SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Музей "Прикосновение к судьбе"

P1110523 GQ2Q5344 DSC_0220 DSC_0223 DSC_0239 GQ2Q5320 GQ2Q5334 P1020965 P1040160

. Актуальность
Мировое сообщество, войдя в новый постиндустриальный или информационный этап своего развития, испытывает многочисленные проблемы, и по-разному на них откликается. Напрямую это касается и музеев. Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейных работников постепенно переосмысливать свое место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития.
Музеи во все периоды существования общества служат ему источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память, обогащающим и развивающим интеллект нации. Программа развития школьного музея исходит из того, что современный музей - это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающихся и педагогов в понятных комфортных для него формах музейной коммуникации.
Изменения, произошедшие за последние десять лет в структуре российского общества, в общественном менталитете и менталитете рядового российского человека, создали принципиально новые условия и новые возможности взаимодействия музея со школьниками. Играет важную роль также то, что за последние годы существенно продвинулось как зарубежное, так и отечественное музееведение. Появились новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем.
Музей, являясь по своей сути частью социальной структуры общества, вынужден реагировать на все изменения, происходящие в обществе. Эти изменения привносят и закрепляют новые конкретные виды социального взаимодействия музея с обществом, социальными группами, отдельными его членами. Появляются новые функции и полномочия музея как социального института.
Цель школьного музея:
Используя активные методы обучения, воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, привлечь их внимание к вопросам межкультурного диалога, способствовать формированию толерантного сознания, адаптационных, коммуникативных умений, способствующих вхождению в ближайшее и широкое социальное окружение
Задачи:
1.Способствовать расширению знаний учащихся об истории, традициях, культуре народов нашей страны, опираясь на принципы сотрудничества, научности, наглядности, активности в обучении.
2.Содействовать формированию толерантных установок и поведения
3.Расширять взаимодействие с различными социальными группами общества, вырабатывая навыки конструктивного взаимодействия
4.Содействовать творческому подходу учащихся в решении задач
Программа развития Музея основывается на том, что современный музей представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, осуществляющую широкий спектр социальных функций (образовательная, воспитательная, просветительская, досуговая, документирования и хранения), и адекватно реагирующую на конкретные запросы общества.
Программа выстраивается на принципах комплексного, междисциплинарного и прогностического подходов к созданию системы устойчивого функционирования современного музея. Необходимо выводить деятельность музея за пределы профильных барьеров, что, несомненно, обеспечит углубление его интеграции в современное российское общество. Программа развития музея исходит также из того, что на сегодняшний день школьный музей должен сочетать в себе качества музейного, культурно-просветительного, общественно-политического, информационного и досугового центра.
Музей призван способствовать освоению интеллектуального и историко-культурного наследия семьи, города, России, помогать обществу в решении проблемы досуга и свободного времени, в расширении круга посетителей и друзей музея. Все желающие должны иметь возможность пользоваться всем массивом имеющейся в музее информации (компьютерной базой данных, интерактивной информацией в экспозиционных и выставочных пространствах, методической литературой, разработками и пособиями).
Музей является центром музейной педагогики, центром воспитательной работы в школе. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний.
Музей в школе был образован в 2003 году. В 2010 г. существенно модернизирован. К сегодняшнему времени он имеет несколько разделов:
-этнографический,
- история страны в 20-30-е гг. 20 века,
-экспозиции «А завтра была война»,
-«Как трудно в 41-м умирать , не зная ничего о 45-м»,
-«В броню закованный Россию топчет враг»,
- «Передайте об этом детям вашим»,
-«Солдатский быт»,
-«В бинтах все березы, в крови все рябины»,
- «Нам в 43-м выдали медали , и только в 45-м паспорта»,
-«Уходим завтра в море»,
-«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»,
-«Вспомним как на Запад шли по Украине»,
-«Мы вернемся письмами с дороги. Мы вернемся…»
-«Победа!»
В музее проводятся экскурсии, уроки мужества, игры «Что? Где? Когда?» по военной истории России и т.д.
Любое развитиедолжно определяться набором различных факторов.
. Условия, которые предопределяют развитие.
• Среда (или пространство), в пределах которой развивается объект.
• Необходимые механизмы, которые берут на себя роль движителей развития.
• Пути или направления, по которым прокладывается развитие.
• Этапы, которые проходит объект во временном процессе развития.
Именно набор этих факторов, их осознание и понимание, а также выстраивание их в стройную систему и может определить в дальнейшем успех музея по своему развитию в современном информационном мире.
1. Условия развития музея.
Они складываются как из внешних, так и внутренних факторов:
• четкая и ясная цель развития музея, и развернутая программа по ее достижению;
• переход музея на новые формы и методы работы, которые задаются внешними факторами;
• стремление музея к открытости и постоянному взаимодействию с партнерами в различных направлениях своей деятельности;
• широкое и глубокое использование в деятельности музея информационных технологий;
• обязательное освоение нового информационного пространства и перевод музейных ресурсов в информационные ресурсы, для их дальнейшего сохранения и продвижения;
• постоянное повышение профессиональных качеств сотрудников и специалистов с привлечением новых гуманитарных, информационных и телекоммуникационных технологий.
2. Среда развития музея.
• музейное пространство;
• внемузейное пространство;
• информационное пространство.
3. Механизмы развития музея.
Они также начали меняться в связи с возникновением новых сред и пространств музея. Если раньше, в музейном пространстве, приоритеты склонялись в сторону фондов, архива, экспозиции, выставок, то со временем, при появлении внемузейного пространства, приоритеты сместились в сторону образовательной, воспитательной и массовой работы.
Появление же информационного пространства ставит перед музеем совершенно новые проблемы и открывает новые возможности.
4. Пути развития музея.
Сегодня в школьном музее уже сформированы или начинают формироваться несколько новых путей и направлений развития:
• партнерский путь;
• коммуникационный путь;
• ресурсный путь;
• путь внутреннего взаимодействия;
• образовательный путь;
• управленческий путь.
В целом, все эти пути очень тесно связаны между собой и отражают довольно динамичную картину и этапы развития музея.
5. Этапы развития музея
• концептуальный этап;
• организационный этап;
• информационный этап;
• управленческий этап.
Эти этапы во многом приходится проходить не только последовательно, но и параллельно, так как новые модели и пути развития музея развиваются одновременно.
Все перечисленные выше позиции, составляют единую и целостную систему развития музея в современном информационном мире. Пройденный нами путь, позволяет надеяться на успешный результат.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма и сохранения народных традиций, как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания и уважения к историческим корням принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного музея
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы";
Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
Положение о статусе школьного музея
Основная работа школьного музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Подлинные материалы музея школы помогают:
• учителям истории - в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны, истории страны,родного края, города;
• учителям русского языка и литературы письма фронтовых лет;
• учителям ИЗО – предметы быта 19-начала 20вв.;
• учителям технологии –платья 19 века, вышитые полотенца;
• классным руководителям и учителям начальных классов – материал краеведческой и исторической направленности при организации внеклассной работы;
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы и краеведческой работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и поисковые экспедиции на места боев, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, очевидцами исторических событий, ветеранами педагогического труда, проведение "Вахты памяти", конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.
Содержание программы.
Работа ведется согласно положению о школьном музее по направлениям (подразделениям):
1. Экспозиционно-фондовое.
2. Экскурсионное.
3. Экспедиционно-поисковое.
4. Информационно-пропагандистское.
5. Научно-исследовательское.
6. Организационно-массовое.
3.1 Подразделение экспозиционно-фондовой работы (архивная группа):
• заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании;
• проводит переучет основного и вспомогательного фондов;
• оформляет справочную картотеку;
• подбирает наглядный материал для Уроков мужества.
3.2 Подразделение экскурсионной работы (лекторская группа):
• организует экскурсии по музею (обзорные и тематические);
• собирает материал для новых экскурсий;
• проводит беседы, устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах, в группе продленного дня,
• осуществляет помощь в проведении Уроков мужества;
3.3 Подразделение экспедиционно-поисковой работы (поисковая группа):
. совершает поисковые экспедиции на места боев
• ведет учет и обрабатывает материалы, найденные во время экспедиций; организует передачу ценных находок в фонд музея;
• закрепляет ветеранов войны и труда, вдов за классами, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея;
3.4 Подразделение информационно-пропагандистской работы (творческая группа):
• выпускает газету «Прикосновение» о деятельности музея, проблемах патриотического воспитания;
• составляет агитбригады
• ведет сотрудничество со СМИ
• наглядно оформляет итоги поисковых экспедиций, других массовых дел и акций музея.
• выступает с концертами для ветеранов в Доме культуры;
• проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану», а также на лучшую организацию шефской работы;
3.6 Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся:
• готовить доклады, сообщения, рефераты по истории военных страниц Великой Отечественной при помощи учителей истории школы;
• осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных, архивных фондах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами;
• принимать участие в ежегодных конференциях .
3.7 Подразделение организационно-массовой работы (актив музея):
– проводит в школе:
1) Дни памяти;
2) Уроки мужества;
3) Конкурсы чтецов и викторины, посвященные Победе в Великой Отечественной войне;
4) месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы
5) выступления агитбригады т.д.
3.8 Группа «Письмо
• ведет работу с письмами родственников погибших в период Великой Отечественной войны;
3.9 группа «Звонок»
• Работа с электронными базами данных МО РФ «ОБД»Мемориал», «Подвиг народа», осуществляют связь с родственниками погибших, пропавших без вести, найденных нами солдат
Наши планы на 2011-2015гг.:
1. Участие во Всероссийских Вахтах памяти, поисковые экспедиции на места боев Великой Отечественной войны:
- Невский пятачок
- Любань
- Карелия
- Мурманск
Находки, полученные в ходе экспедиции, позволяют пополнить и разнообразить экспонаты школьного музея. Совместная работа с поисковыми отрядами других городов РФ расширяет возможности вхождения учащихся в широкое социальное окружение.
2. Социальное партнерство:
Продолжение сотрудничества с :
-Межрегиональным центром поисковых отрядов г. Санкт-Петербург
-Региональным общественным объединением «Отечество»
-Музеем мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле
-поисковыми отрядами РТ и РФ
-архивами РТ и РФ
-ветеранскими организациями
3. Марши памяти по РТ
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, очевидцами исторических событий
- вручение свидетельств родственникам пропавших без вести солдат, найденных нами в ходе работы с электронными базами данных РФ
- работа в редакциях, музеях посещаемых городов, сел РТ,
-проведение совместных мероприятий с ветеранскими организациями города
4. Лекционная, агитационно-пропагандистская работа
- подготовка новых лекций по теме «Неизвестная война»
-проведение на базе гимназии военно-исторической районной игры «Мы шли дорогами войны»
-составление новых агитбригад, выступление перед гостями гимназии, выступления в ходе Маршей Памяти по РТ, в поисковых экспедициях
5.Работа по созданию книги «Орден в твоем доме»
6.Сотрудничество со СМИ
- сотрудничество с Татфильмом (режиссер Ерхов В.), съемка фильма о нашей музейной, поисковой группе
7.Вручение медальонов родственникам погибших, найденных нами солдат формирование
8.Работа по формированию позитивного отношения учащихся к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву путем проведения круглых столов, бесед с отслужившими в армии выпускниками гимназии
9. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
10. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музея.
11. Создание сборника методических материалов для деятельности музея
12.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
13.Переговоры о сотрудничестве с музеями других школ, о совместном проекте летних образовательных модулей

V. Механизм реализации программы развития музея.Руководство работой музея
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея,
разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляет руководство школы. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
-обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
-возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
-сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
-оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях
-достижение сформированности у учащихся активной жизненной и гражданско-патриотической позиции, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей Родины
-создание научно-методической, организационной базы с целью внедрения комплексных норм социального поведения, характерных для гражданского общества, а также условий для утверждения принципов гражданственности и патриотизма
-функционирование открытой, целостной, гибкой, разноуровневой воспитательной системы в рамках единого образовательного пространства, обеспечивающей эффективное развитие и повышение качества патриотического и духовно-нравсттвенного воспитания школьников
-создание коллектива педагогов –единомышленников
-эффективное функционирование системы ученического самоуправления, активизация ее роли в осуществлении социально-значимых проектов в музее, направленных на позитивные изменения в жизни социума
- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе
-укрепление физического здоровья обучающихся, стремления к ведению здорового образа жизни
-положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного личностного роста обучающихся в образовательном пространстве школы