SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"

Учитель в моей жизни.
Поздний вечер… За окном тихо падают снежинки, исполняя загадочный танец в свете уличных фонарей. За стенкой мирно сопит дочурка. Только мне не до сна…На День рождения я пообещала дочке сшить куклу. Достаю лоскутки ткани, ножницы, швейную машинку. Во время работы руки заняты, а голова свободна, можно спокойно думать, размышлять… А поразмышлять сегодня есть о чём. Уже много лет я – учитель. А что значит слово «учитель» в моей жизни?
Я беру бумагу и с помощью выкройки вырезаю шаблоны всех деталей. Это будет основа моей куклы. От того, насколько правильно и качественно будет выполнена эта работа, зависит ее красота и долговечность. Итак, почему я стала учителем?
Если честно, для меня этот вопрос не из легких: я никогда особо не задумывалась, почему. Я не помню, чтобы в детстве все мои куклы «учились в школе», но именно она остается главным воспоминанием. Это была обычная сельская школа в небольшом поселке в 300-х километрах от Казани. Серая, однообразная сельская жизнь, в лихие 90-е даже кино в клубе было редким явлением. «Лучом света» для нас стали уроки литературы. Что только не придумывала наша учительница: уроки-суды, литературные постановки, музыкальные вечера! Ольга Федоровна настолько заворожила меня Словом, что после выпускного сомнений не было никаких сомнений, куда пойти учиться. Это размышления…
На столе готовые шаблоны. Теперь при их помощи вырезаю детали из ткани. Шерсть, лен, органза – такие разные по фактуре ткани, требующие своего особого отношения…
А мысленно опять в школу. Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза своих учеников. В одних вижу настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, выработать свой индивидуальный образовательный маршрут. Понимаю, что необходимо создание ситуации успеха каждому ученику, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность, повышает его познавательную активность.
Теперь с помощью швейной машинки аккуратно сшиваю все выкроенные детали и набиваю мою куклу искусственным наполнителем. А как и чем мне наполнить жаждущие детские души?
Великий Гёте говорил: «Если вы берёте людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Я хочу видеть своих учеников достойными людьми! Я радуюсь, когда они приходят ко мне за советом, за помощью или просто так. Главное, чтобы рядом со мною они были спокойны и уверенны, видели во мне надёжного друга.
В своей педагогической деятельности не сразу, но поняла:
Лишь тот учитель преуспел,
Кто, поступая правильно,
Однажды понял, что пример
Полезнее, чем правило
Основные работы закончены. Можно приступать к украшению. Работа эта самая сложная и кропотливая. Пришивая кукле глаза или рисуя губы, главное не ошибиться, иначе все можно испортить... Работая в школе, усвоила главный урок: «Стань такой, какими хочешь видеть своих учеников!» Этому я учусь всю свою жизнь. Очень верю, что мои старания не пропадают даром, ведь так хочется видеть их умными, талантливыми. Приходится соответствовать! Наверное, именно поэтому огромную часть моей жизни занимает Творчество, вот именно так, с большой буквы. Я знаю, что нельзя родиться творческой личностью, но убеждена, что Творчество можно творить и именно этому стараюсь научить своих воспитанников.
Не забыть про улыбку. Моя кукла непременно должна улыбаться. В атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова барона Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить?
Скоро рассвет… Ну вот, почти готово! Теперь разгладить, придать позу, довести почти до совершенства. Почему «почти»? Даже великие мастера считали свои произведения несовершенными, а я так - любитель.
А размышляя о роли учителя в жизни человека, хочется сравнить его с бесконечно горящей свечой, от пламени которой зажигается множество других.