также в статье «Интерактивные методы и приемы учебной деятельности».
Сегодня сотрудничество рассматривается как успешность в карьере, умение работать в команде при выполнении проектов, уверенность в принятии решений. Коммуникативные компетенции входят в состав ключевых компетенций, которые формируются во всех предметных областях.
Один из способов развития креативного мышления учащихся на уроках истории – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера, что нашло отражение в ФГОС нового поколения. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
За период работы в образовательных организациях г. Казани мною были определены основные направления работы с учащимися:
1. Формирование базовых знаний учащихся.
2. Использование различных источников для расширения и углубления знаний не на репродуктивном, а на продуктивном уровне.
Введение заданий нового типа в систему преподавания позволяет определять учебные достижения учащихся не только на уровне информированности о понятиях, но и грамотного решения поставленных исторических задач, получения творческого продукта, каковыми могут быть панорамные презентации, диорамы, пособия.
А. Гин в своей книге «ТРИЗ - педагогика» предлагает метод открытых задач, которые могут иметь несколько решений. Стоит задуматься, много ли подобных вопросов и заданий имеют школьные учебники? Исследования методиста Конрадовой Н.В., размещенные на сайте urokiistorii.ru, приводят цифру 30% развивающих вопросов от их общего количества.
Одна из форм, применяемая мной на уроках, называется «Час редактора». Ее суть состоит в следующем: все учащиеся делятся на три группы. Ученики группы А получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором допущены пропуски. Им необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты и т.д. Задание может быть усложнено тем, что в тексте даётся искаженная информация, связанная с разными событиями. Ученикам группы Б необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.
Ученики группы В должны найти исторические неточности и исправить все ошибки в тексте. (см. приложение № 7)
Задания такого типа позволяют проверить уровень сформированности предметных компетенций, читательской грамотности и развивают критическое мышление учащихся в процессе анализа исторического источника.
Так же актуальной формой подготовки выступает Look and study (англ. «смотри и учись»), в сочетании с моделью Фрейер. Суть метода заключается в создании презентации в форме видеоролика. Данный метод весьма эффективен как для закрепления пройденного материала, так и для изучения нового и развития критического мышления. Примерная его структура выглядит следующим образом (см. приложение № 3):
1. Четкое определение тематики и построение опорных точек соприкосновения с информацией;
2. Обозначение темы (Эпоха смутного времени)
3. Выбор опорных точек (понятий). Пример – Смута, самозванцы, интервенция.
4. Подбор визуализации, отражающей данные понятия (напрямую или косвенно исторические картины, гравюры данного периода).
5. Подбор музыкального сопровождения для создания атмосферы и глубины погружения в тему.
6. Просмотр, обсуждение и акцентирование понятий.
7. Создание модели Фрейер для обобщения материала.
Таким образом, данный метод направлен на работу с иконической памятью, развитие критического мышления и преследует следующие цели:
• прояснить смысл понятия, определить его сущность;
• очертить границы понятия;
• определить его особенности;
• дать ему характеристики, которые позволяют распознать критическое мышление в общем потоке познавательной деятельности.
Пример работы модели Фрейер.
В рамках данной формы можно использовать прием исторического представления, при котором на основе ранее изученных фактов в сознании учащихся формируются конкретная, определенная система исторических понятий. К. Д. Ушинский выступал за такое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности.
Отдельно можно отметить форму векторного моделирования, которая в данный момент разрабатывается и апробируется мною на уроках истории. Для того чтобы показать возможности данного метода, обратимся к следующему примеру.(см. приложение № 4)
Правление русского царя Алексея Михайловича пришлось на 1645 – 1676 гг. Данный период оказался весьма богатым на события в различных сферах общественной жизни. Используя данный метод, можно окунуться в историческую проекцию периода, что способствует рефлексивной деятельности ученика, и позволяет вспомнить историческую эпоху через систему косвенных логических связей времени и пространства. Рассмотрим это на приведенных схемах.
Помимо учебно-познавательных возможностей векторное моделирование может включать и игровые технологи в образовании. (см. приложение№ 8)
Если обратиться к мониторингу эффективности представленных методов, то можно увидеть следующее(см. приложение № 5):
Из представленных диаграмм можно сделать вывод об эффективности комплексного подхода, методов, форм, применяемых при формировании предметных компетенций учащихся на основе активных форм обучения в рамках подготовки к олимпиаде.
Заключение
Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Современное образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого учащегося, раскрытию каждым своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Таким образом, формирование предметных компетенции учащихся на основе активных форм обучения в рамках подготовки к олимпиаде – это упорядоченное взаимодействие участников обучения. Использование интерактивных методов и приемов на уроках истории, системное использование современных дидактических средств позволяют обеспечить мотивацию к учебной деятельности, повышать интерес к предметной области «история», мотивировать на достижение высоких результатов, к участию в проектно-исследовательской деятельности. Обращение к научно- методической литературе, ее анализ и изучение в рамках современных дидактических систем (системно-деятельностный, проблемно-развивающий подходы) позволяют понять, что предметная компетенция это способность реализации учащихся в предметной области и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.
Список использованной литературы:
1. Альберт М., Мельсон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. – М: «Вильямс», 1997. – 701 с. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Беспалько
2. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // Новостной сайт ТИСБИ, версия для КПК. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.html
4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и Методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской.–М.:Академия,2007.–347 с.
6. Симонов В.П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах. Учебно-метод. пособие для системы высшего и среднего профессионального образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 92 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 6.
Пример диагностического задания.
Обращение президента Б.Н. Ельцина к гражданам России 31 декабря 1999 г.
Дорогие россияне!
Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории.
Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие. Мы все примеряли эту дату на себя. Прикидывали, сначала в детстве, потом повзрослев, сколько нам будет в 2000 году, а сколько нашей маме, а сколько нашим детям. Казалось когда-то — так далеко этот не¬обыкновенный Новый год. Вот этот день и настал. Дорогие друзья! Дорогие мои!
Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России. Я принял решение.
Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал: Ельцин любыми путями будет держаться за власть, никому ее не отдаст. Это — вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и про¬изошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной пере¬дачи власти — от одного президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока.
Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильны¬ми, энергичными людьми.
А мы, те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.
Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед.
И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода?
Нет, это не по мне! Не по моему характеру!
Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать чуть больше личных своих слов, чем говорю обычно. Я хочу попросить у вас прощения.
За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал не¬которых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком — и все одолеем.
Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались чересчур сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясение.
Но я хочу, чтобы вы знали. Я никогда этого не говорил, сегодня мне важно вам это сказать. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бес¬сонные ночи, мучительные переживания — что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи. Я ухожу. Я сделал все, что мог. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше.
В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал Указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя Правительства Влади¬мира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства. А через три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы Президента.
Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года. Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие.
С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!
Задание
1. Дайте характеристику исторического момента.
2. Охарактеризуйте представленный источник (тип источника, время создания, авторство, достоверность).
3. Проанализируйте источник и ответьте на вопросы:
1) Как объясняет Б.Н. Ельцин свой уход с поста Президента Российской Федерации?
2) Как он оценивает свою деятельность на посту Президента?
3) Как Б.Н. Ельцин характеризует В.В. Путина?
4) Какое значение имело это обращение в процессе формирования принципов цивилизованной переда¬чи власти?

Приложение 7.
Пример задания для учеников 6 класса. "Иван III" (текст с ошибками). Прочитайте текст и найдите историческую недостоверность фактов, суждений, событий.
«На рассвете в день Ивана Постного к Боровицким воротам нового кирпичного Кремля примчался чуть живой гонец из Литвы. Стража тут же отвела его в государевы покои. Великому князю Ивану Васильевичу всю ночь не спалось. При виде гонца он вспомнил вчераш¬нее гадание на кофейной гуще и подумал: "Сами накликали!" Действительно, новость была сокрушительной: турки взяли Царьград! Не помогла и московская дружина, которой князь настрого при¬казал любой ценой спасти императора и патриарха, вывести их на Русь в случае поражения. Увы, последний православный базилевс пал от пули янычара, пытаясь добиться от хана Мурада II приемлемых условий капитуляции. Почти все жители Стамбула пали в бою или попали в рабство. Царскую семью захватчики тут же продали венецианским работорговцам за 300 золотых дирхемов. Патриарха Тимофея язычники разорвали на куски, когда он отказался принять ислам. Так закончил существование Второй Рим... Что же дальше?
Князь Иван не спешил созывать Думу: боярам и аббатам надо предложить готовое решение, а до того все тщательно обдумать. Нужен совет с митрополитом Ионой, духовником государя, и, конеч¬но, с государевым отцом — бывшим удельным князем Василием Гор¬батым, постригшимся в монахи после того, как половцы ослепили его. Приказав опричникам крепко стеречь гонца, Иван Васильевич тут же направился подземным ходом из Кремля в Чудов монастырь на тайную беседу с отцом и митрополитом.
Престарелый Иона, казалось, вовсе не удивился горестной вести: так и должно быть в это роковое семитысячное лето от Сотворения мира! Не случайно давеча обрушились своды Успенского собора в Кремле, а кошка вдруг залаяла по-собачьи. Тысячу лет назад пал за грехи свои Первый языческий Рим, а нынче Второй православный Рим разделил его участь. Значит, быть Москве Третьим Римом! Великий князь Иван должен прибавить к своему титулу Государя Всея Руси (принятому после недавнего присоединения Рязани и Новгорода) новое, высшее звание — Защитник православных, Викарий Хрис¬та. Этот шанс упускать нельзя - он не повторится. Если князь Иван промедлит, его опередят болгарский царь Симеон Шишман или сербский господарь Душан Сильный. .
И еще: надо вызволить родню последнего императора из лап рабо-торговцев, и сделать это немедля! Конечно, фрязи не пошлют венценосных пленников на рудники или на галеры. Но они могут продать царевну Софью, последнюю наследницу византийского величия, ны¬нешнему латинскому императору Максимилиану. Тот давно хочет же¬нить на ней своего сына Карла, чтобы дать ему право на оба римских престола — западный и восточный. Этого надо избежать! Царевна Софья должна стать московской царицей, а в русский герб должен быть включен двуглавый византийский орел. Ибо только князю Ивану III подобает теперь, после гибели Царьграда, носить царский титул — наследие Юлия Цезаря и Константина Равноапостольного.
Старый государь-монах Василий во всем согласился со своим давним сотрудником Ионой и добавил: надлежит Ивану подумать и о будущем русской церкви. С гибелью патриарха Тимофея она стала автокефальной; теперь поместный собор иерархов Руси может сам выбрать себе нового главу, не дожидаясь одобрения греков. Свято место пусто не бывает. Если не стало патриарха в Царьграде — значит, быть ему в Москве! Так легче будет крестить языческую Литву. И давно пора это сделать: ведь миссионеры из Рима во множестве едут туда, а теперь к ним присоединились еще пасторы-гуситы. Здесь нельзя опоздать, иначе потеряем Смоленск, да и Киев — колыбель Руси и православия!
Князь Иван внимательно выслушал советы старших и добавил: нужно срочно посылать войско на Казань, пока она не приняла покровительство Турции. Если это случится, янычары дойдут от Крыма до Волги — тогда не видать москвичам Каспия, как своих ушей! А выход на Каспий — не только торговый путь, но и ворота в Иран. Тамошний шах Исмаил — давний враг турецкого хана; значит он — возможный союзник Москвы против турок. Сейчас такой союз стал нужнее, чем прежде.
Так решилась в октябрьский день 1460 года будущая судьба Российской империи. Через месяц князь Даниил Холмский повел московских стрельцов на Казань и взял ее с помощью пушек розмысла-фрязина Аристотеля Фиораванти. В честь этой победы москвичи воздвигли несравненный храм Василия Блаженного. В нем Государь Всея Руси Иван Грозный венчался на царства Московское, Казанское, Новгородское и Киевское; там же он вскоре обвенчался с царевной Софьей, которую дьяки Посольского приказа сумели выкупить у венецианцев.

Прикрепленный файлРазмер
№1.jpg35.34 кб
№2.jpg52.69 кб
№3.jpg23.54 кб
№4..jpg32.11 кб
№5.jpg21.65 кб
№8.jpg25.22 кб