SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Зачем советскому партизану лапти?

1 2 3 4 6

Армейский футляр для зубной щетки, ППШ- пистолет-пулемет Шпагина, фляжка с еле видной процарапанной фамилией рядового, труд Иосифа Сталина «О Великой Отечественной войне»- около 600 экспонатов хранится в школьном музее «Прикосновение к судьбе» гимназии №139
Просторное помещение вдоль стены с экспонатами. Никакой вычурности, потрясает минимализм и простота: бесценны сами уцелевшие за десятки лет реликвии. В этот кабинет музей переехал недавно, а был он организован еще в 2003 году по инициативе Лилии Блохиной и Ирины Ионенковой при поддержке школьной администрации. Педагоги вызвали на себя добровольную нагрузку не случайно- сами когда-то были участниками студенческого «Снежного десанта». Их собственные находки и легли в основу нового музея. Затем коллекция стала пополняться - из архивов и собраний бабушек-дедушек, знакомых и конечно же из поисковых экспозиций.
Возле каждого шкафчика с трофеями свой хранитель – ученик или ученица, которые могут рассказать много интересного.
Вот пожелтевший от времени Уголовный кодекс. Согласно этому документу уклонение от воинской обязанности в военное время равнялось высшей мере наказания. Суровость наказания вполне оправданна годом издания – 1938-й
Много места занимают в экспозиции личные вещи солдат, предметы их ежедневного обихода, описание которых встретишь разве что в книгах. Вот, например, бутылочка из под солдатского одеколона.
-Еще пару лет назад здесь было несколько капель жидкости, - сокрушается «заведующий этим стендом» Дима Королюк, - сейчас же остался лишь медовый запах.
Он выкручивает крышку, мы принюхиваемся и, еще не отойдя обонятельного приобщения к истории, тут же удивляемся следующему экспонату. Оказывается, в партизанском быту просто были не обходимы… обыкновенные лапти. Зачем? Их запах отбивал все запахи, рассказывается экскурсовод, и помогал народным мстителям проскользнуть в село незамеченным даже для собак.
А эта эбонитовая капсула – тот самый медальон, куда солдаты должны были положить записку со своими данными. Но многие не делали, потому как северно верили, что так пуля быстрее настигнет. Но от судьбы и войны скрыться не удалось – только вот кому, теперь уже не узнать.
Экспонаты материального мира дополняют рукописные и печатные свидетельства эпохи- письма, журналы, газеты. А еще стихи самих школьников. Например, одно из них, что теперь уже бывший выпускник школы посвятил своему деду Константину Сабитову, который ушел на фронт, приписав себе лишние два года.
- Своих будущих экскурсоводов вижу сразу,- говорит учитель истории, руководитель музея Лилия Блохина. –Рассказываешь на уроке о каком-то событии – на некоторых учеников это производит неизгладимое впечатление. Именно они спешат к нам после занятий.
Сейчас в музейном костяке гимназии около трех десятков человек. Их агитбригада с программой «Ленинградский метроном» (о блокаде Ленинграда) побывала на нескольких городских мероприятиях. Некоторые из ребят съездили в поисковые экспедиции «Снежного десанта». В последний раз летом привезли противогаз необычной конструкции – такой модели нет даже в Музее Великой Отечественной войны. Так что школьному музею есть чем гордится.
Отдельный стенд – с немецкими экспонатами. Помнится, в коллекции Национального музея РТ были валенки огромного размера, в которых фрицы надеялись преодолеть русские морозы. Здесь же мины-лягушки, убивавшие с особой жестокостью, листовки, склоняющие воинов к переходу на немецкую сторону. В том числе предназначенные именно для татар – потому как на яналифе. А еще здесь есть «звездочка» с петлицы немецкого мундира в виде эдельвейса , солдатская кружка. Личные вещи людей, оказавшихся по ту сторону линии боя…
-Есть несколько следствий патриотического воспитания. Эмоциональный - когда дети взволнованы рассказом о событиях тех лет, - говорит Лилия Надировна, - и это очень важный аспект. Он влечет за собой следующее- осмысление происходившего, выработку своего отношения к этому, норм поведения.
-Ведь согласитесь, - продолжает педагог,- какое сильное впечатление на ребенка производит, например, такой факт: не успел выпускник школы получить свой аттестат зрелости, как уже пошел на войну. А через несколько месяцев почти мальчик погиб…
Война – жестокое и бессмысленное занятие, и дети начинают это осознавать, в том числе изучая материалы музея, копая глубже азов школьной программы. Прикасаются к прошлому и своему будущему – некоторые из выпускников школы вступили в вузовские поисковые группы, создали собственные. Двое юношей – в поисковых батальонах.
После массового закрытия школьных музеев в годы безвременья, когда героические события прежних лет казались досадной ошибкой, все вновь возвращается на круги своя. Возрождается – правда народная мудрость: подвиг народа вечен, а имя его бессмертно...