SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Педагогическое творчество в деятельности учителя физической культуры

Педагогическое творчество в деятельности учителя физической культуры
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы природы творчества учителя физической культуры, труд которого связан с двигательной деятельностью учащихся, а также способности, оказывающие существенное влияние на результативность его творческой деятельности.
Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая деятельность, творческие способности.
Требования к деятельности учителя выдвигают проблему педагогического творчества в число основных, решающих условий эффективности его труда. Дальнейший прогресс образования и воспитания школьников во многом определяет не только совершенствование программ, учебных пособий, технических средств обучения, но и творчество педагога, неформальный подход к делу, желание и стремление изыскивать в своей работе новые способы и приёмы педагогических воздействий.
Исследованию структуры и механизмов творческой деятельности посвящены работы Я.А. Пономарева (1975); А.В. Антонова (1978); В.А. Моляко (1978, 1983); И.П.Калошиной (1983); В.И.Андреева (1996) и др.
Творческая деятельность характеризуется не только новизной, но и необычайностью применяемых приемов и средств; выполнением самостоятельных действий, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческих задач.
Педагогическое творчество – важнейший компонент эффективной деятельности учителя физической культуры, предполагающий отказ от догматического подхода в системе своих требований.
Во всех видах педагогической деятельности обнаруживается творчество в широком диапазоне: от отбора уже известных средств, методов и форм обучения вплоть до педагогических изобретений и открытий.
Творческая деятельность педагога характеризуется необычайностью применяемых приёмов и средств; выполнением самостоятельных действий, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения педагогической задачи и предполагает формирование сложной и многогранной системы качеств и способностей, требует максимального напряжения волевых, физических и интеллектуальных усилий. Это сложное, интегральное понятие, включающее в себя глубокие и разносторонние знания своего предмета, комплекс разнообразных умений и навыков, общую культуру, личные и мировоззренческие качества.
Творчество педагога проявляется в ситуациях, когда возникающие перед ним проблемные ситуации не могут быть разрешены с помощью известных ему способов и средств, когда необходимо сделать самостоятельное «открытие», выйти за рамки известного. Иными словами, когда возникает противоречие между актуальным уровнем творческого потенциала педагога и возникающими проблемами при разрешении творческих ситуаций, несоответствие имеющегося опыта с предстоящей деятельностью. Именно это противоречие и составляет сущность творческой ситуации, вызывает состояние особого творческого напряжения, мобилизации всех потенциальных возможностей и служит побудительным толчком к началу творческого мышления
Педагогическое творчество не обязательно завершается педагогическими изобретениями или открытиями новых методов и приёмов обучения и воспитания; оно чаще приводит к новому сочетанию уже известных методов, приёмов и средств, к новым решениям педагогических задач.
Деятельность учителя связана с решением целого ряда педагогических задач, с разрешением множества противоречий, которые составляют сущность учебно-воспитательного процесса и условия его развития. Следовательно, о педагогическом творчестве есть основания говорить как о процессе усмотрения педагогических противоречий и их разрешении новыми педагогическими средствами.
Учитель физической культуры постоянно оказывается перед необходимостью всестороннего анализа педагогической ситуации, определения сути возникшей задачи, нахождения оптимального способа её решения и организации двигательной деятельности школьников в соответствии с принятым решением.
Творческая деятельность учителя осуществляется в следующих формах:
1. Применение известных дидактических средств в новых сочетаниях к возникающим в учебно-воспитательном процессе педагогическим задачам.
2. Разработка новых средств, применительно к ситуации, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В.Краевский).
Педагогическое творчество – это не только конкретные, новые результаты или идеи, но и сам процесс их достижения, что позволяет говорить о нём и как о специфическом виде, и как о стиле деятельности, на которую личность педагога постоянно ориентирована.
Под стилем деятельности понимается устойчивая система отличительных приёмов и способов деятельности, обусловленная определёнными целями, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.
Творческий стиль деятельности учителя физической культуры, как важнейшее свойство его личности, проявляется в интенсивной поисковой деятельности, в основе которой лежит активная потребность в творчестве, внутренняя установка творчески подходить к решению любой педагогический задачи, ситуации, постоянная неудовлетворённость достигнутыми результатами, стремление к новизне и оригинальности.
Творческий стиль педагогической деятельности – это и направленность педагога на творчество, и одновременно, поиск и использование новых оригинальных средств, способов решения усложняющихся педагогических задач с учётом индивидуальных свойств и особенностей личности, решение которых одновременно ориентировано на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и всестороннее и гармонические развитие учащихся.
На основе теоретического осмысления, обобщения передового педагогического опыта и учета специфики труда учителя физической культуры мы считаем необходимым выделить «блок» способностей, которые оказывают существенное влияние на результативность его творческой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Способность к тонкой зрительной чувствительности характеризуется специальной направленностью внимания с целью правильного восприятия двигательных действий.
Способность распределять внимание характеризуется специальной направленностью внимания с целью одновременного контроля всех деталей двигательного действия.
Способность к быстрому переключению внимания характеризуется умением осуществлять контроль за ходом выполнения быстро чередующихся двигательных действий и корректировать их, а также высокой степенью контроля при переходе от одного вида физических упражнений к другим.
Способность к пространственному восприятию характеризуется высоким уровнем развития ориентации во время выполнения двигательных действий.
Способность к тонкой вестибулярной чувствительности характеризуется высоким уровнем правильного восприятия собственных движений и сохранением их правильной координации.
Способность к тонкой мышечно-двигательной чувствительности характеризуется высокой степенью восприятия движений и различных положений собственного тела, а также сопротивление и тяжесть предметов.
Мышечно-двигательные представления характеризуются умением определять пространственные, временные и силовые особенности двигательного действия.
Двигательное воображение характеризуется способностью мысленно представлять двигательные действия, импровизировать новые движения и их комбинации.
Способность к наглядно-действенному мышлению характеризуется чёткостью представлений о двигательном действии, его структуре, основных компонентах техники.
Двигательная память характеризуется умением запечатлевать образы заученных движений в форме мышечно-двигательных представлений: формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т.д.
Учитель должен понимать, что нет универсальных для каждой ситуации методов и средств, любую педагогическую задачу нужно решать с учетом индивидуальности ученика, уметь обновленно воспринимать всю структуру учебно-воспитательного процесса, постоянно искать новые пути, способы, приемы педагогических воздействий. Творчеством нельзя овладеть путем использования алгоритма принятия решения. Оно предполагает изменение личностного плана, изжития стандарта и шаблона в педагогических действиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. – Киев: Вища школа, 1978. – 175 с.
3. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормативный подход) – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 168 с.
4. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М.: 1982 – с. 297-318.
5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – Киев: Знание, 1978. – 46 с.
6. Пономарев Ю.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303 с.
7. Пономарев Ю.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.