SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тем

Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Тема: «Чудеса природы»
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Образовательные:
-учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы
(дождь, ветер, гром);
-дать элементарные сведения о профессии синоптика;
-учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-
следственные связи;
-закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;
-продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательные способности детей;
-развивать наблюдательность, любознательность, мышление;
-развивать мелкую моторику;
-развивать связную речь, умение правильно строить предложение,
совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого
произношения звуков и слов, правильной постановки ударений.
Работа со словарем:
-ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания: проталины, капель, ледоход, половодье.
природные явления, народные приметы;
-ввести в пассивный словарь слова и словосочетания: метеоролог, синоптик
Гидрометцентра
Материалы и оборудование:
- Тазики с водой, поролоновые губки;
- Конфетти, барабан.
Мультимедийная презентация о явлениях природы «Чудеса природы»
Эмблемы «Солнышко» на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями;
- Чтение художественных произведений;
- Отгадывание загадок;
- Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит
нам природа. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна
Эти изменения погоды
Дарят нам ………………(явления природы).
Воспитатель: Правильно отгадали. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте.
(Дети берут конфетти и дуют на него).
Ответы детей: (конфетти разлетятся в разные стороны).
Воспитатель: Что это вам напоминает?
Ответы детей (как будто идет снег и ветер дует).
Воспитатель: (ударяет в барабан) Что напоминает вам этот звук?
Ответы детей: (раскаты грома).
Воспитатель: Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем.
Слышите звуки? С чем их можно сравнить?
Ответы детей: (с дождем).
Воспитатель: С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали?
Ответы детей: (с явлениями природы).
Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы.
Постарайтесь их отгадать.
Загадки.
1. С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал,
Всех под зонтики загнал. (дождь) ( Слайд 2)
2. Не снег и не лед
А серебром деревья уберет (иней)( Слайд 3)
3. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина (туман)( Слайд 4)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)( Слайд 5)
5.Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.(снег) ( Слайд 6)
6.Цветное коромысло
Над рекою повисло (радуга)( Слайд 7)
7.Огненная змейка в небе появилась
Как она средь тучек серых очутилась ( молния)(Слайд 8)
8.Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот, чудак, - смеётся брат,-
- Твой горох, ведь это (град) ( Слайд 9)
9.Звенит хрустальным бубенцом
Сбегая с крыши над крыльцом
Журчит, звенит, поет
Она ломает снег и лед (капель)( Слайд 10)
10.Он на улице живет,
Листья осенью несет,
А зимой несет снежинки,
Иногда весной дождинки,
Летом, если он подует-
С головы панамку сдует.( ветер)( Слайд 11)
Дети отгадывают загадки и описывают эти явления, воспитатель следит за правильностью речи и построением предложений, при необходимости поправляет и дополняет. .
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град?
Ответы детей: (летом).
Воспитатель: А когда можно увидеть снег, вьюгу?
Ответы детей: (зимой).
Воспитатель: А капель когда бывает?
Ответы детей: (весной).
Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас у нас время года?
Ответ детей: (Весна)
Воспитатель: Посмотрите на экран какие явления природы мы замечаем весной.( слайд 12) Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее прогревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины. Начинает звенеть капель.
Во второй половине марта появляются первые кучевые облака( Слайд 13). Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять.
В первой половине апреля сходит с земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам. ( Слайд 14)Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины ? узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Это явление называется ледоход. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.( Слайд 15)
А как вы думаете, ребята, благодаря чему начинаются в природе все эти весенние изменения? Ответы детей.
Воспитатель: Ну, конечно же, все благодаря яркому, теплому, весеннему солнцу!
. Давайте мы с вами отдохнем под ласковым весенним солнышком.
Проводится физкультминутка «Солнечные зайчики».(под музыку)
Воспитатель: Почему появляется капель и текут ручьи?
Ответы детей: Солнышко светит весной ярче, греет теплее и растапливает снег
Воспитатель: Многие явления природы (дождь, ветер, град, вьюга и т.д.)
влияют на состояние погоды. Дети, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра.( Слайд16) Ученых, которые изучают погодные явления, называют метеорологами (Слайд 17). Для составления прогнозов погоды они пользуются фотографиями Земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.( Слайд 18) По фотографиям метеорологи определяют, где будет холодно, а где тепло, какой ветер, где будет снег, дождь, и т.д. (Слайд 19)
Скажите мне, а как можно еще предугадать погодные явления?(Слайд 20)Как можно узнать будет солнечно, ясно, или пойдет дождь?( Слайд 21)
Ответы детей: (по народным приметам).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Предскажи погоду».
Проводится игра – «Предскажи погоду».
Воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду.
Приметы:
1. Солнце садится за тучу – (жди ненастья)
2. Яркий закат солнца – (день будет жарким)
3. Ласточки низко летают – (к дождю)
4. Много мошкары вечером – (к теплой погоде)
5. Муравьи прячутся в муравейнике – (к дождю)
6. Одуванчики днем закрываются – (к дождю)
7. Ласточки летают высоко – (дождя не будет)
8. Много рябины – (осень дождливая)
9. Звездное небо – (к похолоданию)
10. Прыгает лягушка по земле – (к дождю)
11. Дым из трубы кверху поднимается – (мороз ожидается)
12. Много желудей на дубу – (к лютой зиме)
13. Собака по земле катается – (дождик ожидается)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса. Это – солнце, дождь, снег, радуга, вьюга, капель, роса и многие другие. А скажите, какие чудеса нам природа подарила сегодня? Ответы детей: (дождь, ветер, и т.д.).
Воспитатель: Вы сегодня узнали, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Еще погоду можно определить, ориентируясь на народные приметы. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло нам свой свет и тепло. Я хочу подарить вам маленькие солнышки, чтобы почаще была хорошая погода и мы с вами могли гулять. Я желаю, чтобы солнце всегда вам ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми!