SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Статья «Сотрудничество семьи и школы» (из опыта работы)

w_3f5e1938 w_3f5e1938

В статье представлен опыт работы социального взаимодействия семьи и школы по созданию единого воспитательного пространства, обеспечивающего раскрытие личностного потенциала ребёнка.
Семья – важный институт жизни и развития ребёнка. Говоря об опыте работы с семьёй по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями учеников, а другими словами, с первого класса.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Направления воспитательной работы, по которым я работаю совместно с семьей ребенка, представлены таким образом:
Я и моя учеба.
Мое здоровье и образ жизни.
Я, мои друзья и мой досуг.
Я и мои родители.
Я и мой родной край

Главным принципом моей работы является сотрудничество с родителями, семьями детей в непрерывном общем развитии каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия воспитания, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах внеурочной и клубной деятельности. В нашем классе работают 2 клуба по интересам: «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир».
Семьи приняли активное участие в Республиканской акции «Марш парков» по теме «Особо охраняемые природные территории». Дети с родителями и с другими членами семьи подготовили работы в нескольких номинациях: «Лукоморье» (филологическое направление), конкурс рисунков и фотоснимков, запечатлевших прекрасные уголки природы. Много труда было вложено на подготовительном этапе, ибо дети не знали, какие территории нашего района являются «особо охраняемыми». Для этого им пришлось вести поисковую работу совместно с родителями и с классным руководителем. Результат был интересным: оказывается Постановлением кабинета министров нашей республики на территории Дрожжановского района выделены следующие ООПТ – Биби-Айша, Мордовские луга, Чистая поляна, овраг Шерелдавык, устье реки Цильна. Со своими размышлениями члены клуба, участники конкурса, поделились на странице местной газеты «Туган як».
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся.
В познании учеником себя большую роль играет исследовательская работа. Эта работа начинается у нас с 1 класса и, усугубляясь, становясь, всё самостоятельнее, к 4-му классу становится настолько серьезной, что дети в состоянии уже оценить её объективную ценность. В 1-3 классах исследовательскую работу организовываю как творческую коллективную работу над проектами, в которой принимают участие все желающие ребята, также их родители. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» организует единое открытое информационное пространство для публикации работ учащихся . Основные разделы фестиваля дают возможность широкому кругу детей попробовать свои силы в этом творческом процессе. Если в 2014-2015 году в этом направлении работало 4 учащихся, то в 2015-2016 учебном году число их выросло до 6. Все участники получили компакт-диски с полными версиями всех работ и сборники тезисов, а также был получен диплом.
Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей непрерывный процесс школьной жизни. Это важно школе, учителям и родителям. Каждая семья рассчитывает , что их ребенок будет защищен во всех отношениях. Необходимую информацию по проблемам воспитания родители получают на родительских всеобучах. В нашей школе традиционным является работа по программе «Путь к успеху» :
ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. На родительских собраниях изучаются темы программы. Например: 1 класс, тема собрания в 3 четверти: «Психическое развитие и формирование личности младшего школьника». Классный руководитель ведет беседу по следующим подтемам:
Социальная ситуация развития младшего школьника. Новая социальная роль ребенка - школьник. Ведущий вид деятельности. Возрастные новообразования. Особенности поведения ребёнка в период кризиса 7 лет. Мотивация к учебной деятельности. Особенности развития личности. Адаптация к новым требованиям. Факторы риска. Факторы защиты.
Как классный руководитель обращаю большое внимание на проведение мероприятий, направленных на оздоровление детей. Анализируя состояние здоровья детей, приходящих в первый класс, к сожалению, наблюдается, что из года в год уже в дошкольный период растет количество детей с нарушением здоровья.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, изучаю психологический климат в каждой семье, настраиваю родителей на взаимодействие.
В классе создан Совет здоровья, который состоит из учащихся родителей, медработников, попечительского совета класса. Совет здоровья проводит большую профилактическую работу. Мама Аделя, педиатр Центральной районной больницы Ходжаева Гузель Анваровна, с удовольствием посещает наши классные часы, занятия и доступным образом знакомит учащихся со многими вредными здоровью ситуациями. Акцентирует внимание слушателей на том, как избежать их в жизни.
Профилактической работой, агитационно- пропагандистской деятельностью семей нашего класса является активное участие в работе школьного театра здоровья “Нафис”
Внеурочное занятие направлено на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления, чтобы ребёнок научился ставить вопросы и находить на них ответы. Это даёт ученику возможность заниматься исследованием и делать свои самостоятельные открытия.
В последние годы участниками внеурочной деятельности становятся родители, семьи. Учащиеся сами заинтересованы в семейных дебютах.
С каждым годом растет число учащихся, желающих реализовать свои способности на сцене театра . Это им и удается. Сцена их раскрепощает, дает возможность излить свои душевные эмоции и переживания. Семья , участвовавшая в конкурсах, сплачивается, появляются общие интересы , одна цель. Это большая возможность проявить творческие способности каждой семьи. Со стороны учителя требуется поддержка и внимательное отношение к семье.
Со 2 класса начали проявлять интерес к творческим конкурсам. На классных часах мы изучали, что такое творческий конкурс, что нужно делать для участия, что такое положение и т. д . Участвовали дети при поддержке родителей, корректировку проводила сама. Итоги конкурса нас обрадовали : мы были в числе победителей.