SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель в моей жизни"

Согласие между учителем и учеником,
лёгкость учения и возможность для ученика
думать самому и составляют то, что зовётся
умелым наставничеством...
Конфуций

Без сомнения, каждый знает, кто такой учитель и какую большую роль он играет в жизни каждого человека. Мы привыкли к тому, что называем этим понятием того, кто преподает какой-либо предмет в школе или высшем учебном заведении, но на моем жизненном пути встречались учителя не только по роду деятельности, но и по призванию. Я считаю, что учителем может быть каждый, у кого есть чему поучиться, каждый, кто способен дать знания и передать свой жизненный или профессиональный опыт.
Первыми и главными учителями в моей жизни стали родители. Они дали мне жизнь, благодаря им я хожу, читаю, пишу, развиваюсь. Большим шагом во взрослую жизнь для меня стал момент, когда папа привел в первый класс и познакомил с первой учительницей. Она была не такой как все, она была яркой, сильной, она притягивала к себе взгляды, мы ее просто боготворили. Только сейчас, спустя время, я понимаю, что ей на тот момент, когда она взяла нас в первом классе, было только 23 года. Она даже была младше, чем я сейчас! Но никто и никогда не ставил молодость ей в упрек, даже наши родители ею восхищались, и до сих пор часто вспоминают добрым словом. Она смогла заложить в нас ту человечность, которой многим сейчас так не хватает. Что уж говорить про творчество! Сколько мы узнали от нее, сколько поделок сделали, какую тягу к знаниям она в нас разбудила!
За годы обучения в средней и старшей школе неоднократно я встречала учителей, не только как людей, знающих свой предмет и умеющих его преподнести, а личностей, к которым хочется тянуться. Когда в старших классах передо мной стоял вопрос, кем я буду, то до середины одиннадцатого класса я искренне считала, что буду экономистом. А потом резко поменяла свое мнение и решила связать себя с гуманитарной сферой. Так в моей жизни появился новый педагог — я сама. Ни к одному из учителей я не выдвигала такие требования как к самой себе, ни за какого учителя я так не переживала, как за того, который есть внутри: у которого тоже могут быть трудности и проблемы, на которые ты не смотришь со стороны, а должен решить лично.
Перелистывая страницы детства, я понимаю, насколько мне близка была с раннего возраста эта профессия, насколько сильно мне хотелось работать в школе. Родители научили меня восхищаться и ценить учительский труд, наверное, поэтому я до сих пор не жалею о своем выборе.
Первым человеком в университете, кто позволил нам не быть, но ощутить себя в профессии, была Ольга Александровна Аникеенок. Сколько раз на практике, а потом в работе мне вспоминались те многочисленные ситуации, которые мастерки моделировались ею на занятиях. Помня об этих уроках, уже в своей практической деятельности, удалось избежать многих ошибок. Но самое главное: каждый день, входя в аудиторию, класс мне кажется, я слышу её слова, чтобы там не делалось, атмосфера ни за что не должна быть «весёленькой, как на кладбище».
Будучи студентом – старшекурсником порой начинаешь чувствовать себя самым опытным, самым знающим, самым-самым. Именно в этот момент пересеклись наши дороги с профессором, доктором педагогических наук Розой Алексеевной Валеевой. Именно её лекции и семинары поставили многих перед выбором: идти или не идти в школу. Но, прежде всего, мы учились у неё быть критичным по отношению к самому себе, к своим работам, заниматься самоанализом, а не самокопанием, искать своё место в жизни, в профессии.
Известно, что в школе, как в любом коллективе, молодые кадры далеко не всегда встречаются приветливо. В такой ситуации ободряющее слово, приглашение выпить чая на перемене стоит очень дорого. Таким человеком для меня стала Наталья Михайловна Гирфанутдинова - поразительный пример умения решать все вопросы, не повышая голос, сохраняя удивительное терпение к детям, родителям, коллегам. С момента моего прихода в гимназию уже пролетели 10 лет, но Наталья Михайловна по-прежнему остается, не только для меня, но и всего коллектива, кладезем знаний и генератором умных мыслей.
Работа педагога, безусловно, очень ответственна. Его задача состоит не в том, чтобы дать знания, а развить в ребенке готовность к постоянному самосовершенствованию и желанию учиться на протяжении всей жизни. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Я думаю, что мечта каждого учителя – это видеть своего ученика успешным, достигшим существенных высот в профессии. А если он еще и превзойдет своего учителя, то это настоящий подарок для него. Это означает, что он сделал все правильно и научил своего ученика всему, что знал сам.