SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Применение подвижных игр на уроках физической культуры

Как показали исследования, двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности – учебы.[8]
Единственным средством профилактики заболеваний детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию в школе[1]
Немалая роль принадлежит здесь и подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладываются с раннего детства. Важно отметить и следующее. Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости.
.Особую роль в профилактике заболеваний школьников играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей, заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный вес у многих детей. Особенно важны занятия играми и коррегирующей гимнастикой с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Важной проблемой современной школы является не только ослабление здоровья учащихся, но и в разрушении личности ребенка, в потере жизненных принципов. Это связно с социальными факторами. Для сохранения полноценной личности необходимо воспитывать у учащихся чувство доброжелательности, терпимости, способности к бескорыстному следованию принципам общего блага, стремление к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности. Все это доказывает то, что нравственное здоровье является основой общего здоровья детей и приводит к необходимости единого подхода как к физическому так и к нравственному воспитанию ребенка.
Огромная роль в воспитании детей, особенно младшего и среднего возраста отводится игре, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают её с трудом. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовольствия, удовлетворения. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу.[7]
Следует отметить, что игровой метод широко используется на уроках при проведении спортивных мероприятий, благодаря чему повышается интерес учащихся к занятиям, полнее используется отведенное на них время, а следовательно, успешнее решаются поставленные педагогические задачи. Кроме этого, действие, окрашенное элементами игры, устанавливает между участниками прочную связь, на основе которой успешнее развиваются и неигровые действия.
Подвижные игры в соответствии с программой по
физической культуре проводятся на уроках I - IX классах.
Они применяются с определёнными целями, направленными на развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся. Подвижные игры сочетаются с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми. Число часов на игры в уроках определено программой.
Подвижные игры на уроках физической культуры планируются на весь учебный год с учётом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Распределение игрового материала зависит и от времени года. Осенью и весной, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками.
Во второй и третьей четверти занятия проводятся в спортивном зале и появляется возможность использования спортивного инвентаря и оборудования зала. Новые игры на уроках разучиваются в основном в конце первой, во второй и в третьей учебных четвертях.
На своих уроках я стараюсь создать условия для активного участия в игре всех занимающихся. Чтобы сохранить у детей интерес к игре и желание поиграть в следующий раз, не следует затягивать на одном уроке проведение той или иной игры. Так при проведении игр обычно использую фронтальный и групповой метод.[3]
Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная их задача-организация внимания, разогревание организма, совершенствование различных строевых упражнений. В основной части с помощью игр могут решаться педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой
Задача заключительной части урока- приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью.
Подвижные игры в первую очередь служат задачам физической подготовки и совершенствованию элементов спортивной техники, а также воспитанию решительности, воли и других важных качеств. Игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если эти элементы предварительно разучены. В начале в игре даются задания: кто правильнее и точнее выполнит упражнение, кто меньше совершит ошибок. Это важно для осознанного восприятия движений. И только после этого игры связывают с задачами: кто быстрее, кто дальше, кто больше и т. д.
Помимо количественной должна быть качественная оценка выполнения двигательных действий. Важно добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе эстафетных игр( преодоление расстояний) и в играх с ациклической структурой( преодоление веса, прыжки). [5]
В программе нет прямых указаний о применении игр с
целью освоения конкретных упражнений, но при условии
умелого подбора и использования их в уроке, а также в
секционной работе можно добиться высокого эффекта.
Игры в учебно-воспитательном процессе направлены на
решение образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех кто причастен к педагогике, в последнее время очень беспокоит ослабление здоровья детей.
Список литературы
1.Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия,2006.-372с.
2.Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2005.-287с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Академия,2005.-265с
4. Гугин А.А. Уроки физической культуры. - М.:Академия,2004.-225с.

5. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2004.- № 1.- С.31-37