SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Гордимся прошлым-строим будущее"

11 (2)

«Гордимся прошлым – строим будущее»
Эссе учителя истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 139» Блохиной Л.Н.
С фотографии на меня строго смотрит мой прадед Ашрафзян, образованный человек, мулла. Рядом его родной брат Мухамматхан Фазлуллин – будущий профессор, языковед, член–корреспондент Российской Академии педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ. А с этой пожелтевшей фотографии даже время не стерло лучистый взгляд дедушки Каримзяна. Только такой добрый человек мог 50 лет возглавлять Тугаевскую начальную школу Зеленодольского района. За добросовестный труд он будет награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Из восьми детей Каримзяна – пятеро свяжут свою жизнь с системой образования. Среди них будут учителя филологии, математики, физики, татарского языка, директор школы, инспектор народного образования, заслуженный работник школы РТ. Одного перечисления этого « малого семейного педсовета» достаточно, чтобы понять - «учительство» у меня в крови и мой святой долг - писать « свою историю» на этом важном поприще. Писать достойно. Ведь моими предками мне задана очень высокая планка. Хорошим учителем считается тот, чьи ученики идут дальше своего учителя. Мои ученики занимают призовые места на республиканских, всероссийских конкурсах. А значит, деду не было бы за меня стыдно. И мне, надеюсь, не придется краснеть перед моими потомками, ведь благодаря своим «семейным корням» я научилась главному – дарить детям добро, крылья, любовь к своей семье и Родине.
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого своей семьи, нашего народа, нашего Отечества. Мой дедушка Абдулла погиб под Новодугино - между Вязьмой и Ржевом. Здесь в годы войны шли ожесточенные бои. Уже, будучи студенткой КГУ, бойцом «Снежного десанта» истфака, я оказалась в своем первом поисковом походе по Смоленской области. В 1988 году в «моей истории» должна была появиться очень значимая для меня страница… Новодугино…Морозный снежный вечер…Я возлагаю венок к братской могиле, где покоится мой дед Абдулла…Он смотрит на меня с фотографии…Вот мы и встретились…Душат слезы невозможности исправить прошлое…Обняв меня, кто то прошептал: « Он прожил достойную жизнь и положил ее за Отечество». А морозный воздух пронзали слова нашего гимна «Мы идем по следам войны…» Теперь я понимаю, его смерть не была напрасной. Не только потому, что противник все таки был остановлен на этом рубеже, но и потому, что «встреча» с дедом повлияла на мое личностное восприятие темы войны, на мои дальнейшие дела и поступки, на то, что я и мои ученики до сих пор « идем по следам войны», выезжая в поисковые экспедиции, поднимая останки погибших воинов, возвращая имена без вести пропавшим, восстанавливая, чьи то разорванные войной семейные истории, закрывая белые пятна печальной страницы в истории нашей страны. Может поэтому я создала в школе музей «Прикосновение к судьбе», в котором ребята изучают историю страны через судьбы своих бабушек, дедушек, очевидцев исторических событий. Я пытаюсь донести до них мысль, что каждый из нас носитель истории. У каждого в общей истории страны своя роль. Здесь нет ролей второго плана. Для каждого человека его роль-главная. И от того как ты ее проживешь – зависит не только твое будущее, но и будущее нашей общей, любимой Родины.
Учителя – главные «строители будущего страны», ибо именно они, прежде всего на собственном примере, воспитывают подрастающее молодое поколение в духе патриотизма, прививая им активную гражданскую позицию, закладывая в них нравственную память. Именно это обеспечивает преемственность поколений. Перспективно то общество, где постоянно заботятся о накоплении нравственной памяти, о возвышении ее роли в сознании людей. Достижение этого - одна из важных задач нравственного воспитания. Правильно поступают в тех школьных коллективах, в которых создают поисковые отряды, музеи боевой и трудовой славы, бережно соблюдаются исторические традиции, осуществляется преемственность поколений. Воспитание нравственной памяти – важнейшее условие понимания общественного долга. Кому безразлично все то, что было сделано до него, для него, у того не возникает чувства благодарности тем, кто создал современные условия жизни. Поэтому такому человеку недоступно чувство общественного долга, осознание своей нравственной ответственности перед обществом. Истинный гражданин Отечества, ее патриот – это человек, дорожащий памятью поколений.
У каждого ребенка свой индивидуальный маршрут становления патриотом. Свой эмоциональный момент соприкосновения с героическим прошлым, когда он понимает, что назад уже пути нет. Для моих выпускников, которые, даже окончив нашу гимназию, продолжают регулярно выезжать с нами на раскопки, такой «точкой невозврата» стала экспедиция в Мясной Бор. В Новгородской области местными поисковиками была найдена шпала. Вогнанные в нее гильзы образовывали надпись «Мы победим!». В 1942-м, там воевала 2-ая ударная армия, сформированная в Татарстане. Они оттягивали на себя 14 вражеских дивизий, рвавшихся к блокированному Ленинграду. На их судьбы выпали страшные страдания: полгода боев в окружении, в болотистой местности, без медикаментов и еды, зимой воевали в весеннем обмундировании, раненых заедала мошкара, костры жечь запрещалось, т.к. немцы сразу же начинали бомбить. 1942 год! Еще не произошел коренной перелом в ходе войны, немцы под Сталинградом, Ленинград - в кольце блокады! Как тогда можно было так верить в ПОБЕДУ?! Но они верили и победили! На том месте, где была найдена шпала, открыли стилизованный памятник. На шпале гильзами выбито «МЫ ПОБЕДИМ!» Ночью, у костра, звучали военные песни...Парни не скрывали свои слезы… В ту экспедицию поисковики вынесли на своих плечах останки 2000 ( 2 полка!) советских солдат и офицеров, вырвали из небытия несколько имен, считавшихся пропавшими без вести…Это была их общая Победа! Это «точка невозврата» Димы Никифорова, Никиты Девельтова, Романа Блохина, Гогуленко Николая, Данилевича Дениса, Курамшина Шамиля и других ... Нельзя ни отметить, что ребята, пройдя через различные формы патриотической деятельности, уходят служить в армию в поисковые батальоны. Нам даже удавалось поработать вместе с ними в 2012 г. на Невском Пятачке. После службы в армии наши ребята выбрали достойные мужские профессии, связанные со службой Отечеству. Так, Ахметзянов Антон является сотрудником ФСБ, Фатыхов Айрат работает в Республиканском Объединении «Отечество», которое курирует деятельность всех поисковых отрядов Республики Татарстан. Выпускники, активно участвовавшие в поисковой работе создали поисковые отряды в своих вузах (КГУ, Институт экономики и социальных технологий)
Невозможно не гордиться подвигами наших земляков в годы В.О. войны. О том, как героически воевали наши земляки, можно судить и по числу Героев Советского Союза- 186 уроженцев Татарии и 171 ее житель были удостоены этого высокого звания. 700 000 наших земляков были призваны на войну-каждый четвертый житель республики. Не вернулись домой около 398 000 – более половины! Из них 180 000 до сих пор считаются пропавшими без вести. По данным руководителя музея - мемориала В.О. войны в Казанском Кремле Черепанова М.В., за период с 2010 г. до сегодняшнего дня, нами установлены имена около 10 000 наших земляков, ранее считавшихся пропавшими без вести. И это тоже наша общая Победа!
Я горжусь не только подвигами наших земляков, но и своими учениками, которые в свои каникулы вместо того чтобы отдыхать как их сверстники, отдают свой Долг Памяти павшим, возвращают имена, работают с электронными базами данных МО РФ, вручают медальоны родственникам найденных нами солдат. У тех, кто прошел через музейно - поисковую работу, патриотизм сформирован на поведенческом, практическом уровне. Такая практика дает человеку ориентиры, формирует мировоззрение. Для нас патриотизм - это, прежде всего ценностное отношение к Отечеству, это значимые дела на благо общества, которые можно и нужно делать, это уважение к его историческому прошлому, к народной памяти.
Свою статью об экспедиции на Невский пятачок, одна из моих учениц Нагимуллина Дина заканчивает словами : «Слезы и радость были постоянными жителями лагеря. Эти десять дней останутся в памяти у всех участников экспедиции. Эти десять дней вернули кому-то давно пропавших без вести братьев, отцов…Спасибо этому лету… Спасибо участникам, Лилии Надировне… Спасибо тем, кто сохранил для нас наше сегодня с дождем, который «помогает» ставить палатки и солнцем, которое приходит и остается с нами. Большое спасибо!!!»
В школе формируется молодое поколение общества, которое будет творить историю нашей страны, закладывать ее будущее. И то, какими они вырастут, зависит от нас, учителей. Нельзя забывать, что мы - внуки, правнуки тех, кто смог в своей жизни победить зло и подарить нам светлое будущее. Значит и мы должны подарить светлое будущее своим потомкам!
ГОРЖУСЬ ПРОШЛЫМ, СТРОЮ БУДУЩЕЕ – ЭТО ПРО МЕНЯ И МОИХ УЧЕНИКОВ! Я ВЕРЮ И ЗНАЮ – БУДУЩЕЕ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ!